Проблемы транспортной отрасли
Какими должны быть параметры государственно-частного партнерства в морских портах Украины? Этот вопрос принял сегодня особую остроту в докерских коллективах, поскольку Министерство инфраструктуры планирует к концу года провести через Верховную Раду законопроект о концессии.
Кто же разваливает отрасль?
НЕКОТОРЫЕ специалисты считают, что при реформировании портовой отрасли следует опираться только на частных инвесторов, другие отстаивают позиции государственного управления на предприятиях. А вот представители Николаевского морского торгового порта, пикетировавшие на прошлой неделе Министерство инфраструктуры, заявляли: реформы отрасли тормозятся из-за того, что столичные чиновники, в частности, покрывают коррупцию на их предприятии. Они держали плакаты «Портами должны руководить профессионалы!», «Министра-марионетку коррупционеров в отставку!», «Омелян – министр развала отрасли», «Докеры Николаевского порта за отставку Омеляна!» Были также и плакаты с призывами вмешаться в конфликтную ситуацию премьер-министра Владимира Гройсмана и президента Петра Порошенко.
Однако и.о. начальника Николаевского филиала администрации морских портов Украины (АМПУ) Виктор Козонак поспешно заявил, что пикет портовиков возле Министерства инфраструктуры был организован частными стивидорными компаниями Николаевского порта, которые возили в Киев своих работников и которые сопротивляются переходу на новые условия работы в порту. Получается, что пикет организовали коррупционеры, «встревоженные» активной государственной позицией Владимира Омеляна. С ним транспортники начали предметно знакомиться с декабря 2014 года, когда Омелян был назначен заместителем министра инфраструктуры Андрея Пивоварского.
Частнику прибыль – государству хлопоты
ПАРАЛЛЕЛЬНО Омелян занял также должность члена Наблюдательного совета госпредприятия «Укрэкоресурсы». Это ГП на общегосударственном уровне организует систему сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья. В СМИ тогда появились расследования, в которых говорилось о бизнесе членов семьи Омеляна в сфере мусоропереработки и конфликте интересов. 14 апреля нынешнего года Омелян стал министром инфраструктуры Украины. Вскоре после назначения на этот пост он заявил, что готов уйти в отставку уже через месяц работы, если начатые реформы в транспортной отрасли будут блокироваться. Конечно, чиновникам любого ранга не следует делать опрометчивых заявлений.
Вот и Виктор Козонак как-то упустил из виду, что в конце октября, когда он собирал на встречу журналистов, то в официальном пресс-релизе брифинга администрации Николаевского филиала АМПУ отмечалось: «Фактически в Николаевском морском порту сложилась угрожающая для государства ситуация, когда постоянно декларируется рост грузооборота, создается общее представление об успешной работе порта, а на самом деле зарабатывает только бизнес — иностранные компании. Государство в лице ГП «АМПУ» почти ничего не получает и несет только разрушения государственных объектов портовой инфраструктуры».
Козонак объяснял журналистам на той встрече, что прежде частные стивидорские компании – операторы заключали с портами договора сервитута на право пользования причалами. С начала нынешнего года в Украине вступили в силу новые правила пользования государственной портовой инфраструктурой. Вместо договоров сервитута внедрена новая специализированная услуга – обеспечение доступа портового оператора к причалу. Также были пересмотрены тарифы на погрузочно-разгрузочные работы, которые не менялись с 2013 года.
Имена коррупционеров умалчиваются
ВИКТОР Михайлович отметил, что до сих пор стивидоры ООО «Никморсервис Николаев», ООО «Гринтур-ЭКС», ООО «Европейская транспортная стивидорная компания», ООО «Дунайская судоходная стивидорная компания», ООО «Южная стивидоринг компани лимитед», ООО «Стивидорная инвестиционная компания», ООО «НЭК» отказываются оплачивать новую услугу. Странным при этом было услышать безадресную критику, дескать, некоторые из этих стивидоров связаны с «бывшим руководителем порта и одним из народных депутатов Украины от Николаева». Зачем же, спрашивается, было созывать брифинг, если не собирались называть имена махинаторов, наживающихся на эксплуатации государственного имущества. Разве поможет делу критика коррупционеров, имена которых почему-то умалчиваются?
Следует отметить, что «бастующие» частные стивидоры формально продолжают платить за пользование портовой инфраструктурой. Но деньги они перечисляют на счета администрации по упраздненным договорам сервитута. Госпредприятие возвращает эти платежи как перечисленные «ошибочно», поскольку такие взаимоотношения теперь противоречат нормативным документам. Одновременно в судах частники оспаривают решение правительства, настаивая на своем исключительном праве пользоваться портовой инфраструктурой на основе договоров сервитута.
И им удается выигрывать эти суды, так как чиновники пока не позаботились о подготовке обоснованной правовой позиции по защите принимаемых ими управленческих решений. Одновременно компании-операторы пытаются в судебном порядке заставить местное отделение Фонда госимущества передать им в пользование причалы и портовую инфраструктуру на правах аренды. А пока, как было заявлено на брифинге, государство недополучило нынче от николаевских стивидоров по состоянию на 1 октября около 67 миллионов гривен.
И что же плохого в том, что николаевские докеры требуют от власти обеспечить честные возможности для частного бизнеса по использованию причальной инфраструктуры. Ведь они всего лишь хотят заставить чиновников работать на экономику страны и забыть об откатах с финансовых потоков.
Николаев.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |