В селе Озёрное Измаильского района никак не утихнет земельный конфликт. Невозможность или нежелание договориться двух противоборствующих сторон (жителей и руководства села) и подозрительная наблюдательная позиция районных властей привели к тому, что ситуация стала выходить из-под контроля.
Так, в понедельник утром, 28 ноября, более сотни озернянцев с толстой папкой документов в доказательство своей правоты пришли к сельсовету, чтобы услышать объяснения от руководителя села по поводу невозможности получить свои законные участки для ведения личного крестьянского хозяйства.
- Жители села пришли к сельсовету, принеся с собой документы, которые, как они считали, дают им законное право пользоваться земельными участками, которые им были выделены в 1996 году. В течение продолжительного времени мы не можем оформить право собственности.
А тут становится известно, что наши участки уже повторно розданы посторонним людям, которые даже не являются жителями села. Как такое получилось? — рассказал причину похода к сельскому голове депутат Озернянского сельсовета, руководитель инициативной группы Павел Ница.
Именно сельского голову Озерного Ивана Арнаута эти люди считают своим главным обидчиком, поскольку уверенны, что он, под предлогом необоснованного расширения границ села, пытается отобрать у них землю, которую уже негласно продал. На такие мысли озернянцев натолкнул, как известно, список из 20 счастливчиков, получивших по 2 га на этом злополучном поле, в котором не единожды значится фамилия Димов (см.фото).
На самом деле озернянцы и сельский голова обвиняют друг друга в аналогичных целях — корыстных.
- Сельский совет не распоряжается землями, расположенными за пределами населенного пункта. Это в компетенции Госгеокадастра.
И любой гражданин, согласно закону, имеет право получать свободную землю. По поводу конкретно этих земель. Когда было предложено произвести расширение территории села именно в южном направлении, была договоренность на сессии и направлено ходатайство в Госгеокадастр области с просьбой, пока не готов новый Генплан села, не выделять и не утверждать участки в этой зоне. А она по закону – ничейная (ее 80% не использовалось вообще), потому что много лет люди, которые сегодня возмущаются, так и не оформили права собственности на эти участки, также большинство из них не платили налоги на нее. Почему 20 человек получили участки почти на границе с Ларжанкой, не могу ответить, потому что я им их не выдавал. Я готов помочь людям решить их вопрос, только в законном порядке. Выход я вижу в том, что предложил Анатолий Урбанский во время нашего последнего общего визита к нему, — поднять решения 1996 года и проработать их на 2016 год. Всем людям из списка 1996 года дать по 50 соток, как им и было выделено, а потом уже решать дальше. Мы уже начали это делать, но нам не дают работать. Там 291 участок, из них в 84 случаях — человек умер и 14 — выехали за границу. С этими землями будем разбираться, как быть дальше. Но теперь они не хотят по 50 соток, требуют по 2 га. Но по столько на всех не хватит. И здесь я вижу конфликт интересов. Если эти земли потом окажутся в пределах населенного пункта, то люди смогут и продавать эти участки. А это большие деньги, учитывая, что у нас в селе старый дом под застройку стоит 10-15 тыс. долларов. Вот теперь эти люди, которые много лет незаконно и бесплатно использовали землю, зашевелились, — рассказал сельский голова Озерного
Иван Арнаут.
Вернемся к конфликту у сельсовета. Разговор жителей села и чиновника не заладился практически сразу же, обстановка накалялась и Иван Георгиевич решил сесть в авто и покинуть место неудавшейся встречи. Вместо этого ему пришлось просидеть заключенным в салоне своего автомобиля на территории пожарного депо несколько часов: сельчане блокировали выезд, требуя продолжения разговора. Не добившись желанного результата, а также посчитав поступок И. Арнаута оскорбительным по отношению к ним как к избирателям, присутствующие стали требовать отставки руководителя, при этом в знак пренебрежения периодически раскачивали его автомобиль. Во избежание более серьезных последствий вокруг машины выстроились несколько правоохранителей, прибывших еще накануне из Измаила. Толпа была настроена стоять так до тех пор, пока не получат землю, которую в течение почти двух десятков лет они обрабатывали, считая своей законной. Ходили даже разговоры устроить свой мини-майдан: бессрочную акцию протеста с палаткой и графиком митингующих.
Через какое-то время в село прибыли в.и.о. начальника Измаильского отдела полиции Александр Суржик и первый заместитель главы Измаильской РГА Геннадий Крышко, которому удалось уговорить недовольных жителей села выпустить из «плена» Арнаута, взамен пообещав к 16.00 привезти в Озерное представителя территориальной избирательной комиссии, который разъяснит, как правильно, по закону, должна проходить процедура выражения недоверия сельскому голове. Спустя четыре часа заточения в автомобиле Ивану Георгиевичу позволили уехать. О чем, собственно, участники спонтанного, но затянувшегося протеста пожалели, поскольку Г. Крышко в село в условленное время вернулся, но вместо представителя терризбиркома привез с собой лишь выдержки из законов по процедуре низвержения немилого руководителя села.
Справиться с двойной порцией обиды за один день со стороны чиновников смогли не все из числа тех, кто принимал участие в утрешних событиях. Сельский голова на следующий день на работу не вышел – взял больничный. Поэтому все оплеухи посыпались на его зама – Виталия Петрику, которого утром 29 ноября банально избили.
Насколько нам известно, поколотили чиновника хорошо — ему понадобилась медицинская помощь. В Измаильском отделе полиции по этому факту открыто уголовное производство по статье 125 (нанесение легких телесных повреждений).
Напомним, в конце прошлой недели, в ночь на 25 ноября, на крышу дома самого головы Озерного Ивана Арнаута неизвестные кинули «коктейль Молотова». Серьезного возгорания не произошло. Содержимое разбившейся бутылки растеклось по крыше и, погорев непродолжительное время, потухло само по себе. Злоумышленники пока не найдены.
Специалисты нам подтвердили: существующий порядок оформления земельных участков не предусматривает вмешательства ни районной власти, ни сельского совета. Сегодня любой гражданин может зайти в публичную кадастровую карту Украины, увидеть там свободные земельные участки, обратиться в Госземагентство и начать процедуру оформления земельного участка. А документом, подтверждающим право собственности на землю, является только факт ее государственной регистрации, ранее – госакт.
- На сегодняшний день на том поле, о котором все спорят, нет ни одного государственного акта на право собственности на землю и их никогда и не было. Это было решение на бумаге: выделялось, так называемое, тринадцатое поле, они сами его разделили между собой по участкам. Но за прошедшие 20 лет по тем спискам умерли около 90 человек.
Их участки заняли соседи, уже не имея никаких решений. Некоторые граждане свои участки продали или подарили, — говорит Константин Чумаченко, начальник отдела Госгеокадастра в Измаильском районе.
С одной стороны, вроде бы все ясно: простые сельские люди два десятка лет пользовались землей, которую по юридической безграмотности считали своей законной. Вот и получилось то, что получилось. Да, у всех озернянцев есть решение сессии о передаче в пользование земельных участков. Имеются также акты передачи в натуру этих участков (см.фото).
Есть заявления в Госгеокадастр с просьбой о выдаче госактов. И есть ответ о том, что сделать это невозможно, поскольку сельский совет против (см.фото).
Вопрос в том, почему неоднократные их попытки наконец все узаконить успехом не увенчались, в то время как двадцать человек, не проживающих в селе, в это же время беспрепятственно получили по максимальных 2 га? И почему эту землю выделяли не в чистом поле, а на уже обрабатываемых озернянцами участках, находящихся в процессе оформления госактов? О не хорошо пахнущей ситуации в Озерном с землей говорят даже опытные юристы и специалисты в земельных вопросах.
К сожалению, сегодня озернянцы в очередной раз отодвигают решение земельного вопроса на второй план, отвлекаясь на отчаянные попытки переизбрать сельского голову. Хотя он, скорее всего, является только вершиной “озернянского айсберга”.
Примечательно, но обе конфликтующие стороны впервые сошлись в одном – и те, и другие такие радикальные поступки, имевшие место последние несколько дней, не оправдывают и сожалеют о них, считая их результатом, в том числе, и бездействия власть держащих на более высоких уровнях, которые хладнокровно наблюдают, как в Озерном дерутся, причем уже в прямом смысле, за кусок земли.
В завершение отметим, что на сегодняшний день жители Озерного намерены и дальше отстаивать участки, которые считаю своими, в ближайшее время у них в планах заслушать отчет нынешних депутатов о проделанной ими работе за время их созыва и довести процедуру выражения недоверия И. Арнауту до логического конца.
Сам же сельский голова со своего поста уходить по собственному желанию не намерен, более того, уверен в поддержке большинства как депутатов, так и жителей Озерного. Кроме того, Иван Георгиевич думает над письменным изложением ситуации с самого начала (1996 года) и по сегодняшний день с прилагающимися документами, которое обещал, в случае свершения задумки, опубликовать во всех возможных местных СМИ и Интернет-изданиях.
По всему видно, продолжение следует…
От редакции. А двадцатке горячо желающих заняться крестьянским хозяйством посоветуем, что можно обратиться в другую громаду, например Муравлевскую. Может там к ним отнесутся более радушно. Или земля нужна им не для обработки, а успешной бизнес-продажи.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |