ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Хозяев даже не спросили
06.12.2016 / Газета: Одесские известия / № 96(4919) / Тираж: 18937

ЧМП, «ЧерАзморпуть», ЧПОРП «Антарктика»... Предприятия-легенды, еще совсем недавно приносившие городу и стране славу и немалые прибыли, обеспечивали работой и зарплатой десятки тысяч людей. Увы, по причине некомпетентности, а главное — чьей-то неуемной жадности — все они канули в Лету, обогатив так называемых бизнесменов при власти. А людям, которые не жалея сил создавали производство, осталась только память. Да невыплаченные зарплаты. Стало легендой мастерство одесских моряков технического флота. А теперь для проведения дноуглубительных и других гидротехнических работ в акваториях отечественных портов Украина вынуждена приглашать иностранцев. А где рыба, которой в изобилии нас обеспечивал океанический флот «Антарктики»! Кому она мешала?! Нынче в рыбные ряды на рынках и отделы супермаркетов большинство из нас ходит как на экскурсию — импортное морепродуктовое изобилие впечатляет, но не более того. Ведь разве что на министерскую зарплату можно позволить себе в домашнем меню норвежскую форель или палтус...

Но, оказывается, не все еще разграблено в родном отечестве. На сей раз алчный взор дельцов пал на 12 буксиров Одесского морского торгового порта.

13 ноября в Министерстве инфраструктуры Украины был подписан меморандум с дочерней компанией «DP World-P&O Maritime» о передаче буксиров ей. Цинизм мероприятия заключается в том, что подписывался документ под громким именем инвестиционного проекта. А теперь посчитаем. За суда «инвесторы» намерены заплатить 50 миллионов долларов. Причем только половину — сразу, а остальные 25 миллионов — в течение десяти лет. Как вы понимаете, за это время много воды утечет и, как говаривал бессмертный Ходжа Насреддин: «Или эмир умрет, или осел сдохнет»...

Но и это еще не все. «Инвестор» желает на эти 10 лет (как минимум!) получить в аренду места на причале, служебные помещения, мастерские и исключительное право на предоставление всех морских услуг в порту. Плюс к этому покупатель требует для себя безоговорочного права на перепродажу буксиров после оформления сделки. Министр инфраструктуры Владимир Омелян, как ярый приверженец приватизации всего и вся и, похоже, на любых условиях, даже невыгодных порту и стране, дал свое «добро» на этот «инвестиционный» проект. И, по вредной чиновничьей привычке, даже не поинтересовался у настоящих хозяев: а что, собственно, они думают о готовящейся в недрах министерства сделке?

Мы же спросили об этом у председателя профсоюза работников морского транспорта Одесского МТП Владимира Зайкова.

- Как вчера, так и сегодня портофлот остается одним из самых прибыльных

подразделений нашего предприятия. За девять месяцев 2016 года прибыль, заработанная буксирами, составила 270,4 миллиона гривень. Это 95% от всей прибыли портовиков.

Считайте сами: час работы одного буксира стоит около 20 тысяч гривень. А проводка к месту стоянки каждого большого судна требует участия двух-трех буксиров. За год портофлот дает в среднем 15 миллионов долларов чистой прибыли. То есть те 50 миллионов, о которых говорится в меморандуме, мы «закрываем» всего затри года.

- Но, может, с вами советовались? Просто как-то нелогично, даже дико звучит: буксиры, которые за 10 лет могут принести 150 миллионов долларов, продают за 50, с рассрочкой на десятилетие.

- Никто не советовался с нами. Участие профсоюза, к примеру, как гаранта соблюдения социально-экономических интересов трудового коллектива портовиков документом не предусмотрено.

Мы, естественно, выступаем против такого подхода к решению судьбы порта и его тружеников. Мы — против продажи буксиров, потому что, продав их, порт останется фактически без прибыли. А это первый шаг к его банкротству.

- Вам известно, кто получит выгоду от сделки?

- Наверное, иностранная компания, подписавшая меморандум... Хотя, может быть, есть еще какие-то стратегии и планы у руководства отрасли, но мы этой информацией не владеем. Подобные решения не должны приниматься без учета мнения трудового коллектива, все должно проходить, как сегодня принято говорить, открыто и прозрачно. В нашем случае ни того, ни другого нет и в помине. Зато есть давление. И на коллектив, и на нового руководителя порта Игоря Ткачука, так как он тоже против продажи буксиров и против такого подхода к решению судьбы порта и портовиков...

Кстати. В СМИ появилась информация о причастности к сделке руководителей стивидорной компании «ТИС» (совладельцы

- Андрей Ставницер, Олег Кутателадзе). В отдельных публикациях им даже приписывают авторство ликвидации портофлота: «...по мнению экспертов, одесский бизнесмен Андрей Ставницер и является автором сомнительной схемы. Он же и конечный получатель буксиров Одесского порта после их перепродажи. О дружественных отношениях Омеляна со стивидорной компанией «ТИС» в Кабмине и Раде наконец перестали говорить шепотом» (podrobnosti. ua, 24 ноября 2016 г.)

Правда это или злой оговор — судить не беремся. Это прерогатива компетентных органов. Но если мы потеряем еще и порт, как до этого потеряли почти весь торговый, технический, спасательный, рыбопромысловый флоты, нам, наверное, останется только выставить на продажу свою часть Черного моря.

24 ноября пресс-центр СБУ обнародовал сообщение об обысках в офисах и домах владельцев компании «ТИС», которые проходили в связи с подозрением в незаконном завладении шестью миллионами долларов корабельных сборов. В частности, в нем говорится:

«В 2015 году компания известного российского бизнесмена (Алексей Федорычев — авт.), которой принадлежит терминал, незаконно оформила права на получение части средств от портовых сборов, которые до этого времени поступали в ГП «АМПУ». Это стало возможным по причине оформления прав собственности на часть акватории Аджалыкского лимана, который, согласно Конституции, является собственностью украинского народа. Во время обыска оперативники спецслужбы уже изъяли значительное количество неучтенной валюты, а также печати офшорных компаний».

Автор: Анна БЕРДИЧЕВСКАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту