Двадцать пятое ноября водители автотранспортных средств, следовавших по улице Атамана Головатого в сторону центра, окрестили «черной пятницей».
В тот день из-за перекрытия движения в районе Пересыпского моста уровень пробок в городе достиг семи-восьми баллов.
Таков первый и пока единственный результат работ по запуску прямого трамвайного маршрута «Север – Юг» и анонсированного капитального ремонта транспортной развязки у Пересыпского моста.
Специалисты провели натурное обследование путевого хозяйства в данном районе. Установлено, что из-за высокой степени износа в проект необходимо внести корректировки. Их можно проводить без ограничения дорожного движения, поэтому транспортную развязку вновь открыли с 28 ноября.
За неделю до начала работ я побывал в департаменте транспорта, связи и организации дорожного движения Одесской городской рады. Директор департамента Александр ИЛЬКО сообщил:
– Мы проанализировали все варианты, произвели замеры движения транспорта, изучили наполняемость потоков. Предложили оптимальную схему, которая дает возможность не перекрывать полностью движение транспорта в районе Пересыпи. Работы по реконструкции транспортной развязки будут производиться поэтапно. И после того как подрядчики положат первый слой асфальта, мы сразу восстановим движение. А когда они будут готовы к укладке второго слоя, опять на несколько дней (ночью дорожники тоже будут работать) задействуем временную схему. Считаю, что мы проработали вариант, минимизирующий все неудобства для водителей.
Но реальность показала, что подобная схема все же имеет недостатки, которые при насыщенном транспортном потоке становятся причиной гигантских заторов и пробок.
♦Составляющие единой системы
В последние годы транспортная проблема в Одессе дает о себе знать все острее, и муниципальным властям приходится ломать голову над ее решением. Сегодня в городе более четверти миллиона легковушек, более тысячи пассажирских автобусов, около полутора сотен трамваев и сто троллейбусов. Плюс грузовой и спецавтотранспорт.
Как всю эту армаду движущейся техники организовать в единую ритмично работающую транспортную сеть? Чтобы и горожанам было удобно, и человек, впервые попавший в наш город, смог без труда добраться до места назначения. Задача не из легких.
Организация единой транспортной системы города возможна при выполнении ряда условий.
Прежде всего, на маршрутах должен функционировать транспорт, находящийся в нормальном техническом состоянии. Сегодня благодаря процессу децентрализации у местных бюджетов появились средства для обновления парка муниципального общественного транспорта – и в первую очередь электротранспорта.
Осенью прошлого года между Одесской городской радой и Европейским банком реконструкции и развития был подписан договор о гарантиях, в соответствии с которым стала возможна закупка очередной партии новых троллейбусов для города. А 7 ноября этого года состоялся тендер по закупке 45 троллейбусов по кредитной линии ЕБРР на общую сумму восемь миллионов евро. Победителями стали украинский «Богдан» и белорусский «Белкоммунмаш». С учетом пяти троллейбусов, уже пополнивших парк КП «Одесгорэлектротранс» в 2016 году, и стольких же, которые, по словам руководства предприятия, должны поступить еще до нового года, – это уже 55 новых машин, которые не стыдно выпустить на линии.
В будущем руководство города намерено перейти на электрические автобусы, которым не нужны контактная сеть и инфраструктура, – это существенная экономия материалов и финансовых средств. И в дальнейшем уже новые маршруты городского электротранспорта будут формироваться с учетом электробусов.
В отношении же трамваев, учитывая их дороговизну, руководство гордепартамента транспорта совместно с КП «Одесгорэлектротранс» задействовало несколько иную стратегию. Речь идет о модернизации парка.
– Мы получили технические условия на капитальный ремонт трамваев и наладили полный цикл таких работ у себя – на базе ремонтных мастерских, – говорит директор КП «Одесгорэлектротранс» Дмитрий ЖЕМАН. – В 2016 году уже выпустили три вагона, а до нового года надеемся модернизировать еще два. Все они – нашей местной сборки. Но это не значит, что мы совсем отказались от приобретения новых трамваев. Рассматривается вопрос о покупке многосекционных вагонов, и думаю, что в 2017 году мы сможем провести у себя такой тендер. Но пока основной путь – модернизация подвижного состава.
♦Включить режим экономии
В прошлом году КП «Одесгорэлектротранс» затратило на закупку электроэнергии около сорока миллионов гривень.
– Рост цен на электроэнергию привел к увеличению стоимости проезда, – продолжает Дмитрий Александрович, – и мы вынуждены были поднять тариф с двух гривень до трех. Закупка нового подвижного состава повлечет за собой экономию – за счет оборудования: оно в современных троллейбусах менее энергоемкое.
Кроме того, мы занимаемся реконструкцией подстанций, поэтому в итоге надеемся достичь серьезной экономии электроэнергии. Между прочим, наше предприятие – первое в Украине по этому показателю.
Кстати, КП «Одесгорэлектротранс» стало по итогам 2015-го лучшим среди родственных предприятий Украины, хотя в Киеве, Львове и других крупных городах страны электротранспорт значительно новее.
– Дело в том, – поясняет Д. Жеман, – что при определении победителя учитываются объем денежной выручки на пассажиро-километр, количество выходов подвижного состава на линию, расход электроэнергии, материалов и ряд других показателей.
Одной из основных предпосылок успешной работы горэлектротранспорта является реконструкция и модернизация трамвайных путей и дорожного полотна. В Одессе начата масштабная реконструкция Тираспольской площади и Преображенской улицы. Ремонт и модернизация дорожной инфраструктуры проводились в этой части города давно. А трамвайное разворотное кольцо на Тираспольской, по словам А. Илько, вообще ни разу не реконструировалось. Откладывать работы было нельзя, поскольку из-за катастрофического состояния полотна в любой момент могло произойти ЧП. Работы в районе Пересыпского моста тоже начаты во избежание аварий.
В перечне сделанного за последние годы по реконструкции дорожного полотна и сопутствующей инфраструктуры – трамвайная развязка на Куликовом поле, обновление Старосенной площади и другие работы.
♦На пути в Европу
Но несмотря на «точечную реконструкцию», частичное обновление подвижного состава и другие мероприятия, работа городского транспорта Одессы все еще далека от совершенства и вряд ли можно говорить о приближении к стандартам ЕС.
Воплощение в реальность единой системы городского транспорта в Одессе – задача, которую в нынешних экономических условиях решить непросто. Но первые шаги в этом направлении уже делаются.
Недавно в Киеве министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал введение в Украине единого электронного билета (ЕЭБ) на пассажирские перевозки. Вопрос о необходимости его внедрения поднимался уже не раз – в Мининфраструктуры считают реформу с запуском такого билета в общественном транспорте одной из самых важных.
Однако для реализации подобного крупного проекта нужна законодательная поддержка. Соответствующий законопроект (№ 3398), к сожалению, пока не принят. Не решен также вопрос о перевозке льготных категорий пассажиров.
Когда в Одессе появится ЕЭБ для проезда в общественном транспорте? Одесситы форсируют работу и хотят быть первыми в этом начинании. Мэр города распорядился проработать вопрос и начать подготовку к переходу на электронный билет. В городской раде уже создана рабочая группа по внедрению безналичной оплаты проезда в гортранспорте, руководителем которой назначен Павел Вугельман. В настоящее время департамент транспорта совместно с КП «Одесгорэлектротранс» готовит технико-экономическое обоснование проекта, который, надеемся, в обозримом будущем позволит урегулировать финансовые вопросы, связанные с перевозкой пенсионеров и других льготников. А их, по данным департамента транспорта, не менее 70% от общего числа пассажиров.
В мире существуют различные модели организации городского общественного транспорта. От прогрессивной, предусматривающей постоянное развитие всех его видов, до использования только одного из них. Свежий пример: по сообщению портала «газета.uz», недавно мэр Ташкента Рахмонбек Усманов распорядился прекратить трамвайное движение «в связи с постоянным увеличением количества автомобильного транспорта, недостаточной протяженностью уличной сети и неэффективной работой трамвайных маршрутов». И сейчас с ташкентских улиц убирают рельсы.
Украина выбрала в этой сфере европейскую модель, и хочется верить, что в Одессе со временем будет действовать единая эффективная схема городского транспорта.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.022Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |