ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Надо ли брать одесский порт на буксир
14.12.2016 / Газета: Окна / № 23(496) / Тираж: 5002

У многих докеров Одесского морского торгового порта (ОМТП) вызвало недоумение решение Министерства инфраструктуры продать буксирный флот предприятия по цене, почти равной доходу, который буксиры приносят порту за четыре года.

Предлагают убыточную «оптимизацию»

- Чиновники собрались реализовать 12 буксиров, являющихся одним из главных активов порта, за 50 миллионов долларов, — подчеркивают докеры. — А ведь буксирный флот приносит нам около 85 процентов прибыли. И за четыре года они зарабатывают предприятию около 50 миллионов долларов. О невыгодности этой сделки свидетельствует и то, что только 25 миллионов долларов из 50 будут выплачены покупателем после подписания соглашения, а остальная сумма поступит частями по 2,5 миллиона долларов в течение десяти лет.

Так, за прошлый год доход службы флота одесского порта составил 456 миллионов гривен, а чистая прибыль 343 миллиона гривен. При этом общий объем чистой прибыли государственного предприятия «ОМТП» за год составил 397 миллионов гривен. Сравнивая эти цифры, докеры невольно приходят к мысли, что, лишившись буксирного флота, порт приблизится к черте убыточного предприятия и банкротству. Поэтому неудивительно, что транспортные эксперты настаивают на том, что чиновники выбрали неудачный объект для инвестиций. Ведь такой поворот событий не только лишает порт основной прибыльной деятельности, но и может отрицательно сказаться на перевалке грузов, которой занимаются здесь частные стивидоры.

- Подготовка к этой странной сделке началась еще летом,- рассказывает механик Сергей Никитин.

- 22 июля между ГП «Одесский морской торговый порт» и компанией Р&О Maritime, являющейся «дочкой» глобального портового оператора DP World из ОАЭ, был подписан меморандум о сотрудничестве по улучшению работы буксирного флота в Одесском порту. А 18 октября от компании Р&О Maritime в адрес Мининфраструктуры и ГП «Одесский морской торговый порт» уже поступило письмо с предложением выкупить 12 буксиров одесского порта за 50 миллионов долларов.

«Мы сами знаем свои проблемы»

- Получается, — продолжает Никитин, — что покупателя интересует только высоколиквидный актив портофлота. А вот предложений по плавкранам, судам других категорий нет. Не исключено, что такая узкая заинтересованность продиктована тем, что в письме о намерениях Р&О Maritime, адресованном министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, покупатель предлагает предоставить ему в дальнейшем неограниченное право перепродажи буксиров, которые он собирается купить. А чтобы обезопасить себя от возможных претензий со стороны украинской правоохранительной системы, следует предложение: сделку регулировать не украинским законодательством, а материальным правом Англии и Уэльса, без учета конфликта принципов права.

В пресс-релизе, распространенном компанией Р&О Maritime, отмечается, что инвестиции в буксировочный флот одесского порта могут стать началом стратегического сотрудничества этой структуры в развитии портовой инфраструктуры Украины. Р&О Maritime собирается взять на себя обязательства по'совершенствованию существующей системы маневренных операций в одесском порту, «найти зоны по повышению эффективности» и «разработать меры для увеличения объемов работ и повышения прибыли». Одесские докеры не сомневаются в компетентности менеджеров Р&О Maritime. Ведь их опыт подтверждается опытом развития крупнейшего арабского порта Джебель Али, являющегося фактически базовым для DP World. И сегодня Р&О Maritime занимается разработкой и внедрением сервисных решений в области морского бизнеса по всему миру. Но у одесситов почему-то не вызвали «симпатий» заявления представителей Р&О Maritime о том, что буксировочный флот ОМТП действует менее эффективно в сравнении с портом Джебель Али, что он осуществляет в разы меньше проводок и требует значительной модернизации.

Работники одесского порта и сами хорошо знают свои проблемы. «О каких инвестициях может идти речь, если сейчас портофлот работает и зарабатывает деньги? В Р&О Maritime утверждают, что флот требует существенной модернизации. Возможно, это и так, но есть один нюанс. Флот в хорошем рабочем состоянии, поскольку это единственный в Украине портофлот, который ремонтируется и обслуживается в структуре самого порта. Этим частично объясняется и высокая рентабельность его деятельности», — говорит Алексей Мусатов, бывший директор судоремонтного подразделения ОМТП, а ныне глава регионального представительства межфракционного депутатского объединения «Содействие развитию водного транспорта Украины».

Кому выгоден «личный интерес»?

Кстати, полемика о будущем буксирного флота портов началась практически сразу после перехода нашей экономики на рыночные рельсы. И тогда желание «при-хватизаторов» завладеть портовыми буксирами встретило яростный отпор в докерских коллективах. Порты не прельщала перспектива пользоваться своим бывшим имуществом по расценкам частных компаний. He одобряет буксирную «операцию» и почетный гражданин Одессы, Герой Украины, бывший руководитель коллектива, а ныне почетный президент одесского порта Николай Павлюк. «Порт сейчас почти ни на чем не зарабатывает, кроме портофлота, это один из немногих прибыльных видов деятельности, — говорит Николай Пантелеймонович. — Зачем отдавать инвестору то, что и так приносит деньги, и во что он там будет вкладывать? Ведь есть предприятия, которые гибнут. Пусть ими занимаются инвесторы».

Недавно побывавший в Украине глава DP World Султан бин Сулаем подтвердил, что компания готова управлять буксирным флотом одесского порта, вкладывать в него инвестиции. Бизнесмен также заявил, что это может стать первым шагом его компании в дальнейшее инвестирование средств в нашу страну. Кроме того, компания DP World уже заявила, что готова предоставить нам техническую помощь в подготовке Закона о концессии, который сейчас готовится для подачи в парламент. За принятием этого документа должны последовать концессионные конкурсы с целью привлечения инвесторов на целостно-имущественные портовые комплексы. «Конечно, когда экономика трещит по швам, — говорили мне докеры на прощание, — грех отказываться от зарубежных консультантов. Вот только надо строго контролировать советы зарубежных бизнесменов. Нельзя забывать, что ими движет прежде всего личный интерес».

...И этот интерес очень активен. Поскольку продажа имущества одесского порта, входящего в перечень объектов, не подлежащих приватизации, прямо противоречит украинскому законодательству, то, как свидетельствуют народные депутаты, чиновники уже начали активные консультации с руководством фракций относительно поддержки поправок в соответствующий закон.

Автор: Владимир Крещук, «Рабочая газета»


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту