Украинские порты являются постоянными и надежными источниками доходов в области транспортного бизнеса, а также пополнений в бюджет всех уровней.
Но, высокий уровень ставок портовых сборов, взимаемых с судов в портах нашей страны, не позволяет максимально эффективно использовать их транзитный потенциал.
Согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 11.07.2013 года № 548 «Об утверждении Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года», одним из основных условий для развития портовой отрасли является реализация конкурентной тарифной политики.
Практика показывает, что действующие портовые сборы гораздо выше расценок в портах других стран Черноморского бассейна. Это — основной фактор падения грузооборота. К примеру, стоимость захода судна класса кейпсайз (Capesize) в 2016 году в порт «Южный» составляет 430 тысяч USD (из которых 326 тысяч USD — портовые сборы). Для сравнения, заход судна аналогично-
го класса в порт Новороссийск (РФ) составляет 123 тысячи USD, в порт Констанца (Румыния) — 112 тысяч USD, в порт Эрде-мир (Турция) — 64.5 тысячи USD.
В Украине, согласно Приказу Министерства инфраструктуры «О портовых сборах» от 27.05.2013 г. № 316 применяется семь видов портовых сборов: корабельный, канальный, маячный, причальный, якорный, административный, санитарный. Для сравнения, в порту Констанца (Румыния) таких сборов только три: корабельный (Portaccesstann), причальный (QuaytariS), якорный (Basintarifi).
О необходимости пересмотра тарифной политики отметил в своем депутатском запросе на имя премьер-министра Украины Владимира Гройсмана народный депутат Сергей Кивалов.
«В оптимизации нуждается количество портовых сборов, в частности, путем исключения тех из них, которые не справляются в конкурирующих черноморских портах. Тем более, что такие сборы часто не соответствуют логике предоставления услуг. Например, корабельный сбор взимается, в частности, за «каждый вход в
акваторию морского порта, операционную акваторию причала (причалов) ...» (п. 2.1. Приказа Министерства инфраструктуры от 27.05.2013 г. № 316). Но одновременно «во время каждого захода судна в порт» берут административный сбор (п. 7.1.) и маячный сбор (п. 4.1.). Фактически, два последних сбора —дополнение к корабельному и являются той же услугой», — подчеркнул Сергей Кивалов.
Народный депутат Украины и лидер Украинской Морской партии на основании исследований деятельности украинских портов утверждает, что современной международной практике не соответствует единица взимания портовых сборов, которая применяется в Украине в виде «условного объема судна, исчисляемого в кубических метрах и равного произведению трех величин (длина судна, ширина судна и высота борта судна), указанных в обмерном свидетельстве, или документе, его заменяющем». Во-первых, в большинстве портов мира для расчета корабельного сбора используется валовая вместимость судна (^озз1х>ш^е), указанная в международном обмерном свидетельстве, что
является более простым и понятным. Во-вторых, для некоторых видов портовых сборов используются другие единицы измерения: длина судна в метрах (LOA), за день пребывания для причального и якорного сборов; или мощность основного двигателя судна (МЕС) в kW для экологического сбора.
«Несовершенным является разработанный проект Методики расчета портовых сборов, подготовленный ООО «Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины». Ошибочным является ключевой методический подход, согласно которому «доходы от портовых сборов должны быть достаточными для покрытия расходов, связанных с эксплуатацией, воспроизведением объектов портовой инфраструктуры и получением инвестиционной составляющей, для дальнейшего развития портовой инфраструктуры» (п. 2.1. проекта). Ведь фактически все расходы на развитие инфраструктуры возлагаются на судовладельцев, и это делает украинские порты абсолютно непривлекательными для захода судов», — подчеркивает Сергей Кивалов.
Требует пересмотра существующая дифференциация в ставках портовых сборов между различными портами Украины. Например, корабельный сбор в портах Одессы и Черно-морска в 1,23 раза больше, а в порту Южный (наиболее высокие ставки в Украине) в 2,57 раза больше, чем соответствующий сбор в порту Николаев. Такая ситуация вызывает искусственное перераспределение грузопотоков.
«Поэтому для того, чтобы предотвратить потерю существующих транзитных грузопотоков, создать условия для их закрепления и развития, сохранить совокупный положительный эффект транзита для национальной транспортной системы, необходимо внести изменения в Приказ Министерства инфраструктуры «О портовых сборах Украины» с целью оптимизации и снижения ставок, количества портовых сборов и порядке их взимания, что, в свою очередь, будет способствовать более эффективному развитию портов и увеличению грузопотоков через украинские порты.Учи-тывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 15 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», в связи с актуально-
стью поднятых вопросов, прошу Вас принять меры, в пределах полномочий, относительно внесения изменений в Приказ Министерства инфраструктуры Украины «О портовых сборах» от 27.05.2013 г. №316 и других нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины с целью внедрения более конкурентоспособной структуры и ставок портовых сборов в Украине, — резюмировал народный избранник.
Депутатский запрос Сергея Кивалова базируется на серьезном анализе, увы, плачевного состояния морской отрасли Украины. Решить вопрос с портовыми сборами надо как можно быстрее. Иначе наша страна имеет все шансы потерять грузопотоки. А значит, еще одна финансовая артерия государства будет перерезана, а Украина окончательно обескровлена.
К чему это приведёт, даже страшно предположить.
Давайте не забывать о горькой участи Черноморского морского пароходства, когда-то второго в мире по количеству судов и объемам транспортировки грузов.
ЧМП кануло в Лету. О его былой мощи свидетельствуют пока еще живые порты...
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |