Результаты социально-экономического развития, нынешнюю финансовую ситуацию и перспективы дальнейшего развития Одессы в 2017 году мы обсудили в итоговом интервью с главным финансистом города — директором департамента финансов Одесского городского совета Светланой БЕДРЕГОЙ.
- В этом году бюджет города-2016 пересматривался несколько раз в сторону увеличения — как по доходам, так и расходной части. По каким составляющим, согласно оперативным данным, он будет выполнен, а по каким — перевыполнен, в том числе и в сравнении с 2015 годом?
- Значительные плюсы ресурсного обеспечения бюджета города мы оценили еще в 2015 году, что позволило также увеличить годовой объем общего и специального фондов на 573,3 миллиона гривень. Надо отметить, что это было первое увеличение объема бюджета за последние пять лет. Хочу напомнить, что в 2016 году объем бюджета города Одессы также увеличивался дважды на общую сумму в 1 миллиард 78 миллионов гривень. С учетом всех изменений бюджет города Одессы в 2016 году по доходам составил 6 миллиардов 869,6 миллиона гривень.
Темп роста ожидаемых поступлений доходов общего фонда бюджета в 2016 году по сравнению с 2015 годом составит около 150%, объем дополнительно полученных доходов — один миллиард четыреста миллионов гривень. Необходимо также отметить, что по Украине в целом за девять месяцев 2016 г. поступления собственных доходов в общий фонд местных бюджетов выросли в 1,4 раза.
По всем источникам доходов общего фонда бюджета города Одессы плановые показатели будут выполнены и перевыполнены. Необходимо отметить, что рост доходов бюджета обусловлен не только результатами децентрализации, но и мерами, принимавщимися руководством города по увеличению поступлений доходов в бюджет Одессы, администрирование которых непосредственно зависит от нас.
- Насколько удалось нарастить в 2016 году ресурсную базу бюджета города от платы за землю? Есть ли перспективы роста поступлений по этой статье в 2017 году?
- Плата за землю — это более 17% поступлений общего фонда. Ожидаемые поступления платы за землю за 2016 год составят 707,5 миллиона гривень, или 101,5% к уточненному годовому плану. В сравнении с фактическими поступлениями 2015 года поступления платы за землю в этом году увеличатся на 328,2 миллиона гривень, или в 1,9 раза. Это происходит за счет увеличения поступлений по земельному налогу на 216,1 миллиона гривень, или более чем в два раза, по арендной плате — на 112,1 миллиона гривень, или в 1,6 раза. Чем же обусловлен существенный рост? Есть несколько факторов. Прежде всего, индексацией нормативной денежной оценки земель (по состоянию на первое января 2016 г. индекс составил 1,433), и это объективная причина. Одесским городским советом, в соответствии с нормами действующего налогового законодательства, еще в 2015 году своевременно было принято решение от 10 июня 2015 г. № 6762 — VI «Об установлении ставок земельного налога в городе Одессе». Это коснулось категорий землепользователей, которые имеют в постоянном пользовании земельные участки, но не могут иметь их на таком праве в соответствии со статьей 92 Земельного кодекса Украины или используют земельные участки без надлежащим образом оформленных документов. Таким пользователям ставки земельного налога увеличены с одного до трех процентов от нормативной денежной оценки земель. Заключены новые договоры аренды земли по ранее принятым Одесским городским советом решениям. Всего за 11 месяцев 2016 г. по ранее принятым решениям заключено 77 договоров аренды земли. Договоры аренды на землю приведены в соответствие с действующим законодательством, то есть установлена ставка арендной платы в размере не меньше трехпроцентного земельного налога.
Надо отметить, что, согласно информации Главного управления Государственной фискальной службы в Одесской области, по состоянию на первое декабря 2016 г. налоговые декларации по арендной плате за земельные участки с учетом нормативной денежной оценки предоставили 696 субъектов, или 62% от всех субъектов хозяйствования, которые являются плательщиками арендной платы за землю, тогда как на начало 2016 года таковых было всего 34,6%.
С целью существенного снижения давления на бизнес, сбалансирования поступлений средств в бюджет города от платы за землю, в бюджете 2017 года учтена новая нормативная денежная оценка земель города Одессы, которая на 25,8% меньше по сравнению с базовой стоимостью земли в 2016 году, поэтому больших перспектив роста поступлений по данному источнику, как в 2016 году, не предусматривается.
- В последние годы главный финансовый документ города Одессы по праву считается социально направленным. Можно ли утверждать, что таковым он будет и в 2017 году и что об этом свидетельствуют показатели, принятые на сессии городского совета седьмого декабря?
- Бюджет 2017 года сохраняет социальную направленность, одним из основных показателей которой является реализация Городской целевой программы предоставления социальных услуг и других видов помощи незащищенным слоям населения города Одессы. На реализацию мероприятий данной программы из бюджета города Одессы в 2017 году будет выделено 260 миллионов гривень.
Основным показателем является то, что в 2017 году не только на 30 миллионов гривень увеличился объем средств, предусмотренных данной программой, но и повысились качество, доступность и адресность оказания социальных услуг. В цифровом выражении это выглядит так. Муниципальную помощь на оплату теплоснабжения в размере четырехсот гривень будут получать пенсионеры, уровень пенсии которых ниже 1700 гривень (в 2016 году был уровень ниже 1500 гривень). Поднятие предельной суммы привело к возможности охватить большее количество нуждающихся пенсионеров. Такую помощь в январе-марте 2017 года получат до 100 тысяч человек. Объем средств на выплату материальной помощи гражданам города, которые оказались в затруднительном положении, составит более 83,5 миллиона гривень, что больше в 2,5 раза, или на 55 миллионов гривень, по сравнению с 2016 годом. Кроме того, с 2017 года материальную помощь на улучшение социально-бытовых условий можно будет получить в районных администрациях города, что предоставляет возможность гражданам обращаться за помощью по месту жительства.
Как и в 2016 году, городская власть в новом,= 2017 году не останется в стороне от помощи ветеранам войны, семьям погибших (умерших) воинов и детям войны — это касается как участников Второй мировой войны, так и воинов, которые принимают участие в военных действиях на востоке нашей страны. Продолжатся выплата ежемесячной надбавки инвалидам войны в размере четырехсот гривень, финансовая поддержка ветеранов войны, семей погибших воинов, защищавших независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины. Кроме того, будет выплачена одноразовая помощь ко Дню Победы на общую сумму 20,4 миллиона гривень ветеранам, инвалидам, участникам боевых действий и детям войны.
- Второй год подряд органы местного самоуправления работают в условиях децентрализации. С одной стороны,регионам делегируются новые полномочия, с другой – расширяется ресурсная база дополнительных источников поступлений в местные бюджеты. Как децентрализация сказывается на новых возможностях местного бюджета на примере города Одессы и насколько в условиях реформы доходы перекрывают расходы?
— Я бы сказала так: сначала расширили базу, а потом начали добавлять полномочия.
Если сравнивать поступления в бюджет города за 2015 год (с учетом образовательной и медицинской субвенций, без учета других межбюджетных трансфертов и с учетом собственных поступлений бюджетных учреждений) с 2014 годом, то объем финансового ресурса города увеличился на
2 миллиарда 169,6 миллиона гривень. Хочу напомнить, что когда утверждался бюджет города Одессы на 2015 год, то расчетная сумма увеличения финансового ресурса планировалась в размере 1 миллиарда 129,6 миллиона гривень. Таким образом, фактически дополнительный финансовый ресурс за 2015 год увеличился на один миллиард гривень от запланированной суммы. Такой рост доходной части бюджета города в 2015 году главным образом объясняется изменениями бюджетного и налогового законодательства Украины. Так, в 2015 году в бюджет города Одессы начали зачисляться новые платежи. За год поступило совершенно новых платежей на сумму 334,8 миллиона гривень. Кроме того, за счет передачи ряда доходных источников из государственного бюджета в местный бюджет поступило 49,3 миллиона гривень.
Увеличение доходной части бюджета позволило, соответственно, увеличить расходы бюджета. По сравнению с 2014 годом расходы бюджета города увеличились на 1 миллиард 848 миллионов гривень, или 52,9%.
За 2015 год капитальные расходы за счет бюджета развития составили 993,5 миллиона гривень и по сравнению с 2014 годом возросли в 4,8 раза. В 2015 году были продолжены мероприятия по эффективному управлению долговыми обязательствами, в результате чего город Одесса полностью рассчитался по кредиту 2007 года.
Выполнение доходной части бюджета, а также стабилизация работы казначейства позволили ликвидировать кредиторскую задолженность бюджета уже в первом полугодии 2015 года, которая на начало года составляла 122,7 миллиона гривень. В рамках дальнейшей реализации реформ межбюджетных отношений продолжается передача полномочий государства органам местного самоуправления в пределах полученного финансового ресурса без выделения дополнительного финансирования из государственного бюджета.
Первое — это дополнительная нагрузка (446 миллионов гривень), которая легла на бюджет города Одессы в 2016 году, а также сохраняется и в 2017 году.
Второе. В соответствии с проектом государственного бюджета Украины, в проекте бюджета города Одессы на 2017 год предусмотрены расходы, финансирование которых в 2016 году осуществлялось за счет средств образовательной и медицинской субвенций из государственного бюджета или вообще не финансировались из бюджета. Дополнительная нагрузка на бюджет 2017 года – триста миллионов гривень.
Таким образом, для обеспечения надлежащего финансирования дополнительно переданных вышеуказанных полномочий в проекте бюджета города Одессы на 2017 год предусмотрено почти 750 миллионов гривень.
— Недавно Верховная Рада утвердила новые социальные стандарты на 2017 год. В частности, существенно возрастает минимальная заработная плата — до 3200 гривень. Как это решение отразится на зарплатах одесских бюджетников – учителей, врачей, работников сферы соцкультбыта?
— Увеличение минимальной зарплаты до 3200 гривень, предложенное Кабинетом министров Украины, основывается на прогнозном размере потребительской корзины в 2017 году. Еще 6 декабря народные депутаты сделали первый шаг в этом направлении: они проголосовали за законопроект № 5130 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України», которым будут урегулированы правоотношения в сфере занятости. Данный закон создает все условия для повышения минимальной зарплаты и увеличения социальных стандартов. В частности, отменена привязка расчета размеров должностных окладов к минимальной заработной плате, одновременно предусмотрена их привязка к прожиточному минимуму, утвержденному для трудоспособных лиц на первое января календарного года.
Законом Украины «Про Державний бюджет України на 2017 рік» предусмотрены расходы на повышение зарплаты работникам бюджетных отраслей. В том числе учтен тот факт, что все педагогические работники 8—12 категорий по Единой тарифной сетке должны «подняться вверх» на два разряда, что позволит повысить зарплату педагогическим работникам на 500—800 грн. Согласно принятым изменениям, заработная плата повысится у всех работников бюджетной сферы примерно на 30%, а у педагогического персонала — на все 50%.
— В какой мере наращивается ресурсная база бюджета развития на примере последних двух-трех лет? Есть ли резервы для дальнейшего увеличения поступлений по этой статье?
— В связи с изменениями в Бюджетном кодексе Украины с первого января 2015 года изменилась и структура формирования специального фонда бюджета города Одессы. Бюджет развития уже не является той основной составной частью специального фонда бюджета города Одессы, как было ранее. Удельный вес бюджета развития в объеме специального фонда бюджета города Одессы(без межбюджетных трансфертов) в 2016 году составляет порядка 50%.
В бюджет развития (без учета межбюджетных трансфертов) на сегодня поступило 214,7 миллиона гривень, в том числе от продажи земли и отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности, — 139,7 миллиона гривень, средств долевого участия — 75 миллионов гривень. При этом надо отметить, что, в соответствии с нормами статьи 71 Бюджетного кодекса Украины, в бюджете запланирована передача средств из общего фонда в бюджет развития. В первоначальном бюджете 2016 года объем средств составлял 814,1 миллиона гривень, а уточненный объем на сегодня составил 1 миллиард 961,4 миллиона гривень, что в 2,4 раза больше и в том числе за счет источников, которые переданы в общий фонд. Необходимо отметить, что в 2015 году город Одесса за последние пять лет по доходам
бюджета развития лидировал среди таких крупных городов Украины, как Харьков, Днепр и Запорожье. Оперативные данные поступлений в городскую казну не оставляют сомнений в том, что и 2016 год будет таким же показательным.
— Выполняет ли город свои финансовые обязательства перед кредиторами, в том числе иностранными инвесторами? О чем на сегодняшний день говорят кредитные рейтинги города Одессы?
— Да, выполняет. На сегодня реализуется проект «Развитие городской инфраструктуры» за счет кредита, полученного от Международного банка реконструкции и развития в сумме 45 миллионов долларов США. Срок погашения кредита — с 2013 года по 2027 год. Согласно графику, за период с 2013 года по 2016 год кредит погашен в сумме 9,4 миллиона долларов США, из них в 2016 году – 2,5 миллиона долларов США.
Для оценки кредитоспособности и с целью подтверждения независимости присвоения кредитного рейтинга город сотрудничает с двумя рейтинговыми агентствами, а именно «IBI-Рейтинг» и «Кредит-Рейтинг» (до 2016 года — «Украинское кредитно-рейтинговое агентство»). По результатам первого полугодия 2016 года IBI-Rating подтвердило кредитный рейтинг города Одессы на уровне uaA с прогнозом «стабильный». «Кредит-Рейтингом» также подтвержден кредитный рейтинг, а именно uaAА — с прогнозом «стабильный».
Уровень кредитного рейтинга города Одессы обусловлен высокими темпами роста доходной части бюджета и улучшением показателей ликвидности, в том числе в результате положительного влияния бюджетной реформы. Город сохранял диверсификацию экономики по видам экономической деятельности и низкий уровень концентрации поступлений в бюджет от основных плательщиков налогов и других обязательных платежей, а также высокий уровень бюджетной обеспеченности.
— По инициативе городского головы в нашем городе реализуется программа открытия новых и восстановления прежних детских садов. Кроме того, регулярно модернизируются поликлиники и больницы, туда закупается новое оборудование. В каком объеме планируется выделение финансового ресурса на эти цели в 2017 году из бюджета города?
— В 2017 году будет продолжено как строительство новых школ и детских садов, так и реконструкция существующих. Наиболее важными и крупными будут: строительство общеобразовательной школы на 1 000 учебных мест на ул. Маршала Говорова, 8 – в утвержденном бюджете на это уже предусмотрено 20 миллионов гривень; строительство детского сада в том же микрорайоне; окончание капитального ремонта (реконструкции) детского сада на ул. Базарной; окончание реконструкции общеобразовательной школы № 19.
Особое внимание уделяется учреждениям здравоохранения. В городе успешно реализуется Городская целевая программа «Здоровье» на 2015—2017 годы, в рамках которой за два последних года приобретено медицинское оборудование в наши больницы, поликлиники, роддома на сумму около пятидесяти миллионов гривень. Это направление будет продолжено и в 2017 году.
С целью более взвешенного подхода, пообъектное распределение средств бюджета развития на 2017 год, в том числе и по вышеперечисленным направлениям, будет осуществлено уже на следующей сессии Одесского городского совета.
В заключение отмечу, что важнейшая роль бюджета в жизни каждого человека рождает множество высказываний и афоризмов о нем. И сегодня, по моему мнению, очень правильным будет процитировать губернатора одного из штатов Америки Уильяма Уэлда: «Никаких «государственных денег» — есть только деньги налогоплательщика». Надеюсь, новый бюджетный период откроет новые возможности для развития нашего города. Бюджетные средства будут сконцентрированы на тех мероприятиях, которые смогут обеспечить наибольшую отдачу в кратчайшие сроки.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |