Прошлым летом в Одессе проходил международный форум, темой которого стала начавшаяся в Украине судебная реформа. Тогда судьи, правоведы, адвокаты, представители различных ведомств, в том числе Министерства юстиции Украины, а также ОБСЕ, обсуждая надвигавшиеся нововведения, с тревогой говорили о том, что они могут стать не только шоком, но и привести к коллапсу системы правосудия.
– Не исключено, что она перестанет работать на переходной период, который может растянуться на несколько лет. Второй риск – недостаточная продуманность системы реорганизации. Суть в том, что достаточно большое количество жалоб от недовольных судей может оказаться в Европейском суде, – предостерегал тогда реформаторов советник по юридическим вопросам координатора проектов ОБСЕ в Украине Александр Водянников.
Ведь во многих районных судах в связи с проводимой реформой фиксировали недокомплект кадров. Прозвучали даже такие заявления, что в скором времени суды в стране останутся без судей. Более оптимистично настроенные участники форума успокаивали, мол, все под контролем и бояться нечего. Судьи поднимали вопрос и том, что они находятся под огромным политическим давлением, что не должна существовать такая практика, когда группы людей, объявивших себя «активистами», заходят в зал суда, занимая первые ряды и пряча лица под масками, диктуют то или иное решение. «Такой «контроль общественности» превращает всю судебную систему то ли в бессмысленный балаган, то ли в суд Линча, а это уже совсем не европейский суд, к которому мы так стремимся», – заявляли представители судебной власти.
В ходе совместной пресс-конференции председатели судов Одесского региона – районных, апелляционного, хозяйственного, окружного административного, апелляционного хозяйственного, апелляционного административного, – а также территориального управления государственной судебной администрации, заявили, что осуществление независимого и непредвзятого правосудия в нынешних условиях становится практически невозможным. «Помещения не охраняются, общественный порядок в судах не обеспечивается, ведение дел сопровождается психологическим и физическим давлением на судей. Причем в обществе формируется стереотип, что такое поведение является нормой», – подчеркнула в своем выступлении председатель Одесского апелляционного хозяйственного суда Наталья Морщагина.
Судьи небезосновательно считают, что присутствие во время заседаний организованных групп людей, часто одетых в камуфляж и диктующих свои правила ведения дела, с одной стороны, несут в себе угрозу жизни и здоровью как судей, так и присутствующих в зале граждан, а с другой – ставят под сомнение законность любого решения, принятого в таких условиях. Это же мнение выражают и адвокаты, участвующие в процессах. Кроме того, судьям нередко угрожают расправой, звоня по телефону и требуя принятия того или иного решения.
По данным мониторинга Совета судей Украины, за прошедший год зарегистрированы более 60 заявлений о вмешательстве в деятельность судебной системы. Серьезную обеспокоенность такой ситуацией уже высказали многочисленные представители юридического сообщества: адвокатские объединения, союзы юристов, Ассоциация юристов Украины, а также представители бизнеса. На проблему обратили внимание и международные эксперты. Так, например, председатель консультативной миссии ЕС Кестутис Ланчинскас полагает, что без гарантии безопасности в судах не будет правосудия. А гарантировать эту безопасность должно государство.
Гарантии независимости судей – это не их привилегия, это право каждого гражданина на рассмотрение его дела независимым и непредвзятым судом, что является основным принципом правового государства, – считают правоведы.
В ходе пресс-конференции глав судов региона рефреном звучала мысль, что существование демократического государства Украина возможно только при взаимодействии всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – при осознанном желании четвертой власти – СМИ – беспристрастно, объективно освещать происходящие в государстве процессы.
Как может вершиться правосудие, когда, например, во время судебного слушания к зданию свозятся шины, собирается толпа агрессивно настроенных людей, из динамиков то оглушительно гремит музыка, то произносятся какие-то угрозы или ультиматумы? И когда суд принимает то решение, которое устраивает активистов, они считают это исключительно своей заслугой, не допуская мысли, что подавляющее большинство судей дорожат своей репутацией, авторитетом и уважением людей и не позволяют себе нарушать закон, какое бы давление на них ни оказывалось.
Андрей Битов, председатель Одесского апелляционного административного суда, рассказал журналистам о самой молодой ветви судебной власти – административной юстиции, которая рассматривает дела по защите граждан от неправомерных действий власти.
Одесский апелляционный административный суд при численности 34 судьи рассматривал в год более 100 тысяч дел. В основном это были социально значимые случаи, речь шла о наименее защищенных слоях населения, и подавляющее число этих дел были решены в пользу людей.
В ходе пресс-конференции было высказано мнение, что в последние годы представители исполнительной и законодательной власти навязывают украинскому обществу представление о тотальной коррумпированности судей всех уровней, что полностью дискредитирует судебную власть в глазах граждан Украины. И как следствие – вывод о необходимости в очередной раз реформировать судебную систему путем полной перезагрузки. Одной из целей подобной тактики, по мнению судей, является желание некоторых политиков сместить акценты в недовольстве населения с просчетов в их экономической деятельности на правовую сферу, то есть превратить судебную власть в козла отпущения, обвинив ее во всех нынешних бедах.
– Я хочу довести до всех граждан: суд действует только в рамках тех представлений, которые подаются в суд от правоохранителей, и мы не можем выходить за эти рамки. Если правоохранители передали в суд представление на избрание меры пресечения в виде залога – выбирается только залог. А в СМИ тиражируется – «продажный суд снова избрал залог», – говорит Сергей Кичмаренко, председатель Приморского районного суда г. Одессы.
– Неоднократно так называемые общественники обливали судей зеленкой, «минировали» здание, срывая заседания… При таких условиях реально работать? Поэтому Хозяйственный суд Одесской области и Апелляционный хозяйственный суд совместно 5 октября приняли решение приостановить рассмотрение дел. Это было первое в истории правосудия решение, когда судьи на общем собрании решили приостановить свою работу, – дополнил коллег Владимир Петров, председатель Хозяйственного суда Одесской области.
Председатель Одесского окружного административного суда Олег Глуханчук отметил, что благодаря СМИ сегодня общественность видит, что происходит в судах:
– И представители общественности, и журналисты были привлечены для работы в комиссиях, готовящих проекты, которые позволили бы очистить судебную систему от коррупции. Закон «О судоустройстве» с 30 сентября вступил в действие. Если мы хотим идти в Европу, то наша задача – не выходить за рамки правового поля ни при каких обстоятельствах. Только тогда у Евросоюза появится желание скорее открыть нам двери.
Тринадцатого декабря состоялась очередная пресс-конференция, на которой снова поднимался вопрос о критической ситуации и «надвигающемся коллапсе судебной сферы».
– Скоро некому будет рассматривать дела, – заявила Наталья Морщагина. – Количество судей уменьшается, количество исков растет, нагрузка увеличивается. Как результат – сроки рассмотрения дел будут затягиваться, а качество их рассмотрения – ухудшаться. Если не будут предприняты конкретные шаги по улучшению ситуации, может наступить коллапс.
Так, из 27 судей Апелляционного хозяйственного суда Одесской области семь человек написали заявления об отставке. Таким образом, уже в самое ближайшее время число судей в данном суде сократится на четверть, а еще пятеро имеют право на отставку за выслугой лет.
– В 2017 году количественный состав Апелляционного хозяйственного суда, похоже, будет насчитывать лишь 15 судей. При этом следует учитывать, что дела здесь рассматривают одновременно трое судей, что, естественно, еще более усложняет проблему, – констатировала Морщагина.
В соответствии с новым Законом «О судоустройстве», в течение двух лет изменится структура всего высшего звена юстиции: Верховный суд и четыре высших кассационных суда ликвидируются. Взамен создается новый Верховный суд, в котором будут гражданская, уголовная, хозяйственная и административная палаты.
Одна из целей реформы, как заявляли ее разработчики, – освободить судей от политической зависимости, так как их раньше назначала и утверждала Верховная Рада. По новому законодательству ВР этого права лишилась, а вот у президента право на назначение или перевод судей остается.
Сейчас в Верховном и кассационных судах работают порядка 300 судей. Новый Верховный суд начнет свою деятельность, когда будут назначены хотя бы 65 судей, а максимальное их количество – 200.
По новому закону преимущественное право стать судьей получили адвокаты и научные работники. Однако адвокаты не спешат использовать предоставленную им возможность и принять участие в конкурсе судей. «С одной стороны, это престижно, более высокий статус, с другой – высочайшая ответственность», – считают защитники. Да и финансовая сторона немаловажна. Опытный адвокат, например, как партнер преуспевающей фирмы, имеющий богатую клиентуру, зарабатывает гораздо больше судьи… Короче говоря, адвокаты пока думают, а судьи массово увольняются, считая разработанные для них тесты унижением, и предупреждают о надвигающемся коллапсе.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |