(Будни специалиста по лечению экзотических животных)
Он приехал на мотоцикле, испачканный слюной бенгальского тигра, которого сам вырастил в одесской квартире. Высокий, крепкий молодой мужчина с бородой смотрелся странно за накрытым кружевной салфеткой столиком городского кафе. «Сколько у нас времени?» – поинтересовалась я. «Мне обязательно позвонят», – весело усмехнулся он, глядя на телефон.
Мы несколько дней не могли с ним встретиться: каждый день надо спасать пациентов, и даже собственный недавний день рождения довелось праздновать в компании жирафа.
Леонид Стоянов – главный ветеринарный врач Одесского биопарка, ведущий в Украине специалист по лечению рептилий и экзотических животных, врач года по версии Украинской ассоциации ветеринаров по малым животным (USAVA; 2014 г.), спикер международных ветеринарных конференций, член Ассоциации ветеринаров по рептилиям и амфибиям (ARAV), заведующий ветеринарным отделением секции экзотических животных Международной ассоциации зоопарков и дельфинариев. И просто рисковый обаятельный парень.
♦Исполняя роль тигрицы
Когда слушаешь Леонида, не покидает чувство, что общаешься с героем приключенческого фильма или романа. Хотя все сюжеты из реальной жизни – она зачастую оказывается гораздо интереснее вымысла. Сам он признается, что любит «экшн», приключения. Прыгал с парашютом, но это не особо впечатлило: куда страшнее работать с коброй или укрощать льва, чтобы сделать укол.
Стоянова не назовешь кабинетным ученым или типичным ветеринаром. Хотя бы потому, что на работу он ездит на мотоцикле. На всякий случай возит с собой медпрепараты, зажимы, иглы. Несколько раз оказывал первую помощь пострадавшим в аварии людям. Однажды мотоциклист с девушкой на поселке Котовского врезался в микроавтобус, и Леонид, ставший очевидцем, поспешил на помощь.
– Девушка бедро от таза до колена стерла. Я обработал, кровотечение остановил. Ее парень, горе-водитель, отойдя от нервного шока, обвинил меня в том, что я к его девушке пристаю. Ну да, я ловелас еще тот... Устроил ему такое, что он взвыл: ключицу ему на место вставил.
Тяга к риску у Стояновых в крови: старший брат Леонида, Гиннессовский рекордсмен Евгений Стоянов, известен своим путешествием на мопедах, которое совершил вместе с Теодором Резвым от Улан-Батора до Одессы. А мама привыкла к тому, что сыновья у нее – сорвиголовы. Не обошлось без ее помощи, когда у Леонида жил бенгальский тигренок Арни, – доктору не всегда удавалось совмещать присмотр за малышом с работой.
– Я прилетел из Владивостока, где читал лекции. Прибыв в Киев, узнал, что тигрица в биопарке родила ночью и отказалась от тигренка. Тут же помчался на работу. Так что домой привез не только чемоданы, но и Арни, – вспоминает Леонид.
Воспитание хищника – дело хлопотное: каждые три часа надо кормить, помогать с туалетом. Тигренок даже спать привык на плече Леонида.
– Я был такая сумасшедшая мамаша – вел дневник, снимал, как он растет, – рассказывает врач.
И сейчас, показывая фотохронику из жизни воспитанника, любовно называет его «вонючкой маленькой», «карасем мелким». Да и как не проникнуться любовью к этому белому пушистому комочку, который ждет твоего возвращения с работы, встречая у дверей?.. Сейчас десятикилограммовый Арни живет в биопарке и радуется каждой встрече с Леонидом.
Как удавалось Стоянову справляться, сложно представить. Ведь у него и без того насыщенный график: постоянные звонки владельцев животных (зачастую звонят по ночам: «У нас питон уже год не ест»), днем – работа в биопарке.
Ну а дома тоже работа кипит: Леонид проводит исследования, пишет диссертацию на тему «Паразиты экзотических животных, завезенные на территорию Украины», читает специальную литературу... Ветеринария стала образом жизни.
– Счастье, что у моей девушки те же интересы. Она даже более сумасшедшая, чем я. Поразила меня своим одиночным путешествием в Африку, где проходила стажировку в Намибии. Сама поехала, в Африку! Она молодой, но очень грамотный ветврач. Вот недавно вместе железы удаляли кобре, хотя вообще предпочитаю все делать сам.
♦Экзотическая Одесса
Мода на экзотику появилась в Одессе не так уж давно. Наверное, поэтому никому раньше в голову не приходило заниматься лечением таких животных.
По словам врача, сегодня около 3% населения Украины заводят у себя экзотических животных, а в Одессе таких 30000.
– Заводят даже леопардов и тигров. На самом деле содержание таких зверей – очень непростой вопрос: законодательство у нас в этом плане не разработано. В Европе полиция следит за соблюдением нормативно-правовых актов: у питона должен быть свой террариум определенного размера; если животное страдает – плати штраф. А большинство наших соотечественников не готовы нести ответственность за животное. Заведут, поиграются, а потом пытаются сплавить куда-то. Ведь эти животные, в отличие от кошек и собак, не адаптированы к совместной с людьми жизни. А черепашку не жалко – выбросил в озеро и черт с ней. Я не считаю, что жизнь питона менее ценна, чем жизнь собаки, – уверен Стоянов.
Бывают, конечно, и ответственные хозяева. У жителя Ровно однажды заболела игуана. Проконсультировавшись с Леонидом по телефону, он выяснил, что нужна операция. Сел с игуаной в машину, проехал 700 км, отдал ее и уехал в тот же день.
– Человек проделал 1400 километров туда-обратно! Я прооперировал игуану, потом она прошла у меня реабилитационный период, – рассказывает врач, к которому даже крокодилы приезжают поездом.
Бывает, животные пытаются совершить побег. Наверное, им надоедает лежать на диванных подушках – охота поплескаться в пруду неподалеку, отправиться на разведку прилегающих территорий. Однажды ветеринару позвонил одессит с просьбой поймать парагвайскую анаконду, которая залезла в вентиляционную шахту частного трехэтажного дома.
– Послушали – шуршит. Взяли лестницу, вырезали дырку в потолке из гипсокартона – там хвост. Схватился за него, подергал, повис на нем. Так она меня на хвосте и держала. Змею за хвост ведь ни из какой норы не вытянешь... У нее две с половиной тысячи коротких мышц – она намного сильнее человека с его шестьюстами пятьюдесятью шестью мышцами, – объясняет Леонид. – Послушали, где еще шуршит, вырезали еще одну дырку, показалась голова – за нее и схватили. Она, конечно, выворачивалась, пыталась цапнуть…
Так что иногда вместо операций ветврачу приходится искать ядовитую кустарниковую африканскую гадюку в подъезде жилого дома или ловить крокодила в одесском водоеме...
♦Один в поле не воин
Наш герой мечтал, чтобы его работа была необычной, уникальной, единственной в своем роде. Поступил в ОГАУ на ветеринара, был волонтером в клинике – мыл полы, наблюдая, как работают другие врачи. Начал лечить рептилий, потом расширил практику – теперь он оперирует и других экзотических животных: например, крупных хищников – львов и тигров.
Окончив вуз, трудился в клинике «Центр здоровья животных», стажировался в России и Польше. Работал в дельфинариях Одессы, Киева, Харькова и Донецка. Был полгода главврачом в столичной клинике «Алден-Вет», но потянуло в родной город – вернулся в Одессу.
Стоянов постоянно учится, как любой уважающий себя врач. Если у него возникают сомнения, консультируется с теми коллегами, которые более компетентны.
– Чтобы не навредить животному, – поясняет ветеринар, в руки которого нередко попадают искалеченные врачами-импровизаторами животные.
Сам он помогает развивать отечественную ветеринарию в целом: занимается редактурой журнала «Мир ветеринарии».
Леонид – востребованный спикер не только в Украине: читает лекции в постсоветских странах, а недавно чешский герпетолог, профессор Зденек Кнотек пригласил его в Университет ветеринарной медицины и фармацевтики в Брно.
Несколько лет назад Стоянов основал школу герпетологии. Одной из целей проекта было создать сеть квалифицированных врачей-агентов по всей стране, которым жители могли бы доверить своих экзотических зверушек, ведь одного Стоянова на всю Украину не хватает.
– Сегодня в Украине немало моих воспитанников, есть такие, которыми горжусь. Например, в Киеве работает мой ученик, хороший врач, так что столичных пациентов я не принимаю, а отправляю к нему. Но сложную хирургию все-таки предпочитаю забирать себе. Хочу написать книгу, посвященную лечению экзотических животных.
Делиться знаниями Стоянову не жаль: чем больше появится квалифицированных ветеринаров, считает он, тем больше зверей они вылечат. А конкуренция среди врачей лишь стимулирует совершенствовать собственное мастерство.
– Да и по ночам все-таки спать хочется, а не консультировать по телефону хозяев экзотических зверей, – шутит Леонид.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |