![]() |
|
![]() |
![]() |
10 октября минувшего года в адрес министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна и исполняющего обязанности директора Одесского морского порта Игоря Ткачука поступило письмо, в котором компания Р&О Maritime FZE предложила выкупить 12 буксиров государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» за 50 миллионов долларов. Но деньги покупатели предлагали выплачивать не сразу. Половину суммы покупатель готов выложить после подписания контракта, а остаток — равными частями в течение десяти лет.
Откровенно говоря, это предложение стало неприятной новостью для Одесских портовиков. Дело в том, что еще 22 июля прошлого года между вышеназванной компанией из Объединенных Арабских Эмиратов и Одесским портом был подписан Меморандум о сотрудничестве.
В отношении проекта продажи буксирного флота предполагаемый инвестор свои намерения в подписанном документе полностью не раскрывал. В Меморандуме говорилось совсем о другом. В частности, инвестор выразил желание помочь улучшить буксирные операции, эксплуатацию других плавсредств, в том числе плавкранов, нефтеналивного, водоналивного, пассажирского и грузового флотов. Потенциальный партнер собирался изучить «возможности инвестирования в буксирный флот», разработать модель усовершенствования действующей системы маневровых операций в порту, определить направления по улучшению планирования, увеличения объемов работ и прибыли.
Красивые и заманчивые предложения. Не так ли?
В южном регионе у Одесского порта стойкая деловая репутация надежного партнера смело привлекающего для развития инвестиции — иностранные и отечественные. Эту репутацию активными действиями продолжает укреплять и нынешний руководитель предприятия — Игорь Витальевич Ткачук
Ведь именно Одесский порт стал пионером в области создания механизмов государственно-частного партнерства. Яркое тому доказательство — большое число стивидорных компаний, которые не первый год трудятся на территории предприятия. В общем, порт приветствует приход инвесторов. Но только при соблюдении двух условий: чтобы это не наносило ущерба государству и не ухудшало социально-экономического положения портовиков.
Примечательно, что руководство порта вместе с профсоюзом работников морского транспорта «Одесский морской порт» еще летом, когда готовился Меморандум, предупреждало министерство о том, что предложение о продаже буксирного флота предприятия является экономически необоснованным и нецелесообразным. Это подтверждается статистикой. Так, от использования судов службы флота порт получил прибыль в 345 миллионов гривен, а это 86 процентов от всей прибыли предприятия. По итогам 9 месяцев 2016-го года цифры подобные. Прибыль — почти 273 миллиона, что составляет 95 процентов.
Ведь если буксирный флот предприятия продадут иностранному инвестору по той схеме, что сейчас предлагается, то можно, как говорится, сушить весла. От государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» останется только название. И это не преувеличение. Потому что именно работа буксиров приносит основную прибыль предприятию, позволяющую портовикам получать соответствующую их труду зарплату, а государству — солидные отчисления в бюджет. Так зачем резать курицу, которая несет «золотые яйца»? Кому это нужно?
«Эффективное использование государственного имущества является задачей государственного предприятия, а задача профсоюза — контроль над соблюдением трудовых прав и социальных гарантий каждого работника», — говорится в открытом письме трудового коллектива ГП «ОМТП» в адрес руководства государства. Документ от имени портовиков подписал признанный профсоюзный лидер Владимир Зайков.
В письме также названы причины, по которым предложение компании Р&О Maritime FZE о покупке буксиров не может быть принято. Если, конечно, руководствоваться государственными интересами.
Так, инвестор абсолютно не думает о социально-экономических последствиях от продажи для трудового коллектива в долгосрочной перспективе. Покупатель предлагает заключить договор с работниками порта всего на один год. При этом не выражает готовности сохранить социальные условия действующего на предприятии коллективного договора.
Второй аргумент: сумма покупки — 50 миллионов долларов США — выглядит смехотворно. Такие деньги порт зарабатывает сам всего за четыре года.. Возникает вопрос — зачем государству продавать имущественный актив, который приносит очень неплохие деньги? При этом инвестор не выразил желания пробрести остальные фонды, что входят в состав портового флота, в частности, плавкраны. То есть, его интересует только то имущество, что приносит деньги. Содержать другие, менее рентабельные активы, нести по ним расходы он, как выяснилось, не намерен.
Наконец, предложение инвестора не содержит каких-либо компенсаций потерь государственного бюджета Украины от сокращения отчислений Одесского порта в виде налога на прибыль и дивидендов от прибыли.
Одесских портовиков поддержала Ассоциация портов Украины — «Укрпорт», которая обратилась к министру инфраструктуры Украины Владимиру Омеляну с требованием разобраться в ситуации. Ведь это абсурд! Некая зарубежная компания через профильное министерство хочет купить все наши одесские буксиры, чтобы использовать их у нас же по прямому назначению!
Подробности сделки пока не известны, но сразу понятно, что она абсолютно невыгодна для порта. Ведь буксиры являются самой прибыльной статьей доходов портовиков. Час работы одного буксира стоит около 20 тысяч гривен, а проводка каждого большого судна к местам стоянки требует участия двух-трех буксиров. Годовая прибыль от их использования превышает 15 миллионов долларов. Таким образом, сумма предлагаемой сделки — 50 миллионов долларов, — явно занижена.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
ИГОРЬ ТКАЧУК,
ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ ДИРЕКТОРА ГП «ОДЕССКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ»
- Покупателя интересует только высоколиквидный актив порта. Предложения относительно других основных фондов, которые входят в состав портового флота (остальные буксиры, плавкраны, суда других категорий) — отсутствуют.
В эту ситуацию должны вмешаться не только Ми-нинфраструктуры, но и Фонд госимущества. Потому что просто так отчуждать государственное имущество, даже в пользу иностранной компании с ми ровым именем, без решения ФГИ нельзя.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
НИКОЛАЙ ПАВЛЮК,
ГЕРОЙ УКРАИНЫ, ПОЧЕТНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ ОДЕССКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА
- Порт сейчас почти ни на чем не зарабатывает, кроме портофлота, это один из немногих прибыльных видов деятельности. Зачем отдавать покупателю то, что и так приносит деньги, и во что он там будет вкладывать? Ведь есть предприятия, которые гибнут. Пусть ими занимаются инвесторы.
Сегодня абсолютно ясно, что агрессивного покупателя из ОАЭ ( инвестором назвать его язык не поворачивается) интересует только высоколиквидный актив порта. Предложения относительно других основных фондов, которые входят в состав портового флота (остальные буксиры, плавкраны, суда других категорий) -отсутствуют. Одна из возможных причин такой узкой заинтересованности прописана в письме о намерениях Р&О Maritime, адресованном министру инфраструктуры Владимиру Омеляну. Согласно документу, потенциальный покупатель предлагает предоставить ему неограниченное право перепродажи буксиров, которые он собирается купить. А чтобы обезопасить себя от возможных претензий со стороны украинской правоохранительной системы покупатели предлагают, чтобы сделка регулировалась не украинским законодательством, а материальным правом Англии и Уэльса без учета конфликта принципов права.
Продажа имущества Одесского порта прямо противоречит украинскому законодательству. Одесский морской торговый порт входит в перечень объектов, не подлежащих приватизации.
Продать государственной имущество, которое приносит прибыль ежегодно и независимо от политических дуновений и смены руководителей — это, как минимум, не по-государственному.
По мнению экспертов помешать незаконной реализации этих планов может публичный резонанс и жесткая позиция премьер-министра и НАБУ.
КОГДА ЗАБЫВАЮТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА
Что представляет из себя порто-флот, из-за которого в эти дни разгорелась нешуточная борьба между иностранным покупателем и трудовым коллективом Одесского морского торгового порта? Это — 12 буксиров, специализированные малые суда, .спасательные судно. То есть, речь идет о внутреннем флоте, без которого жизнедеятельность порта практически невозможна.
Именно на порто-флот возлагаются буксирно-кантовочные и швартовые операции в акватории Одесского порта, ледовая проводка судов, заходящих в порт и выходящих из него, межпор-товая буксировка, снабжение судов питьевой водой в порту и на рейде водолеем «Родник», тушение пожаров со стороны моря, обеспечение безопасности судов-газовозов.
В меморандуме между ГП «Одесский морской торговый порт» и Р&О Maritime в качестве главной причины продажи буксиров указывается «неэффективность» их использования. Но ведь эта ни к чему не обязывающая фраза не означает, что нужно продавать портофлот.
Предлагаемые продавцом 50 миллионов долларов могут быть получены Одесским морским торговым портом самостоятельно менее чем за 4 года. Кроме этого, в случае продажи буксиров повисает в воздухе компенсация потерь госбюджета от сокращения доходов Одесского порта (налог на прибыль и дивиденды от прибыли) поскольку доходы от услуг буксиров в структуре доходов госпредприятия составляют более 80%. Зато порт обязуется предоставлять, как минимум, на 10 лет «неотложную аренду релевантного места» на причале Одесского порта покупателю, исключительное предоставление всех услуг в порту, удобные служебные помещения и мастерские.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |