ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Опасность, которая рядом
31.01.2017 / Газета: Одесские известия / № 7(4933) / Тираж: 18937

Когда в выпусках новостей различных отечественных электронных медиа появляются сюжеты об отравлениях суррогатным алкоголем и грибами, приводящих к человеческим жертвам, не хочется верить, что это происходит на самом деле. Но реальность оказывается весьма суровой: люди приобретают подешевле спиртные напитки неизвестного происхождения, собирают грибы в лесу, чтобы как-то прокормиться, или покупают их у случайных продавцов на стихийных рынках. Часто даже не задумываясь, что рискуют своей жизнью и жизнью родных и близких. И происходит это не где-то далеко, в глубинке, где жителям небольших населенных пунктов может попросту не хватать информации о степени опасности таких поступков. Проблема весьма актуальна и для Одессы. Многим пострадавшим от бытовых отравлений оказывают помощь в университетской клинике № 1 Одесского национального медицинского университета.

♦Пить или не пить?

– В этом году у нас уже побывало 385 пациентов с отравлениями алкоголем и его суррогатами, – рассказывает заведующий отделением анестезиологии с палатами интенсивной терапии университетской клиники № 1 ОНМедУ Алексей Рымашевский. – Среди них 309 мужчин и 76 женщин. К сожалению, четверых пациентов нам спасти не удалось. За жизни остальных пришлось серьезно побороться.

Одним из наиболее живучих заблуждений является уверенность людей в том, что отравиться можно только суррогатным спиртным. На самом деле смертельной может стать и доза алкоголя в 200 мл 96-процентного этанола (этилового или винного спирта), принятая за один раз. Скорость его всасывания резко возрастает, если пьющий страдает заболеваниями желудка. К примеру, гастритом либо язвенной болезнью.

При поступлении в организм больших доз спиртного, особенно в один прием, печень (основной орган, отвечающий за его обезвреживание) просто не успевает переработать алкоголь. И этанол, а также продукты его неполного распада накапливаются в крови, повреждая жизненно важные органы, – мозг, почки, печень, сердце. Печень здорового мужчины весом 80 килограммов за час способна полностью переработать только 8 граммов чистого спирта. А в 100 миллилитрах 40-градусной водки его содержится целых 31,6 грамма!

В целом симптомы отравления суррогатами алкоголя схожи с отравлением этанолом. У пострадавшего начинаются тошнота, рвота, боли в животе, диарея, появляются недомогание, общая слабость, нарушение координации движений и сознания, вялость, сонливость, снижается температура тела. Однако отравления метиловым спиртом и этиленгликолем – самыми опасными суррогатами – отличаются особой тяжестью.

В организме метиловый спирт окисляется до формальдегида и муравьиной кислоты, которые и оказывают главное токсическое действие. Симптомы отравления возникают через 12-24 часа после употребления суррогата. К уже перечисленным симптомам добавляются нарушения зрения (мушки, туман перед глазами, двоение изображения, слепота).

При отравлении метиловым спиртом очень часто поражаются сетчатка глаза и зрительный нерв, что во многих случаях приводит к слепоте. Стойкое расширение зрачка при отравлении считается весьма неблагоприятным признаком. В тяжелых случаях отравления метиловым спиртом смерть наступает от паралича дыхания и нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

При попадании этиленгликоля в организм он распадается на гликолевую и щавелевую кислоты, которые и определяют тяжелое течение отравления. Щавелевая кислота образует нерастворимые соли, которые закупоривают почечные канальцы, вызывая острую почечную недостаточность. Выраженные симптомы отравления возникают через 4-8 часов после употребления этиленгликоля. Через 2-3 дня после отравления возникают симптомы острой почечной недостаточности, могут начаться судороги и развиться кома.

– При тяжелых отравлениях алкоголем, сопровождающихся потерей сознания, судорогами, нарушением сердечной деятельности, коматозными состояниями, больного надо как можно быстрее везти в стационар, где есть палаты интенсивной терапии для проведения реанимационных мероприятий, – продолжает Алексей Рымашевский. – В домашних условиях спасти человека в такой ситуации практически нереально. И много смертей происходит как раз потому, что оказывается упущенным время, когда возможно нейтрализовать токсическое воздействие алкоголя методами современной медицины.

♦Лучше без кулинарных экспериментов

Практически внесезонными, как и отравления спиртным, остаются отравления ядовитыми грибами – бледной поганкой и мухомором.

Как показывает практика, избежать ошибок в выборе съедобных грибов не удается даже специалистам. Опытные грибники периодически тоже оказываются среди отравившихся.

Токсические свойства бледной поганки обусловлены аманитинами – самыми сильными для человека растительными ядами. А главная опасность заключается в том, что ее часто путают со съедобными грибами – сыроежками, зеленушками, серой рядовкой. Летальная доза аманитотоксинов для взрослого человека с массой тела 70 килограммов составляет всего 7 миллиграммов. Такое количество токсинов содержится в 30-50 граммах свежей бледной поганки.

В последнее время все чаще появляется информация о том, что некоторые из мухоморов, а их насчитывается примерно 7-8 видов, можно считать условно съедобными. Это и играет злую шутку, порой ценою в жизнь, с теми, кто решается на кулинарные эксперименты.

Отличительной особенностью отравления мухоморами считается появление зрительных и слуховых галлюцинаций, так как содержащийся в них токсин влияет на головной мозг.

Как сказал Алексей Рымашевский, отравление бледной поганкой заканчивается смертельным исходом в 40-90% случаев, а мухоморами – в 25-60%. Связано это с тем, что грибные токсины оказывают разностороннее разрушающее действие на организм, выводя из рабочего состояния органы и системы. Потому тем, кто отравился, тоже надо оказывать помощь как можно скорее. И оказывать ее в условиях больничного стационара.

♦Грезы-губители

Проблема отравления курительными смесями (спайсами) возникла относительно недавно – с 2013 года. Изначально это были растительные композиции, но затем на рынке появились спайсы с синтетической пропиткой. Сегодня так называют курительные смеси, обладающие наркотическим эффектом.

Состав курительных миксов совершенно непредсказуем, а дозировка вообще производится на глаз. Иногда спайсы называют «дизайнерскими наркотиками», так как их состав постоянно меняется, и потребители товара выступают, по сути, в качестве подопытных кроликов.

В нынешнем году в отделении анестезиологии с палатами интенсивной терапии университетской клиники № 1 ОНМедУ побывало 98 пациентов, отравившихся спайсами. Их удалось спасти, хотя нередки случаи, когда люди погибают от такого отравления еще до прибытия бригады «скорой».

Чем же опасен спайс? Сначала у человека снижается работоспособность, появляется слабость, затем происходит необратимое разрушение клеток головного мозга. У больных часто наблюдаются тахикардия, тревожные состояния, паранойя (излишняя подозрительность), галлюцинации.

Спайс лишает рассудка. Сразу же. С первой дозы. Спайсовый яд легко проникает в сосуды и стенки внутренних органов, он почти не выводится из организма. Вернуть человека, подсевшего на спайс, к нормальной жизни очень тяжело. Разрушительное воздействие на организм этих наркотиков в десятки раз превышает действие героина. Но наибольшая опасность спайса заключается в том, что для его употребления не нужно делать инъекции. Люди считают, что «трава» не может причинить вреда организму, ведь она была создана самой природой. На самом деле этот яд вызывает практически мгновенную зависимость.

По мнению Алексея Рымашевского, ни один случай тяжелого отравления не должен рассматриваться в семье пострадавшего как досадная случайность. Если родные и близкие не хотят, чтобы подобное повторилось, да с еще более печальным исходом, ситуацию надо подробным образом разобрать, обсудить и принять решение, как дополнить медикаментозную помощь.

Например, после отравления алкоголем или наркотиками полезно пойти на прием к наркологу. А в случае лекарственного отравления, когда пострадавший таким образом пытался уйти из жизни, не помешает визит к психологу или психотерапевту. Ведь, как известно, после первой неудачной попытки суицида человек может предпринимать их до тех пор, пока не добьется желаемого. Остановить это стремление к смерти могут близкие, объединив усилия со специалистами-медиками.

Автор: Світлана Комісаренко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту