ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Чтобы меньше было рифов
04.02.2017 / Газета: Одесские известия / № 8(4934) / Тираж: 18937

С карандашом в руках прочитал в газете за четырнадцатое января материал Таквора Оганесяна «Тугие узлы пассажирских маршрутов». Автор затронул животрепещущие вопросы, которые волнуют и перевозчиков, и тех, кто пользуется их услугами. Особенно заинтересовал меня, как руководителя автотранспортного предприятия, раздел, в котором речь идет о перевозке пассажиров льготных категорий.

К великому сожалению, государство, определив льготы, не создало реальной базы для их обеспечения. Если раньше в государственном бюджете были предусмотрены средства для компенсации затрат транспортных предприятий на перевозку льготников, то теперь такая госсубвенция отсутствует. Льготников, которых сегодня, согласно заявлению министра социальной политики Андрея Ревы, насчитывается одиннадцать (а было 26) категорий, должны опекать местные бюджеты. Все они, конечно же, имеют право на бесплатный проезд, но перевозчики, ввиду отсутствия полной компенсации затрат на эти цели, не в состоянии обеспечивать их льготы. Не случайно даже такие ве­дущие автотранспортные предприятия, как «Севертранс» (с 249 автобусами), несут убытки и закрывают нерентабельные маршруты. А что тогда говорить о нашем «Таировтранссервисе» с двадцатью «Эталонами» и «Богданами»? Два из них мы уже вынуждены были поставить на прикол. Без полной компенсации расходов на перевозку льготников этот процесс продолжится. Ведь согласитесь, нет никакого смысла работать себе в убыток. Пока же мы ограничиваемся уменьшением количества рейсов, работающих в режиме «обычный». А в среднем в день перевозим от 280 до 390 пассажиров льготной категории фактически за свой счет.

Исходя из сложившейся ситуации, на мой взгляд, надо четко, на законодательном уровне, определить механизм выдачи компенсационных выплат (речь идет не о затратах на горючее, масла, покупку зап­частей, обновление автопарка, а лишь о средствах на перевозку граждан, получивших от государства льготу). При этом определить четкие правила для местных органов власти по осуществлению такого механизма и запрещению перенацеливания предназначенных адресно денег на решение других вопросов. В прошлом году нам с большим трудом удалось «выбить» лишь часть денег на компенсацию, когда резко снизилась платежеспособность гривни. А в некоторых районах, как мне сообщили коллеги, не выделили на эти цели ни копейки.

В конце концов все может завершиться тем, что автобусы по этой причине не выйдут на маршруты. И что тогда скажут пассажирам те, кто игнорирует законные требования автотранспортников? Обвинят именно перевозчиков во всех грехах, хотя те добиваются выполнения требования Закона Украины «Об автомобильном транспорте» о компенсации убытков от льготных перевозок.

Каков же выход? Целенаправленно и своевременно дотировать, как это делается в Европе, убыточный пассажирский транспорт. Другой путь – и дальше повышать тарифы. Но в нынешних экономических условиях он неприемлем и может вызвать социальный протест. Тем не менее ситуация складывается так, что именно такая мера становится жизненно важной для предприятий-перевозчиков.

В высших эшелонах власти хорошо понимают это и постоянно ведут речь о развязывании «тугого узла». Жизнь подтверждает, что государству только организацией проведения тендеров на получение права перевозки и контролем за эксплуатацией маршрутов не обойтись.

На наш взгляд, необходимо разработать единый алгоритм действий для всех перевозчиков и в городах, и в сельской местности с учетом точного количества льготников на маршрутах. Самый удобный – монетизация льгот. Хорошо, что, по словам Андрея Ревы, правительство начало прорабатывать этот вопрос. Предполагается, что разным группам получателей помощи будет выплачиваться определенная сумма денег, чтобы они сами решали, как их потратить. Будет проведена инвентаризация льгот. Те, у кого окажется их наибольший набор, будут получать максимальную компенсацию. Я лично за такую монетизацию, ведь у нас, перевозчиков, не будет болеть голова о компенсации. В этом направлении «Таировтранссервис», как и другие предприятия, работает в тесном контакте с правлением Одесской областной ассоциации работодателей-транспортников во главе с Ильей Степановичем Тищенко и областной организацией профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства, которую возглавляет Владимир Павлович Чечеткин.

Сейчас в киевских кабинетах заговорили о внедрении электронной карты. В этом, безусловно, тоже есть рациональное зерно. Но для того, чтобы оно дало росток эффективности, потребуются немалое время, финансы и политические решения. Поэтому и на местах надо оперативно урегулировать вопросы, связанные с компенсацией за перевозки льготников. Во-первых, следует оформлять объемы льготных перевозок заказом в соответствии с Законом Украины «Об автомобильном транспорте». Во-вторых, в местных бюджетах должны определяться конкретные средства на компенсацию согласно с этим заказом. В-третьих, важно точно определить количество тех, кто имеет право на льготные перевозки, так как немало пассажиров не подтверждают это право документами. На мой взгляд, заслуживает внимания оный Захарьевского района, где создается программа компенсации за льготную перевозку отдельных категорий граждан. Разработан единый образец специального талона для бесплатного проезда по предъявлению документа на льготу и без права передачи другим лицам. Что важно, во всех сельских радах будут составлены списки льготников и определены объемы финансирования компенсации за их проезд. Бесспорно, такой механизм учета и контроля будет способствовать взаимопониманию между местной властью, перевозчиками и пассажирами. И, что важно, будет точно определен пассажиропоток и само собой отпадет подозрение, что перевозчики предъявляют завышенные данные для компенсации.

Что касается введения электронной карты, то высказываются разные мнения, предложения. Во Львове, в Виннице, Харькове и ряде других городов уже разработаны собственные, с учетом местных условий, способы внедрения в жизнь этого новшества. На мой взгляд, механизм внедрения электронной карты должен разрабатываться не на местечковом уровне, а на государственном. Иначе будет продолжаться нецелевое использование денег, автотранспортные предприятия также будут нести неоправданные убытки. А это повлечет за собой уменьшение поступлений в местные бюджеты, сокращение рабочих мест и ухудшение качества обслуживания пассажиров. И прав Таквор Оганесян, делая вывод о том, что «в работе перевозчиков немало еще рифов и подводных течений». Чтобы их стало меньше, и даже вовсе не было, надо принимать конкретные меры.

Автор: Юрий Одарий


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту