ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Смешные мудрецы
07.02.2017 / Газета: Одесские известия / № 9(4935) / Тираж: 18937

Творческая встреча с актером известной комик-труппы «Маски» Александром Постоленко в лектории Одесского художественного музея началась с небольшого вступительного слова, посвященного профессии клоуна и проблемам современного циркового искусства, а продолжена была видеозаписями с выступлениями великих «мастеров быть смешными».

Александр отметил, что сейчас у нас нет профессиональной системы подготовки комиков, при обучении даются лишь основы, и как итог – молодой артист вынужден сам, без чьей-либо помощи долго и мучительно искать тот уникальный образ, в котором наконец-то обретет творческую силу и свободу.

– Пока ты не начнешь «ломаться», прогибаться в пояснице, изобретать причудливую походку, – ты не станешь настоящим комиком, – считает он. – Вообще бытует мнение, что расцвет творчества клоуна – шестьдесят лет. В этом возрасте ему уже доверяют.

Александр Постоленко провел параллель с развитием циркового искусства за границей, ставя в пример крупнейший канадский цирк «Du Soleil». История «Цирка Солнца» начинается с 1984 года. Сегодня в его штате числится более четырех тысяч человек, а годовая выручка превышает 600 млн долларов. Но не все там так радужно, как может показаться на первый взгляд. За ширмой безупречного мастерства и больших прибылей скрывается не столько творчество актеров, сколько дисциплина и отточенная до совершенства система выступлений. После подписания договора (обычно он заключается на четыре года) клоун не имеет права сделать малейшего шага в сторону, поскольку импровизация в каком-либо ее проявлении запрещена.

– Ты просто артист «Цирка дю Солей» и больше никто! – акцентирует внимание Александр Постоленко. – Цирк торгует персонажами, образами и никак не именами.

Но актер очень зависит от атмосферы зала, от публики. Зрители всегда разные, с отличающимся менталитетом, и каждый раз клоун должен подстраиваться.

– Выступления в «Цирке дю Солей» проходят два раза в день, с одним выходным в неделю, – продолжает Александр. – Вообразите, как сильно такой плотный график изматывает комика за контрактный период...

Любопытно наблюдать за развитием циркового искусства. Ныне преобладает узкая специализация. Если же обратиться к старой школе, то клоуны умели практически все: жонглировать, ходить по натянутому канату, играть на музыкальных инструментах. Клоунада была синтетическим жанром. Сегодня же цирковая клоунада в некотором упадке, театральная – развивается в своем особом ключе. И между ними есть большие различия.

– Когда стоишь на сцене и за спиной кулисы, то работаешь в одном направлении – только на зрителей, – продолжает Александр. – Но в цирке ты находишься в центре круга, и твой посыл должен дойти от нижнего ряда – к верхним. Поэтому возникает ряд сложностей.

А ведь есть еще и кинематограф. Словно магнит, он притягивает молодых талантливых комиков. Здесь и гонорары больше, и шанс удачно заявить о себе существенно выше.

Но тем не менее в Украине очень сильная цирковая школа, с глубокими традициями и выдающимися мастерами, которые, несмотря ни на что, растят молодую смену клоунов, мимов или же просто хороших актеров.

– Клоун – это не тот пластиковый дядечка, который стоит рядом с «Макдональдсом», клоун – это мудрое и бесполое существо, – с естественной при его профессии иронией объясняет Александр Постоленко.

Автор: Андрій Логашевський


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту