ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«ВОЛНЫ» СТАВОК ПОРТОВЫХ СБОРОВ
08.02.2017 / Газета: Моряк Украины / № 5(985) / Тираж: 10025

Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) «зациклилось» на экономически необоснованной портовой тарифной политике беспрецедентного в мировом судоходстве изменения уровня ставок портовых сборов, вызывающего справедливое недовольство у судовладельцев. В недалеком прошлом, к примеру, МИУ повысило ставки всех судовых портовых сборов, включая портовые сборы, на 58%(!) и грузовых — на 44%(!) без какого-либо экономического обоснования, а снизило на 50%(!) ставки только портовых сборов для судов при перевозке транзитных грузов, также без обоснования.

Теперь министр Владимир Омелян на встрече с предпринимателями в Европейской бизнес ассоциации анонсировал также нечто подобное: поэтапное — «двухволновое» снижение портовых сборов в морских портах по 30%. Оговаривая, что, возможно, «первая волна будет в этом году, а второе сокращение (еще «волна») — в следующем году».

Такое «жонглирование» уровнями ставок портовых тарифов в отечественных морских портах противоречит реальной необходимости:

- во-первых, установления экономически обоснованного их уровня, позволяющего компенсировать затраты ГП «АМПУ» на содержание и развитие инфраструктуры морских портов, обеспечивающих безопасность мореплавания в портовых водах и охрану окружающей среды в водах Украины, а также получать государству запланированные средства от административного сбора;

- во-вторых, повышения эффективности проводимой министерством тарифной политики. Получается, что руководство МИУ оперирует только двумя понятиями: «повышение» и «снижение» уровня ставок портовых тарифов. К сожалению, ему чуждо понятие «экономически обоснованный уровень ставок портовых сборов», основанный на принятой в зарубежном портовом ценообразовании стоимостной основе услуг, оплачиваемых портовыми сборами.

В отношении проведения МИУ процедуры двухволнового снижения портовых тарифов при проведении МИУ тарифной политики возникают интересные вопросы:

- какие это «волны» помешали министерству довести уровень портовых сборов в портах Черноморского бассейна до их уровня в порту Констанца (даже «менее»!) к обещанному сроку — к концу 2016 года? Об этом наш уважаемый министр торжественно провозгласил в Верховной Раде. И на каких специалистов рассчитано это послание;

- и на какой «волне» МИУ наконец-то представит новую, научно обоснованную Методику расчета ставок портовых сборов для их взимания с валовой вместимости судов, к разработке которой постоянно привлекались международные специалисты, некомпетентные в вопросах портового ценообразования, без знания основ формирования действующей системы портовых тарифов в Украине. Не зря ведь ни один из вариантов проекта этого важнейшего отраслевого нормативного документа в области портового ценообразования до сих пор так и не принят ведомством. Обещанный МИУ срок представления этой Методики для обсуждения также давно истек.

Уровень портовых сборов и конкурентоспособность портов Украины

Учитывая небольшую долю затрат на оплату портовых сборов как в общих расходах судовладельцев на содержание судов, так и в общих транспортных затратах грузовладельцев, наивно полагать, что только путем снижения ставок портовых сборов приказа МИУ №316 можно повысить конкурентоспособность отечественных морских портов на международных рынках портовых услуг и привлечь дополнительные объемы транзитных грузов в Украину. Как будто все транспортные затраты грузовладельцев при реализации товаров (и их закупке) на мировом рынке через отечественные морские порты сводятся только к расходам, связанным с перевалкой их грузов в портах и, тем более, к расходам на оплату портовых сборов.

Высокая привлекательность отечественных морских портов (низкий уровень ставок всех судовых портовых сборов, в том числе портовых — на уровне порта Констанца (даже «меньше»), тарифных ставок за перевалку и хранение грузов на складах портов, а также высокое качество обслуживание клиентуры) будет сведена на нет высокими затратами грузовладельцев на оплату транспортировки грузов наземными видами транспорта при реализации (или закупке) на мировых товарных рынках через морские порты Украины. Поэтому проблема повышения привлекательности для грузовладельцев морских портов вообще должна решаться комплексно -путем проведения МИУ экономически обоснованной, взвешенной и согласованной тарифной политики на всех видах транспорта, участвующих как в транспортировке грузов, включая автотранспорт, владельцы которого также заинтересованы в повышении объемов перевозки грузов, так и в перевалке грузов в портах. Это относится и к тем структурам, которые, непосредственно не участвуя в транспортировке грузов, значительно повышают транспортные затраты грузовладельцев.

Автор: Всеволод Попов, к.э.н., почетный работник Министерства транспорта Украины


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту