ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Разрешить нельзя запретить
14.02.2017 / Газета: Вечерняя Одесса / № 17(10427) / Тираж: 10407

Исследования общественного мнения показали, что по вопросу возможности торговли с неподконтрольными украинскими территориями Донецкой и Луганской областей мнения разделены практически поровну. Похоже, что и в руководстве страны этот вопрос в процессе рассмотрения. Сложность состоит в гибридном характере ситуации. Трудно управлять транспортным средством, когда в одной упряжке оказались конь и трепетная лань.

Что касается ситуации с торговлей, то нужно учесть, что мы справедливо не признаем самочинные образования и самозванных ватажков. Но мы не можем не признать, что на неподконтрольных территориях проживают украинские граждане. Поэтому вопрос дожен решаться не формально, а по сути. Каким образом?

Таким, который учтет интересы украинского государства и в то же время интересы мирного населения на неподконтрольных территориях. Для этого прежде всего нужно разделить перемещающиеся через линию раздела товары на 4 группы и рассмотреть каждую группу товаров с точки зрения возможности или невозможности их перемещения и купли-продажи.

Речь идет о следующих группах: продовольствие; донецкий уголь; оружие и товары двойного использования; наркотические, ядовитые вещества и контрафактные сигареты и алкоголь. Среди вышеуказанных груп товаров третья и четвертая группы должны быть категорически запрещены как предметы торговли, а первые две группы заслуживают рассмотрения.

Рассмотрим вопрос о торговых поставках продовольствия мирному населению неподконтрольных территорий. Количество этого населения составляет сотни тысяч наших граждан. Если бы мы были единственным источником поставки продуктов и объявили блокаду, то последствия такого решения были бы ужасны и непростительны. Однако ситуация не безвыходна. Вместо торговых поставок продовольствия из Украины могут осуществляться аналогичные поставки из Беларуси и России.

Что в результате? Местное население на неподконтрольных территориях все равно за свои деньги получит продовольствие и затаит обиду, а наши украинские поставщики потеряют огромный рынок сбыта, который им не компенсируют страны ЕС. Таким образом, по первой группе товаров вывод ясен. Нужно разрешить и упорядочить торговые поставки продовольственных товаров из Украины для населения неподконтрольных территорий.

Что касается второй группы товаров, т.е. донецкого угля, то здесь нужно посчитать и взвесить все факторы. С одной стороны, покупая донецкий уголь, мы укрепляем экономику сепаратистов. В этом и есть проблема.

С другой стороны, без угля не смогут работать украинские предприятия, обеспечивающие поставку энергии и тепла. Альтернативная закупка южноафриканского угля ведет к значительному увеличению расходов на сам уголь и на его доставку. При расчетах может оказаться, что мы таким образом нанесем собственной экономике больший ущерб, чем сепаратистам.

И даже если ущерб наш и чужой окажутся равными, то следует подумать: так ли мы богаты, что готовы сознательно сами себе нанести экономический ущерб ради того, чтобы у вредного соседа случилось то же самое? По результату таких экономических и политических расчетов нужно принимать решение. А просто ложиться на рельсы и, размахивая лозунгами, останавливать и запрещать все подряд мне представляется неконструктивным.

А теперь о самом деликатном. О государственном контроле перемещений товаров через линию раздела таким образом, чтобы финансовые результаты такой торговли поступали в казну государства, а не в карманы дельцов, которые обогащаются в условиях боевых действий. Возможно, бесконтрольность в этой сфере и стала одной из причин вмешательства активистов и блокады перевозок на востоке Украины.

Эта проблема гораздо шире и не ограничивается Донбассом. Она касается всех перемещений товара, связанных с таможенным контролем. Разговоров много, перемен мало. Мы собираемся противостоять России, но не можем навести порядок и учет в своем национальном янтарном богатстве. В то же время известно, что по янтарному направлению мимо казны ежегодно проходит 7 миллиардов долларов. Этих средств хватило бы на увеличение ежемесячной пенсии на 1300 грн. всем двенадцати с половиной миллионам пенсионеров без исключения.

Есть над чем подумать. Есть кому думать. Настало время действовать.

Автор: Георгий ПИЛИПЕНКО. Писатель, журналист


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту