Отслеживать материал
В Одессе на финишную прямую выходит эпопея с аэропортом, реконструкция которого стартовала еще в 2011 г. Впрочем, конца ей не видно, хотя работы по возведению нового терминала завершились в конце января. При этом новая взлетно-посадочная полоса, ради которой, собственно, и затевался ремонт, продолжает, выражаясь образно, висеть в воздухе. Старая же все менее отвечает современным требованиям, на которые следует ориентироваться, если всерьез задумываться о развитии Одессы как туристического центра.
Под гребнем волны
В условиях острого дефицита каких-либо положительных примеров и здание нового терминала вполне сгодится для желающих порадоваться за страну. О завершении работ не преминули отрапортовать в самых разных ветвях власти, начиная с одесского мэра Геннадия Труханова. Хотя он и признал в ходе аппаратного совещания, что пока терминал принимали столичные эксперты, а со стороны города этот процесс еще впереди.
«Недавно мы узнали, что терминал сдан в эксплуатацию в Киеве. В Одессе его не принимали», — цитирует Труханова одесское издание Trassae95. Также мэр добавил, что новый терминал — это не только само здание, но и багажное отделение, стойки для регистрации и котельная. «Неизвестно, сегодня она подключена или нет, отапливает ли новое помещение», — поделился степенью своей информированности городской голова.
В то же время Труханов выразил надежду, что внутренние рейсы этот терминал будет принимать уже в начале марта.
Новый терминал общей площадью 28 тыс. кв. м по проекту испанской компании Ineco обещает удовлетворить эстетическим предпочтениям горожан, так как выполнен в морской тематике, с волнообразной крышей, при взгляде на которую гости Одессы сразу поймут, куда прилетели. Кроме того, частью декора аэропорта стали подвесные волнообразные светильники, а отделочные материалы (от производителей США, Бельгии и Италии) подбирались в лазурно-голубой цветовой гамме. Но это, наверное, поначалу, сейчас сайт аэропорта подчеркивает, что используются материалы только украинского производства. С курсом гривни оно и неудивительно.
Чтобы вызвать окончательное восхищение одесситов и их гостей, был применен принцип outside architecture, который, как утверждают пресс-релизы, позволяет гармонизировать пространство здания с окружающим ландшафтом. Тут у человека, бывавшего в Одессе, может возникнуть вопрос: с каким таким ландшафтом? Уж не с таксистами ли на кругу? Или полями между аэропортом и «7-м километром» с одной стороны и улицей Генерала Петрова в направлении города?
Сайт аэропорта (odessa.aero/ru/ reconstruction) утверждает, что площадь залов вылета обеспечит одновременно комфортное размещение пассажиров 12 рейсов — это было бы сложно представить в старом здании. У терминала будет четыре телетрапа и перрон на четыре самолета типа Boeing-737 и Boeing-767-200. По проекту предусмотрено около 5000 кв. м коммерческих площадей.
Итак, не прошло и шести лет, как терминал был построен (изначально его должны были завершить к декабрю 2013-го). Но вот с ВПП Одесса совсем не приблизилась к успеху, а без нормальной полосы самый модный терминал, даже с изваянием Посейдона и прочей красотой, остается сапожником без сапог. Или с сапогами — но без тех, кто их будет носить.
Коротка ВПП-шка
Напомним предысторию. Летом 2011-го было создано новое предприятие «Международный аэропорт «Одесса». 25% его уставного капитана внес город в виде имущества аэропорта, а 75% (360 млн. грн.) заплатил частный инвестор, а именно ООО «Одесса Аэропорт Девелопмент», под которым следует понимать известных в Одессе и стране бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского, с обязательством потратить 180 млн. долл. на реконструкцию объекта и найти инвестиции на строительство новой современной ВПП. Тогдашний заместитель одесского мэра Николай Ильченко даже уверял, что договор вступит в силу лишь после того, как инвестор привлечет деньги для строительства новой взлетно-посадочной полосы, а до этого момента договор может быть разорван в одностороннем порядке.
Из-за короткой ВПП аэропорт может принимать воздушные суда кода 4D и ниже. Кроме того, серьезные претензии у авиакомпаний были к качеству покрытия. Например, часто цитируется история о том, как лоукостер Wizz Air в 2008 г. несколько месяцев осуществлял рейсы из Одессы в Киев и из-за плохой полосы «менял колеса каждый день». В итоге руководство решило поберечь самолеты (и их колеса) и до сих пор в Одессу не вернулось, хотя присматривается к ситуации.
Поэтому удлинение ВПП с 2,8 до 3,2 км называли главной задачей всей реконструкции.
Довольно быстро стало ясно, что никаких инвестиций на ВПП инвестор не найдет. Ну а вскоре жителям Одессы нашлось что обсуждать и помимо сомнительной реконструкции аэропорта. Между тем доходы от эксплуатации объекта продолжали поступать предприятию «Международный аэропорт «Одесса», а не городу, как это было раньше (и они составляли 80% бюджетных поступлений от всех муниципальных предприятий Одессы).
Одесский горсовет в 2014 г. решил судиться со строителями терминала. Летом 2015-го Хозяйственный суд Одесской области частично удовлетворил иск Одесской мэрии и признал недействительной передачу аэропорта в частную собственность. Но осенью того же года, после рассмотрения апелляции, с влиятельными инвесторами было решено договориться мирно. Горсовет согласился не оспаривать законность создания совместного предприятия по реконструкции аэропорта.
Мир со строителями аэропорта активно поддерживал тогдашний губернатор Михаил Саакашвили, по мнению злых языков, спонсируемый теми же Кауфманом и Грановским. Сам Саакашвили пояснял, что изначально он бы, конечно, этим господам аэропорт не отдал, но в сложившейся ситуации («аэропорт уже отдан, яма выкопана») пришлось договариваться и с «сомнительными бизнесменами». Так как Саакашвили обладает большим талантом по переговорам, то он просто «пошел и договорился». А заодно пообещал завершение строительства новой ВПП в 2016 г., основываясь на переговорах с «различными международными фондами». У инвесторов и у государства, признавал Саакашвили, на это денег нет.
Хитрого инвестора не проведешь
Прошел год, но терминал все еще не был завершен. Каплей, переполнившей чашу терпения Труханова, возможно, стал его личный опыт взаимодействия с одесским аэропортом. В начале октября самолет с мэром полтора часа кружил над аэропортом, но туман не позволил сделать посадку, и пришлось лететь в Киев. Мэр был очень недоволен и напомнил, что еще 30 сентября, по условиям мирового соглашения, терминал должны были сдать в тестовую эксплуатацию. Но даже не в тестовом, а в самом лучшем своем виде терминал не решил бы проблему трухановской посадки, так как ВПП все та же.
Спустя всего две недели, на внеочередной сессии Одесского горсовета (19 октября) было принято решение о выходе мэрии из состава ООО «Международный аэропорт «Одесса» и возвращении активов, составивших 25% уставного фонда. Также в мэрии заявили, что собираются вернуть положенную часть прибыли от работы аэропорта за 2015—2016 гг. Решение принято, но юристы сразу напомнили, что инвесторы еще в 2013 г. передали большинство объектов аэропорта в залог, чтобы получить кредит в 30 млн. долл. в «Укрэксимбанке» и на эти деньги строить терминал. Соответственно забрать это имущество может только банк и потом продать кому-то, например горсовету.
В общем, игра ведется непростая. Кстати, Национальное антикоррупционное бюро прошлым летом зарегистрировало уголовное производство по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Одесского горсовета по предварительному сговору с ООО «Международный аэропорт «Одесса», КП «Международный аэропорт «Одесса» и ООО «Одесса аэропорт Девелопмент» по завладению коммунальным имуществом. В частности, к мэрии у НАБУ претензии как раз по мировому соглашению, которое «отменило любые обязательства частной фирмы перед горсоветом, в частности, привлечение $90—120 млн. инвестиций».
Саакашвили, дорабатывавший на посту губернатора последние деньки, снова поддержал... всех. «Что касается Одесского аэропорта, то там явно нарушил инвестор свои обязательства... Я по столу постучал... И мы каким-то образом добились того, что они построили терминал, он сейчас готов к эксплуатации... Когда Одесский горсовет сказал, что он выходит из договора по аэропорту, я лично это поддержал, потому что это правильно», — цитирует его «Таймер».
Т. е. правильно заключали мир, правильно вышли из него, правильно договорились с инвесторами, правильно и поругались снова — как говорится, «потому что последовательны».
В общем, понятно, что в любом случае Кауфман и Грановский не будут строить новую ВПП. С государством тоже все сложно, хотя неоднократно говорилось, что 1,6 млрд. грн. на это будут найдены. Вот только с каждым годом денег становится все меньше (а цена вопроса, естественно, наоборот, растет).
По словам директора аэропорта Виталия Портянко, именно новая полоса позволит круглосуточно и круглогодично принимать любые самолеты с учетом сложных метеоусловий в регионе с октября по март (туманы, плохая видимость). Проект новой ВПП был одобрен в 2013 г., но теперь, по словам Портянко, «рассматривается проект реконструкции действующей полосы», да и он «упирается в отсутствие финансирования». При этом директор сравнил с «узким горлышком» работу нового терминала со старой полосой.
«ВПП будет 2800 метров. Мы хотели, чтобы ее длина была 3200 метров, но оказалось, что руководство города, которое было до нас, умудрилось продать участки и там», — прокомментировал ситуацию Геннадий Труханов, озвучив еще одну любопытную причину: участки, соседствующие с аэропортом, проданы.
Итак, все говорит о том, что новая современная взлетная полоса останется несбыточной мечтой. зато у Одессы теперь есть очень модный терминал с крышей цвета морской волны (можно фоткаться на ее фоне). Еще там будет очень комфортно прогуливаться, учитывая, что количество рейсов вряд ли будет соответствовать расчетному максимуму, — пробивать дорогу в толпе не придется. Ну а лазурные светильники помогут забыть неприятные мгновения от посадки на старую одесскую ВПП.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |