Двухсотлетняя кредитная история Южной столицы
Стремительное строительство Одессы буквально с первых дней существования города на Черном море привлекало людей предприимчивых, энергичных и состоятельных. Одесса становилась одним из крупных финансовых центров Причерноморья. Амбициозные проекты, первым среди которых был морской порт, нуждались в устойчивом государственном, но не частном финансировании. А денег у Российской империи традиционно не хватало.
Стремительное строительство Одессы буквально с первых дней существования города на Черном море привлекало людей предприимчивых, энергичных и состоятельных. Одесса становилась одним из крупных финансовых центров Причерноморья. Амбициозные проекты, первым среди которых был морской порт, нуждались в устойчивом государственном, но не частном финансировании. А денег у Российской империи традиционно не хватало.
Апельсиновый кредит
О «взятке», отправленной одесским магистратом ко двору императора Павла I, написано довольно много. Потому напомним историю вкратце.
После воцарения на троне энергичного императора Павла I в 1795 году, финансирование строительства одесского порта было приостановлено. Из-за этого торговля, способная прокормить Одессу, не развивалась и к 1800 году город находился в упадке. Понимая, что все несчастья города коренятся в недостроенности порта, члены городского магистрата решили просить у императора 25-летнюю ссуду для города в размере 250 тыс. рублей, которую пустить на завершение строительства порта. За помощью в поддержании ходатайства «отцы города» обратились к директору Одесской таможни Михаилу Михайловичу Кирьякову-старшему, который зиму проводил в Петербурге. Вероятно, что именно по совету Кирьякова магистрат 3 февраля на своем совещании постановил: «...во изъявление ко двору Его Императорского величества от обывателей сего города верноподданнического усердия... как скоро прибудут к здешнему порту апельсиновые фрукты, не допуская прежде покупщиков к оным, повелеть привозителям, отобрав самого лучшего сорта три тысячи... которые приняв, отослать к Высочайшему двору...».
Свежие фрукты были доставлены в столицу с необычайной быстротой. Уже 1 марта император Павел I повелел «выдать 250 тысяч рублей заимообразно сроком на 14 лет». А за возврат суммы, по распоряжению Павла, должны были отвечать «все купцы города, как живущие сейчас, так и поселяющиеся там впредь».
Самое интересное в этой истории — судьба денег, присланных из столицы. Всего на строительство морского порта было необходимо чуть больше 2 млн. рублей. Ссуда в 250 тыс. рублей пришлась очень кстати. Но деньги одесситы отдавать не торопились. Впоследствии срок займа был продлен до 25 лет, с отсрочкой платежей на 14 лет.
После того как это время истекло, одесситы о финансовой помощи благополучно «забыли». Потом «сменился» император, за ним — другой. В общем, как говорят в Одессе, «денежки смыло волной».
Таможенные параллели
Прошло всего два года после получения необходимого городу и порту кредита, как уже новым императором Александром I было дано разрешение о предоставлении городу некоторых дополнительных выгод и преимуществ для поддержания его торговли. Императорским указом от 24 января 1802 года повелевалось для содержания в исправности гавани отделять на сей предмет ежегодно в городские доходы десятую часть из таможенных сборов (все таможенные сборы поступали в казну государства).
Наверное, не нужно быть историком, чтобы провести параллели между этим фактом и совсем недавним проектом областных властей Одесчины «освоить» часть таможенных доходов на строительстве трассы из Одессы в Рени. Видимо, подобные идеи всегда витают в нашем морском воздухе — только лови.
Впрочем, только льготами все не ограничивалось. Казна империи еще не раз отпускала немалые суммы для ремонта и улучшения порта: в 1850 году на эти цели было выделено 2 млн. рублей, а в 1865 году по ходатайству генерал-губернатора Коцебу — еще 4,7 миллиона рублей.
Дальше — понеслось. В 1804 году Ришелье ходатайствовал о предоставлении из казны 40 тыс. рублей на строительство собора. Эта сумма был предоставлена, а в следующем году ее увеличили до 100 тыс. рублей.
В 1806 году по случаю пожара, бывшего в доме-гимназии, Ришелье исходатайствовал заимообразно 50 тыс. рублей на возобновление сгоревшего строения.
Канализационный заём
В начале XX века в Одессе сложилась критическая ситуация с улицами — большинство из них не были замощены, и любая непогода, как и в наши дни, превращала улицы в непроходимые и непроезжаемые участки местности. Катастрофическая ситуация возникла на заваленной грудами твердого бытового мусора Пересыпи — из-за отсутствия канализации сюда стекались и жидкие отходы со всего города. На Пересыпи бушевали локальные эпидемии чумы и холеры. О качестве питьевой воды и говорить не приходилось!
Чтобы решить канализационную проблему, на одном из заседаний Думы было решено попросить у государства очередной заем. Идея была вполне осуществима, если учесть, что финансами Российской империи в 1902 году управлял выпускник физико-математического факультета Новороссийского университета действительный статский советник граф Сергей Юльевич Витте. К нему за помощью и советами отправились «гонцы» из Одессы. К сожалению, история не сохранила аргументов Сергея Юльевича Витте, которыми он убеждал императора Николая II оказать финансовую помощь Одессе. Но, тем не менее, в конце ноября 1902 года император дал разрешение на «Четвертый заем города Одессы» (так он назывался официально), который в народе прозвали «канализационным».
Город получил 10 млн. рублей. Деньги в государственную казну одесситы должны были вернуть в течение 52 лет. Но после переворота 1917 года, естественно, о долгах «царскому режиму» никто даже не заикался.
Винная льгота
За два года до «апельсиновых» событий городскому магистрату Одессы удалось «продавить» в столице отмену винного откупа в пользу города. Произошло это в 1798 году.
Что такое винный откуп? В Российской империи была принята система, при которой государство продавало право на торговлю спиртными напитками частным лицам на определенный период. После отмены винного откупа в Одессе все деньги от продажи прав на виноторговлю поступали уже не в государственную казну, а в городскую. О том, насколько значительными были эти средства, можно судить по городскому бюджету Одессы за 1802 год. В тот год городской доход составил немногим более 40 тыс. рублей. Из них доход от винного откупа —почти 37 тыс. рублей (более 90%). Говоря языком сегодняшних реалий, одесситы на своем примере показали все преимущества децентрализации еще 200 лет назад.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |