ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Долго ли умеючи
14.02.2017 / Газета: Одесские известия / № 14(4937) / Тираж: 18937

Лет десять назад мне довелось брать интервью у недавней выпускницы медицинского вуза, которая больше всего мечтала попасть в Голландию, – страну, тогда считавшуюся главным популяризатором семейной и страховой медицины в Европе. Девушке повезло, ее мечта осуществилась: по международной программе обмена специалистами она отправилась на двухлетнюю стажировку в Голландию. Я не теряла знакомую из виду, надеясь встретиться вновь и узнать о впечатлениях от реального погружения в одну из наиболее современных европейских систем здравоохранения.

Когда она вернулась, мы действительно встретились. Но разговора о преимуществах семейной и страховой медицины не получилось. Моя собеседница была крайне разочарована, так как, по ее мнению, реализованная в Голландии модель оказания медицинской помощи населению ориентирована не на поддержание здоровья людей, а исключительно на защиту интересов страховых компаний как представителей крупного бизнеса.

Вспомнила я об этом не случайно: предлагаемая к реализации в Украине модель страховой медицины грешит всеми теми недостатками, о которых пришлось услышать чуть более десяти лет назад. Неужели мы вновь не собираемся учиться на чужих ошибках, а настроены их упрямо повторять? До каких пор это будет происходить и почему? И какую цену мы заплатим за такой странный подход к реформированию здравоохранения?

♦Удаленный доступ

Весной этого года каждый гражданин должен будет подписать декларацию на обслуживание со своим семейным врачом. Его можно выбрать как из сотрудников центров первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), в которые превратились привычные поликлиники, так и из частнопрактикующих специалистов. По мнению разработчиков реформы, внедрение страховой медицины должно начаться с первичного звена. А именно – c подписания деклараций.

Хоть весна уже и не за горами, но до сих пор ни механизма выбора врача, ни образца декларации, ни перечня услуг, которые должен предоставлять семейный врач, еще никто не видел.

В моей поликлинике работают разные специалисты. Рискну предположить, что большинство живущего в округе населения, привыкшего именно к этому лечебному учреждению, постараются попасть к двум-трем наиболее знающим и опытным медикам. Если так, то у этих врачей тоже появится возможность выбирать себе более выгодных пациентов – ведь спрос на их услуги будет явно больше реальной возможности их предоставить. Потому хочется спросить у разработчиков модели реформирования: не коррупционная ли это составляющая и не приведет ли она к определенному перекосу, связанному с тем, что наиболее проблемные пациенты окажутся на попечении самых молодых и неопытных медиков?

Кроме того, с подписанием декларации кончится то время, когда мы могли без проблем вызвать врача на дом. Порядок предоставления медицинской помощи и утвержденные протоколы лечения определят перечень случаев, когда врач обязан посетить больного на дому. Во всех остальных случаях он вправе решить – посещать, отправить по вызову медсестру или проконсультировать пациента по телефону.

В связи с этим хочется спросить: как по телефону диагностировать инфаркт, начинающийся отек легких, перитонит? Симптомы этих недугов, которые уносят немало жизней, могут даже опытного врача, непосредственно осматривающего больного, ввести в заблуждение. А тут – по телефону…

И если пациент в результате неправильной диагностики в условиях удаленного доступа к врачу умрет, кто за это ответит?

Еще сложнее обстоят дела с семейными врачами в сельской местности. Здесь сказочники из Минздрава рисуют перспективы работы медиков с предоставлением отапливаемого и снабженного водопроводом жилья, с компенсацией затрат на бензин для служебного транспорта, в оснащенной необходимым оборудованием амбулатории.

Правда, обеспечить все это задуманное Минздравом великолепие предстоит местным громадам. Они, конечно, от таких перспектив, как говорится, сразу приходят в восторг и выстраиваются в очередь, чтобы позаботиться о семейном враче получше соседей…

Чтобы жизнь не казалась медикам сказочной, появится еще и новая контролирующая структура – территориальный орган Национальной службы здоровья. Она будет следить, не назначает ли кто-то из семейных врачей своим больным больше среднего по стране количества тех или иных препаратов, не превышает ли количество анализов, которые по его направлениям сдают пациенты. Честно говоря, очень напоминает контроль средней температуры по больнице. Только за превышение перечисленных и других показателей новая структура будет применять меры воздействия, то есть выполнять карающие функции.

А вот те, кто сможет уложиться во все усредненные показатели и не будет направлять пациентов на консультации к коллегам – окулисту, кардиологу, гинекологу, урологу, предпочитая все лечить самостоятельно, могут рассчитывать на поощрения. Правда, не ясно, не захочет ли в таких условиях доктор передержать пациента у себя, боясь потерять право на поощрение? От этого может пострадать здоровье больного, но к ответственности, скорее всего, никого привлечь не удастся.

♦Юридическая ловушка

В американских сериалах мы часто видим юристов, занимающихся защитой прав врачей или пациентов в их взаимоотношениях друг с другом и со страховыми компаниями. К такой практике чиновники Минздрава призывают и граждан Украины – мол, если чем-то недовольны, идите в суд.

Совет, конечно, хороший, но исключительно в теории.

Во-первых, и лечение, и ведение судебного разбирательства обходится недешево. А с падением уровня жизни большинства населения расходы на тяжбы, которые могут затянуться на годы, станут роскошью, доступной лишь единицам.

Во-вторых, сейчас резко сократится количество документов, заполняемых семейными врачами на пациентов. Так что в суд может оказаться идти просто не с чем: не будет никаких доказательств того, что человека диагностировали и лечили неправильно.

В-третьих, юридическая сторона обеспечения прав пациентов в условиях перехода на страховую медицину в отечественном законодательстве проработана очень плохо. Она по-прежнему основывается на бесплатности оказания помощи и совершенно не учитывает новых реалий. Заложниками этого положения с непредсказуемыми последствиями окажутся обычные люди. Что совершенно не смущает чиновников Минздрава: они обещают вносить коррективы по ходу процесса, нисколько не задумываясь, что нестыковки и ошибки могут стоить жизни многим пациентам.

Автор: Світлана Комісаренко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту