Нужно ли переносить Одесский порт за черту города?
Одесса родилась как портовый город и всегда этим гордилась. Но в последние годы бесконечные потоки фур, зерновые терминалы и километры причалов стали раздражать горожан. Появились смелые предложения превратить эти территории в культурный и туристический центр, а товарные мощности перенести «куда подальше». У портовиков планы другие: намыв территорий и новые «зернобанки». О том, как примирить интересы горожан и бизнеса, сделав побережье чище и красивее, спорили гости городского клуба «Одесса. Стратегия-2050» — архитекторы, общественники, портовики.
Верните море!
Главный аргумент противников расширения порта — закрытый вид на море.
— Меня возмущает, когда прогуливаясь по бульвару Жванецкого, видишь эти бочки зерновых терминалов.
Это моя малая родина. Представляю, что и со стороны моря порт выглядит печально, — признается специалист по планированию территорий Юрий Мельник.
Его поддерживает архитектор Владимир Халин. Он полагает, что портовики лишают Одессу не только вида на море, но и будущего.
— Будет расти транспортная нагрузка на город. Есть проект железнодорожной ветки через Пересыпь. Она перечеркнет широкие возможности для развития этого района, закрепив за ним статус депрессивного. Город будет разделен на две части, — опасается эксперт.
В то же время, Халин прогнозирует, что пользы от разрастания Одесского порта будет немного.
— Украинские порты загружены наполовину, а порт Южный, как самая глубоководная гавань, имеет куда лучшие перспективы роста. Не нужны и новые зерновые терминалы. Их емкость уже превышает экспортные возможности страны, а к 2020. году вырастет вдвое. Зачем же тогда строить новые «зернобанки» под парком Шевченко, закрывая вид на море с аллеи? — задает резонный вопрос архитектор.
Хотим, как в Барселоне
Владимир Халин уже много лет изучает развитие портовых территорий по всему миру. Он утверждает; все больше городов переносят грузовые мощности в пригород, превращая эти территории в зоны отдыха для горожан и туристов. Так поступают не только в богатых Америке и Европе, но и в тесной Японии, и даже в бедной Танзании.
Перспектива переноса порта есть и в Одессе. Группа инженера Андрея Скачека разработала проект уникального порта в Хаджибейском лимане с глубинами до 24 метров (глубина в Одесском порту — 13 метров, в Южненском — 19 метров) и огромными площадями под логистику и промзону. Строительство новой гавани обойдется в 4-5 млрд. долларов и уже заинтересовало иностранных инвесторов.
Но пока это только планы.
Общественник Юрий Никитин рассказал, что вынос грузовых мощностей из Одессы планировался еще в 1970-х годах. Именно с этим было Связано развитие городов Черноморск и Южный. К слову, в 1990 году даже был проведен Всесоюзный конкурс проектов по реконструкции центральной части Одесского порта. Там предлагалось устроить набережную с гостиницами, кафе и зонами отдыха.
— В испанской Барселоне подобный проект оказался чрезвычайно выгоден. Обустроенную на месте порта набережную ежегодно посещает 16 млн. человек, местный бизнес зарабатывает 300 млн. долларов и обеспечивает 7 тыс. рабочих мест, — уверяет Владимир Халин.
По его словам, перенос товарных мощностей принесет пользу и самому Одесскому порту. За городом больше места для складов и можно найти лучшие условия для судов, тогда как на месте старой гавани развиваются общественные зоны и туризм. По такому пути уже пошли около ста городов мира.
Порт наш насущный
Говорить о строительстве нового и облагораживании старого порта в Одессе пока рано. Об этом предупреждают не только портовики, но и независимые эксперты, которые не в восторге от их планов.
— Одесский порт это кластер предприятий и организаций, работающих не только в гавани, но и по всему городу. По моим оценкам, связанные с морехояйственным комплексом организации обеспечивают до 30 тыс. рабочих мест и дают только в городской бюджет около 1 млрд. гривен налогов, говорит эксперт Юрий Мельник.
По его мнению, в существующих условиях вынос порта за административные границы Одессы имел бы сложно прогнозируемые последствия для нашего города. А представитель Администрации морских портов Украины Вячеслав Вороной еще одним аргументом в пользу того, что торговый порт может оставаться в центре города, называет экологию.
— Мы вывели из Одесского порта все «грязные» грузы, такие как уголь и руда. В акватории порта вода чище, чем в других местах Одесского залива. Исследование показало, что в наших водах водится 26 видов рыб, — заверил Вороной. — И обратите внимание, что близость порта не мешает развитию туризма на том же «Ланжероне». У города есть еще 20 километров побережья. Кто мешает развиваться там?
Общественник Юрий Никитин считает, что не нужно драматизировать ситуацию.
— В любом случае переносить порт могут только сами портовики. Нужно создать им такие условия, такие положительные и отрицательные стимулы, чтобы они сами захотели уехать, — говорит Никитин.
Впрочем, Юрий Мельник допускает, что со временем Одесский порт может остаться без грузов: до войны китайские инвесторы готовы были построить глубоководный порт в Донузлаве на западе Крыма. Тамошняя гавань настолько удобна, что может перетянуть грузопотоки со всей Украины. И если Крым вернется в состав страны, не исключено, что политики вспомнят о проекте, чем обрекут остальные порты на упадок.
Участники обсуждения в клубе «Одесса. Стратегия-2050» констатировали, что сегодня у жителей Одессы — общественников, экспертов и простых горожан — нет возможности влиять на развитие порта. Жители Пересыпи уже столкнулись с тем, что жить на улицах, по которым регулярно разъезжают большегрузные фуры, становится невыносимо. Другое дело — Одесская мэрия. В муниципалитете могли бы обмениваться информацией с портом и знать о планах по строительству скандальных зерновых терминалов еще на стадии переговоров. Однако городские власти не напоминают портовикам об интересах одесситов. А когда стройка начата и в проект вложены большие деньги, то что-то изменить уже невозможно. Так наш приморский и туристический город постепенно лишается самого ценного — вида на море.
Куда растет Одесский порт?
Между тем, порт и сам вынашивает планы по созданию общественных зон и развитию туризма на своей территории. Правда, пока только в пределах Морвокзала.
- Пассажирский комплекс — это изюминка порта. Мы планируем обустроить там социальное пространство с зелеными зонами для отдыха, использовать территорию для проведения различных мероприятий, вроде гастрономических фестивалей и ярмарок, развивать деловой туризм, — рассказал Вячеслав Вороной.
По его словам, просчитываются варианты, как лучше связать Одесский мор-вокзал с городом. Ранее был подготовлен проект монорельса от Приморского бульвара, но когда он может быть реализован — неизвестно.
Еще один объект с туманным будущим — высотная гостиница «Одесса».
— Она непригодна к эксплуатации. Необходима реконструкция, ремонт, шумо- и теплоизоляция, — заявил представитель Администрации морпортов Владимир Шемаев.
Одесский порт, которому принадлежит 80% гостиницы, ранее обращался в Министерство инфраструктуры Украины с просьбой выделить финансирование на эти нужды. Правительство отказалось давать деньги, поскольку гостиничный бизнес не является профильной деятельностью порта.
Также на перспективы порта оказывает влияние и военный флот, расположенный в Практической гавани. Он будет пополняться: уже появились два катера-перехватчика, а к весне должны прийти еще четыре корабля.
Впрочем, что будет с Одесским портом через 5, 10 или 15 лет, сегодня не знает никто: слишком уж изменчива ситуация в Украине и мире. Если в перспективе мы сможем продавать не только зерно, но и машины, химикаты или текстиль, то место «зерновых банков» займут контейнерные терминалы. Если же в Одессу устремятся миллионы туристов, а сами горожане смогут регулярно ужинать в кафе и посещать выставки, порту станет выгодно построить набережную и убрать причалы и краны на Хаджибей.
Пока ясно только одно: если мы хотим видеть Одессу такой же красивой, благоустроенной, чистой и «человечной», как Ванкувер, Мельбурн или Барселона, то нам нужно дорасти до этих городов и по уровню экономики, и по уровню самосознания.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |