ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Лучше поздно, чем никогда...
16.02.2017 / Газета: Вечерняя Одесса / № 18-19(10428-10429) / Тираж: 10407

При правительстве Украины начал действовать «Логистический комитет», в состав которого вошли представители Мининфраструктуры, Минприроды, Минэнергоугля, Минагрополитики, Минрегиона, Минфина, Минюста, ГФС, Укравтодора, Укрзалiзницi, Администрации морских портов Украины, Укртрансбезопасности, Госавиаслужбы, а также Всемирного банка.

О былом отношении к логистике в высших коридорах украинской власти ярко свидетельствует пример прошлогодней отправки пустопорожних контейнеров по железной дороге с использованием черноморской паромной переправы из порта Ильичевск (переименованного недавно в Черноморск) в Китай. Затея с созданием «Нового Шелкового пути» по сценарию, написанному в киевских кабинетах, полностью провалилась, хотя идея такого транспортного коридора имеет право на существование и частично реализована в программе ТРАСЕКА.

А причина такого провала проста: чиновники надеялись только на директивные решения, совершенно не уделив внимания элементарным основам логистики.

Для того, чтобы принимать эффективные решения в условиях рыночной экономики, без таких наук, как менеджмент, маркетинг, управление конкурентоспособностью, логистика, грамотному специалисту сегодня не обойтись. Можно с полной уверенностью сказать, что потребность украинской экономики в специалистах в области логистики не может быть меньшей, чем, например, в области менеджмента или маркетинга. По сути, логистика является одной из разновидностей менеджмента, основанной на тесной кооперации партнеров из разных сфер экономики: снабжения, производства, торговли, транспорта, экспедирования и др.

По оценкам зарубежных специалистов логистический потенциал Украины весьма значителен, поэтому его необходимо активно осваивать. В Германии или Франции, например, 10—15% ВВП формируется за счет деятельности логистических компаний. В таких странах, как Польша, Венгрия, Румыния или, скажем, Турция, рынок логистических услуг интенсивно развивается уже около 15 лет, а в Украине этот процесс протекает очень вяло.

Замечу, что в настоящее время в Одессе работают несколько десятков логистических компаний, которые остро нуждаются в специалистах-логистах. К этому следует добавить, что, по мнению специалистов НИИ социально-трудовых отношений Министерства труда и социальной политики Украины, профессия логиста входит в сотню самых перспективных и престижных профессий.

Несколько лет назад украинский рынок образовательных услуг в сфере логистики начал развиваться достаточно активно. Более 15 отечественных вузов начали готовить бакалавров, специалистов и магистров по специальности «Логистика» (так называемых логистов). Среди них лидерами являются Национальный авиационный университет (г. Киев), Национальный университет «Львiвська полiтехнiка»

(г. Львов), Национальный фармацевтический университет (г. Харьков) и ряд других университетов и академий. К сожалению, в транспортной столице Украины — Одессе, кроме Национальной академии пищевых технологий, ни одно высшее учебное заведение не откликнулось на очевидный вызов со стороны логистического рынка.

Кабинет Министров Украины своеобразно «отреагировал» на вызовы логистического рынка в нашей стране: в 2014 г. специальность «Логистика» неожиданно была исключена (?!) из перечня специальностей Министерства образования и науки Украины. Многочисленные обращения ученых и специалистов в Министерство образования и науки Украины по поводу восстановления специальности в перечне ни к чему не привели.

Что касается одесских морских транспортных вузов, то пока они адекватно не реагируют на потребности рынка в специалистах в сфере логистики. Правда, в прошлом году в ОНМУ, на факультете «Экономика и управление», открылась новая образовательная программа «Логистический менеджмент» в бакалаврате и два года ведется подготовка в магистратуре по специальности «Морская логистика» для студентов 5-го курса заочной формы обучения.

В этом году общественная организация «Украинский логистический альянс» предприняла новую попытку привлечь внимание правительства к проблеме подготовки современных кадров по логистике и развитию логистического бизнеса в стране. В составе УЛА создан технический комитет по стандартизации в области логистики, в состав которого вошли известные специалисты и практики логистики. Задачей этого комитета является разработка профессиональных стандартов по логистическому обслуживанию клиентуры и подготовке специалистов в области логистики для народного хозяйства страны. Указанные стандарты должны основываться на международных стандартах и будут способствовать повышению конкурентоспособности Украины на международном рынке логистических услуг.

Михаил ПОСТАН. Зав. кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики Одесского национального морского университета, доктор экономических наук, профессор, член технического комитета ОО «Украинский логистический альянс»

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту