![]() |
|
![]() |
![]() |
Поводом для недавней пресс-конференции администрации государственного предприятия (ГП) «Морской торговый порт (МТП) «Черноморск» послужили, по словам организаторов, «неправомерные действия Ильичевского филиала государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (ИФ ГП «АМПУ») и частных компаний на территории предприятия.
Сразу оговорюсь: директор ГП «МТП «Черноморск» Сергей Крыжановский в пресс-конференции не участвовал: в это самое время он вел личный прием граждан. Устроители мероприятия нам объяснили, что дата и время приема граждан были определены еще за месяц вперед, а необходимость в пресс-конференции возникла внезапно.
Первым слово взял заместитель директора по производственной деятельности порта Алексей Меркт:
– В 2014 году между портом и компанией «Транс-Сервис» на правах государственно-частного сотрудничества был заключен договор о паевом содержании инфраструктуры, согласно которому с каждой переработанной «Транс-Сервисом» тонны груза порт должен был получать на содержание инфраструктуры 1,26 доллара. С мая 2016 года «Транс-Сервис» в одностороннем порядке вышел из договора, а спустя еще три месяца перестал не только платить, но и подписывать акты выполненных работ. В связи с чем порт не может выставить этой компании счет за оказанные услуги. В частности, за предоставление права «Транс-Сервису» работать на причалах, которые не находятся на фронте арендуемых компанией территорий. В основном свою деятельность ООО «Транс-Сервис» осуществляет через 12-й и 14-й причалы, но время от времени для работы использует причалы, принадлежащие непосредственно порту. Например, 19-й причал, из-за которого в январе разгорелся скандал. Сейчас там стоит судно под обработкой сахара. Сегодня ООО «Транс-Сервис» не выполняет свои обязательства по договору, действие которого заканчивается аж в 2022 году, к тому же он привязан к договору «Транс-Сервиса» с Фондом госимущества на аренду территории. Мы вынуждены были ограничить ему проезд по своей территории. Такова суть возникшего конфликта между двумя хозяйствующими субъектами, государственным и частным. И тут в него вмешался Ильичевский филиал ГП «АМПУ». На стороне частника.
Как позже объяснила заместитель начальника юридической службы порта Анастасия Чернышова, формулировка «в одностороннем порядке вышел из договора» в этом случае юридически некорректна. ООО «Транс-Сервис» безо всяких уведомлений и объяснений просто прекратил выполнять условия заключенного договора о паевом содержании инфраструктуры.
Портовики проявили настойчивость, и ООО «Транс-Сервис» в октябре 2016 года обратилось в суд с иском о расторжении договора с портом. Он вдруг оказался частнику невыгодным.
Остается только пожалеть, что директор порта Сергей Крыжановский проигнорировал пресс-конференцию, ибо он лучше своих подчиненных мог бы рассказать, что за черная кошка пробежала между портом и «Транс-Сервисом». Ведь незадолго до этого он в своем интервью журналу «Порты Украины» (№ 5, июнь 2016) оптимистично утверждал: «Наша задача – сделать максимально выгодным для государства переход из оперирования ГП в оперирование частной компании. Одним из примеров такого сотрудничества является компания «Транс-Сервис». Через склад, взятый ею в аренду, шла перевалка до 300 тысяч тонн грузов в год. После переоборудования компания обеспечивает перегрузку 800 тысяч тонн».
Суд первой инстанции портовики проиграли, и тут же подали апелляцию, предъявив смежникам иск на 6,5 млн гривень, невыплаченных согласно поныне действующему договору о сотрудничестве. Ибо судебное решение так и не вступило в законную силу. Следовательно, начиная с мая 2016 года долги ООО «Транс-Сервис» перед портом продолжают расти. Сегодня, по мнению А. Чернышовой, они ориентировочно составляют 20-25 миллионов гривень.
Начальник службы эксплуатации порта Владислав Шевелев назвал руководство Ильичевского филиала «катализатором конфликта». Похоже, небезосновательно.
Зная о судебной тяжбе между портом и «Транс-Сервисом», в ИФ ГП «АМПУ» ничего лучшего не придумали, как подлить масла в огонь: дали добро на постановку судна «Raeda» к причалу № 19, на котором «Транс-Сервис» может работать только с разрешения порта. Погрузку сахара в биг-бегах осуществляла компания «Транс-Сервис», и через порт пошли к причалу автомобили с грузом сахара частной автокомпании, не имеющей с портом договора о хозяйственной деятельности, без согласования схемы движения, что повысило, по мнению руководства порта, аварийный риск на предприятии. Не лучшим образом большегрузные машины повлияли и на дорожное покрытие внутренних путей в порту, а также на железнодорожные переезды. По иронии судьбы именно к состоянию этих объектов ИФ ГП «АМПУ» постоянно предъявляет претензии портовикам. Пикантность ситуации в том, что за въезд на территорию порта этих фур деньги взимает… Ильичевский филиал «АМПУ». На пресс-конференции прозвучала и цифра: 200 гривень за каждую. Порт же из всего этого получил только проблемы.
Судно «Raeda» погрузку сахара осуществляло своими стрелами, в то время как портовая техника простаивала. И не только техника. Не у дел оказались и докеры – частный оператор к погрузочно-разгрузочным работам привлек людей с улицы.
Докер-механизатор со стажем Владимир Левицкий на пресс-конференции негодовал:
– Какие-то посторонние люди разгружали сахар с автомобилей и тут же от руководителя работ получали наличные деньги, без всяких там налогов, сборов и отчислений. И на это никто не обращал внимания.
Можно понять, что портовики, справедливо чувствуя себя хозяевами предприятия, беспредел «чужаков» на своей территории терпеть не стали и заблокировали тягачом «Вольво» проезд к причалам. Ответ последовал немедленно: от «Транс-Сервиса» прибыл погрузчик со склада и оттащил «Вольво» с дороги. В итоге тягач был поврежден, дело вообще дошло до драки, после которой один портовик попал в больницу с переломом руки.
А дальше в дело вступила «тяжелая артиллерия» – ИФ ГП «АМПУ» по устному распоряжению его руководителя Геннадия Скворцова без объяснения причин заблокировал электронные пропуска в административный корпус порта (ул. Труда, 6) заместителю начальника отдела охраны контейнерного терминала И. Белоусову, ведущему инженеру службы безопасности А. Микитчаку. На следующий день подобной дискриминации подверглась еще одна группа специалистов порта.
А 26 и 27 января, рассказывают портовики, служба охраны филиала не пропускала на территорию порта портовые же автомобили «Вольво» с полуприцепами, следовавшие на АЗС-1 (территория порта) для заправки топливом. Из-за простоя транспорта госпредприятию был нанесен ощутимый материальный ущерб (однако сумма убытков не озвучивалась – еще не подсчитали). Но и этим дело не кончилось. С 26 января сотрудники службы безопасности ИФ «АМПУ» блокировали проход на 19-й причал портовикам, которые должны были подготовить бунты №№ 1,2,3,4 специализированного комплекса по переработке серы к приему глины, а также провести ремонт крана № 54.
В письме на имя начальника СБУ в Одесской области Сергея Батракова (аналогичные письма 20.01.2017 года были направлены в адрес министра инфраструктуры Украины В. Омеляна, прокурора Одесской области О. Жученко, руководству ГП «АМПУ» и др.), в частности, говорится (цитирую по тексту оригинала): «Враховуючи, що у випадку несвоєчасної підготовки бунтів для прийняття глини навалом та не підтвердження вантажовласником можливості переробки даного вантажу, ДП «МТП «Чорноморськ» буде позбавлене можливості здійснювати господарську діяльність на вказаному причалі та понесе значні збитки.
Водночас, слід зазначити, що ІФ ДП «АМПУ» перешкоджає проведенню робіт по ремонту крана № 54 та підготовці бунтів до прийому вантажу шляхом умисного відключення енергопостачання кранів порту через колонки №№ 417, 418, 419, 420».
Портовики в действиях руководства ИФ «АМПУ» усматривают нарушение п. 5 ст. 18 раздела 17, раздела 4 Закона Украины «О морских портах Украины», согласно которому Администрация морских портов не имеет права вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования в порту, препятствовать ей. А именно этим, по мнению портовиков, как раз и занимаются должностные лица Ильичевского филиала. Портовики обвиняют их в правонарушениях, предусмотренных статьями 206 (противодействие законной хозяйственной деятельности), 356 (самоуправство), 361 (незаконное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров, систем и компьютерных сетей) Уголовного кодекса Украины.
Уже после пресс-конференции портовиков группе журналистов удалось пообщаться с руководителем Ильичевского филиала ГП «АМПУ» Геннадием Скворцовым. Свой брифинг-экспромт Геннадий Павлович начал с обвинения:
– Когда 26 января судно «Raeda» пришло к причалу №19 и начались грузовые операции, вдруг возникли проблемы. Дирекция порта начала препятствовать оператору ООО «Транс-Сервис» осуществлять свои обязательства перед грузовладельцем и судовладельцем. Скажите, на чью сторону я должен был встать?
Г. Скворцов заявил также, что для него «нет различных условий как для частного, так и для государственного оператора», а о причинах невыполнения «Транс-Сервисом» договора с портовиками не знает ничего. И добавил, что «ни одного случая отключения электроэнергии в ущерб производственным операциям не происходило и не происходит». Претензии портовиков на сей счет он считает «инсинуациями». Правда, однозначного ответа, на какое время отключались колонки, чиновник дать не смог:
– Я не знаю, может быть, на сутки, может – на восемь часов! Но вопрос не в этом. К сожалению, порт избрал совершенно не тот путь, который бы помогал ему развиваться. На мой взгляд, уровень менеджмента, непрофессионализм довели порт до потери 50 процентов объемов грузооборота!
Что же касается положения дел в зоне прямой ответственности ИФ «АМПУ» – дноуглубительные работы, модернизация и ремонт причалов, – то им Геннадий Скворцов, похоже, не так обеспокоен, как «непрофессиональным менеджментом» портовиков:
– Порт сегодня принял на первом причале судно с осадкой 14 метров при проектных глубинах 13 метров. Как вы это расцениваете?... (Правда, руководитель не стал вдаваться в подробности и объяснять, что подобное и раньше происходило в порту, когда суда догружались уже на рейде.) Трансконтерминал при проектных глубинах 11 метров обрабатывает суда с осадкой 12 метров. И это все обеспечено «АМПУ»! Сегодня, вместо того чтобы организовывать процесс ремонтного черпания, я вынужден с вами объясняться! Хотя уже завтра я жду «Меотиду», которую мы получили для дноуглубительных работ в районе 5-го и 6-го причалов. Что касается других причалов, то ныне к некоторым из них нельзя прикасаться, они изношены настолько, что не всякий земснаряд можно привлекать там к дноуглублению. Мы постоянно продвигаем проекты дноуглубительных работ, уже подготовлен, одобрен один из них и открыто его финансирование – дноуглубление канала в порт до 16 метров. Кабмином утверждено технико-экономическое обоснование дноуглубления внутренней акватории первого ковша…
На вопрос о наличии у него лично конфликта интересов с портовиками Г. Скворцов ответил так:
– Конфликт есть: до сих пор порт отказывается передавать нам земельные участки, на которых находится инфраструктура АМПУ. Это значит, что мы не можем даже реконструировать причалы, поскольку не являемся собственниками земли под ними. А разрешение на реконструкцию дают и согласовывают ее архитектурные службы только землевладельцу!
В свете происходящего как-то нелогично выглядит обида Г. Скворцова не несговорчивость портовиков относительно земли. Они строили этот порт, здесь трудятся целые династии, но в последнее время люди чувствуют, что их пытаются выжать из родного предприятия, как пасту из тюбика. Поэтому не стоит удивляться, что скандальные события 26-27 января они называют попыткой рейдерского захвата. Возможно, частный оператор и более гибок, и более эффективен, и не связан инструкциями, предписаниями и диктатом вышестоящего начальства. Но это вовсе не означает, что он априори лучше государственного. Уроки из опыта приватизации 90-х мы, похоже, так и не извлекли. «Штормовая» ситуация в порту «Черноморск» – тревожный звонок. Причем не первый. Нечто подобное уже происходило в Бердянском порту. Думаю, из этой же серии и непрекращающиеся попытки лишить Одесский порт двенадцати буксиров. К сожалению, государственно-частное сотрудничество нередко оборачивается потерей государственного предприятия. Как в той пословице: дай хищнику палец – отхватит руку по локоть.
Остается сообщить, что в Апелляционном суде Одесской области началось рассмотрение дела ГП «МТП «Черноморск» против ООО «Транс-Сервис». Очередное его заседание назначено на 22 февраля.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |