ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Суды и пересуды
21.02.2017 / Газета: Одесские известия / № 15(4938) / Тираж: 18937

На днях в Приморском районном суде Одессы началось слушание по делу Галины Марты­но­вой, у которой власти города намерены отобрать пятерых приемных детей.

Иск к Галине Степановне пре­дъя­вила Приморская районная администрация. Причина? По утверждению чиновников, жилищные условия, в которых находятся несовершеннолетние, непригодны для проживания.

Почти всю свою трудовую жизнь женщина посвятила детям, вырастив и воспитав их более 80, многие были подобраны прямо с улицы. Некоторые из ребят находили Мартынову сами, убежав из дому, где опустившиеся родители устраивали пьяные разгулы. Местные власти в различные периоды времени то поддерживали, восхваляя и награждая Мартынову, то ополчались против нее, лишая при этом своего расположения и поддержки. Главной причиной такого контрастного отношения к семье Галины Степановны стали животные.

– Проживание детей вместе с десятками животных в одном помещении противоречит всем санитарным нормам, один только запах чего стоит, – считает начальник городской службы по делам детей Ирина Дамаскина.

По ее убеждению, мать-воспитательница больше заботится о животных, чем о детях. Кроме того, дом, который ранее был выделен семье в пгт Таирово (и из которого семью выселили летом прошлого года фактически на улицу), по мнению чиновницы, можно расценивать как «нецелевое использование жилья, предоставленного детям». Кстати, на ее стороне выступили и со­седи, которые жаловались на шум – дети, собаки, кошки, птицы. «Наша задача – не помогать Мартыновой, а контролировать выполнение ею своих обязанностей по отношению к детям», – пояснила в телефонной беседе Ирина Дамаскина.

Семья со своими многочисленными питомцами все-таки не осталась без крыши над головой – переехала в частный дом в село Дачное. Новое их жилище, конечно же, далеко не дворец и требует ремонта, но оно приобретено на средства, которые смогли собрать не равнодушные к судьбе Галины люди. Что-то уже отремонтировали своими силами, но сделать предстоит еще многое. Однако представители власти признали строение непригодным для проживания, после чего и началась судебная тяжба.

На предварительное за­седание суда приш­ло мно­го народу. Среди решив­ших морально поддержать Мартыновых были и те, кто знаком с Галиной Степановной более 20 лет, и те, кто только недавно узнал о возникшей скандальной ситуации.

Валентина, преподаватель музыки:

– Я познакомилась с Гали­ной Степановной много лет назад, когда впервые пришла в дом, чтобы обучать одну из девочек музыке. Этот ребенок уже давно вырос, а я продолжаю дружить с этой семьей. Уверена, что трудности, которые есть и, наверное, будут всегда у тех, кто живет не только ради себя, но и ради других, только закаляют и сплачивают эту семью. Кроме того, они объединяют вокруг себя неравнодушных людей, тех, у кого есть душа и сердце. А это очень ценно в наше жестокое время.

В «группе поддержки» Мар­тыновой и многодетная мать Елена Нуньес:

– Знаю эту семью более 20 лет. На моих глазах выросли старшие. Я – многодетная мать 90-х. Как растить детей в нашей стране, знаю не понаслышке. Судить всегда лучше по результатам, а они таковы: из этой семьи в большую жизнь всегда выходили и выходят нормальные, социально адаптированные, нравственно здоровые и полноценные граждане. Это добрые и милосердные юноши и девушки, которых так не хватает современному обществу. Меня поразило то, что иск подан от имени детей, а их представителями являются чиновники. А детей об их желании кто-то спросил? Если судебный иск в защиту детей, то, может, лучше оставить их в семье и помочь матрасами, бельем, продуктами? В иске нет претензий к системе воспитания, нет жалоб на непосещение школы или правонарушения, совершенные детьми. Их условия проживания не соответствуют европейским стандартам, потому что они бедные. Бедность в нашей стране наказуема? Забрать детей из семьи можно только в том случае, если их не воспитывают, не обучают, физически и морально издеваются. Если семья бедная, ей нужно помогать, а не разрушать. В состоятельных «благополучных» семьях, как показывает жизнь, порой вырастают бездушные, надменные «мажоры», которые ради забавы могут сжечь котенка, выколоть глаза щенку, издеваться над слабыми, беззащитными людьми. Ведь материальное благосостояние – это еще не гарантия морального благополучия. А вот в семье Галины даже неблагополучные дети с трудной судьбой благодаря атмосфере любви и заботы в итоге вырастают и становятся хорошими и добрыми людьми. Улучшить материальное и санитарное состояние гораздо проще, чем вылечить раненую детскую душу, защитить, «отремонтировать» психику. Далеко не всегда это заканчивается успехом. А сейчас, вместо того чтобы заниматься воспитанием детей, Галина Мартынова вынуждена просиживать часами в коридорах суда, защищая их право жить в семье.

Знаете, читала некоторые комментарии в инете (где также обсуждается эта тема). Кое-кто категорично утверждает, что у каждого ребенка должна быть отдельная комната. Вспоминаю свое детство… У меня в комнате площадью двенадцать квадратных метров было только «свое» раскладное кресло. И уроки я делала за кухонным столом, закончив при этом школу на «отлично». У меня замечательная семья была, и это самое главное, а не отдельная комната. Деревянный дом – почти как сельский. С детства я копала огород, полола сорняки, бегала рано утром за молоком, чистила снег наравне со взрослыми, убирала сама за своей кошкой, мыла полы, ходила с коромыслом по воду к уличной колонке, за газовыми баллонами на рынок, летом училась доить корову в деревне у бабушки, убирала курятник в деревне у другой бабушки и вообще делала массу всего, что не делали мои дети, выросшие в городской квартире. Вся наша улица так жила. И мы выросли, получили образование, профессии. Думаю, что у многих из тех, кто осуждает сегодня Мартынову, было точно такое же детство.

В числе тех, кто пришел в суд и стал на сторону Мартыновой, оказалась и группа молодых ребят, один из которых объяснил свое присутствие так:

– Считаю действия чиновников в отношении Галины Степановны деструктивными. Они хотят лишить детей самого ценного – дома. Пусть он не роскошный, не богатый, но каждый раз, возвращаясь из школы домой, ребята знают, что идут они не в казенное заведение, а туда, где им есть кому сказать самое дорогое слово в жизни – «мама».

Столкнувшись с этой историей, невольно вспомнила другую, чем-то похожую на эту. В 2011 году в редакцию нашей газеты обратилась Татьяна Ноур – многодетная мать из села Бочмановка Котовского (ныне Подольского) района. Тамошние чиновники отобрали у нее шестерых детей по той же причине, которую можно определить одним словом – «бедность». Семья ютилась в крохотном домике, по сути в одной небольшой комнате. Комиссия признала такие жилищные условия «опасными для жизни детей». Обвинить Татьяну в злоупотреблении алкоголем или в каких-то иных неблаговидных действиях «защитники детей» не смогли, так как Ноур была любящей и заботливой матерью. Главный аргумент, который был выдвинут против нее, – «плохая хозяйка, грязнуля». Наша газета рассказала о том, что случилось с семьей Ноур, в публикации под названием «Дети – привилегия обеспеченных?», и в результате длительной борьбы, в которую вмешались депутаты, юристы, пресса, представители общественных организаций, детей Татьяне удалось вернуть, несмотря на то, что общественное мнение было неоднозначным. Судебный иск, с помощью которого чиновники затем хотели лишить многодетную мать родительских прав, остался не удовлетворенным. Надо заметить, что в защиту прав Ноур выступила и районная прокуратура.

Мартынова и Ноур – совершенно разные и по возрасту, и по складу характера люди. Галина воспитывает чужих детей, которые становятся для нее родными. Татьяна растит своих сыновей и дочерей. Кстати, в прошлом году ее старшая дочь сама стала матерью. Общее между ними – искренняя любовь к детям, которая дает им силы выживать в самой тяжелой жизненной ситуации и бороться за тех, кого они любят, не сдаваясь и не опуская рук ни при каких обстоятельствах. А еще их объединяет любовь к братьям нашим меньшим. Татьяна не содержит приют для обездоленных животных, но в ее дворе живут кошки и собаки, которых она и ее дети считают частью своей семьи. Я понимаю, что не все могут так любить животных, как Мартыновы или Ноур. Но не понимаю людей, которые ненавидят их и с презрением относятся к тем, кто проявляет человечность к существам, преданным людям, испытывающим, как и мы, чувства радости, тоски, боли, при этом очень беззащитным в нашем мире. «Мы в ответе за тех, кого приручили», – слова из повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» стоит почаще вспоминать нам всем, но особенно тем, кто в силу своей профессии должен их помнить всегда.

Автор: Вікторія Єрьоменко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту