История о том, как менеджеры из окружения депутатов БПП Александра Грановского и Игоря Кононенко продали международному трейдеру несуществующих удобрений ОПЗ на 12 миллионов евро.
За три года Одесский припортовый завод из гордости химической промышленности Украины превратился в наиболее токсичный в медийном плане актив, которой государство все никак не может продать.
Любая власть пытается поставить на завод своих менеджеров и зарабатывать на госактиве.
БизнеЦензор ранее уже сообщал, как при Януковиче олигарх Дмитрий Фирташ, с помощью админресурса, продавал ОПЗ дорогой газ и выкупал его удобрения по заниженной стоимости. В результате, сегодня компания Фирташа требует от ОПЗ $250 млн долга.
При новой власти завод взяли под контроль две политических силы: Народный фронт и БПП.
Первые, через подконтрольные бывшему депутату НФ Николаю Мартыненко компании продавали газ заводу. Сегодня эти компании требуют от завода вернуть долги за газ.
Вторые, через фирмы из орбиты депутатов БПП и соратников президента Петра Порошенко — Александра Грановского и Игоря Кононенко — выкупали удобрения ОПЗ по заниженным ценам. Об этом можно прочитать здесь.
По всем этим фактам правоохранительные органы Украины, в том числе и Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), открыли уголовные дела, которые спустя несколько лет так и не привели к конкретным результатам.
В тоже время Одесский припортовый завод (ОПЗ) из-за долгов вынужден простаивать, а его специалистов нанимают на свои химпредприятия другие страны.
БизнесЦензор нашел подробности одной из старых схем, которая при участии руководства ОПЗ, позволила обмануть международного рейдера на 12 млн евро.
Два года назад, в марте, в московский офис международного трейдера Dreymoor Fertilizers Overseas Pte Ltd обратился помощник украинского бизнесмена, который представился представителем компании Expotrade Global Limited (Белиз).
Он сообщил, что его компания имеет квоту на половину объема карбамида и аммиака, производимого на мощностях государственного Одесского припортового завода. Имелась в виду «политическая квота», которую руководство Украины выдало своим приближенным.
Этот украинский бизнесмен пять лет назад уже продавал Dreymoor Fertilizers удобрения ОПЗ, используя похожую «систему квот», поэтому звонок с аналогичным предложением от Expotrade Global не насторожил менеджеров международного рейдера.
Позже с московским офисом Dreymoor связался и сам украинский бизнесмен, имя которого неизвестно. В результате, трейдер Dreymoor заключил с белизской Expotrade два договора на поставку карбамида и аммиака.
После того, как в конце апреля Dreymoor внесла предоплату в размере 12 млн евро на счета Expotrade Global, представитель последней и сам украинский бизнесмен перестали выходить на связь. В связи с этим украинские правоохранители завели уголовное дело.
За месяц до подписания договора Dreymoor с белизской Expotrade в марте 2015 года Одесский припортовой завод подписал с одноименной компанией (но уже с регистрацией в Гонконге) два договора на поставку 60 тыс. тонн карбамида и 40 тыс. тонн аммиака.
Договор предусматривал 100% предоплату за товар. Со стороны ОПЗ его подписал заместитель директора Степан Киминчиджи.
Со стороны Expotrade Global Limited (Гонконг) договор подписывала представительница компании, которая затем была назначена на должность члена правления ОПЗ.
Как говорится в решении Приморского суда Одессы от 3 февраля 2016 года, которое разрешило следователям Одесской нацполиции получить доступ к личным вещам и документам руководства ОПЗ, член правления предприятия ОПЗ (предположительно ставленница депутата от БПП Александра Грановского — Ольга Ткаченко) признала, что с марта была представительницей Expotrade Global Limited (Гонконг) и от имени этой компании подписывала договора с ОПЗ.
После подписания договоров, Expotrade не осуществила в адрес ОПЗ ни полной, ни частичной предоплаты. Соответственно 30 апреля договор между гонконгской компанией и ОПЗ был расторгнут.
То есть, когда Expotrade из Белиза подписывала 15 и 17 апреля с Dreymoor договора на продажу удобрений ОПЗ, то она подтверждала наличие соответствующего объема карбамида и аммиака договорами Expotrade из Гонконга с ОПЗ, которые 30 апреля были разорваны.
Как сообщал БизнесЦензор, Ткаченко по квоте соратников президента Петра Порошенко, в частности Грановского и Кононенко, была введена в правление Одесского припортового завода в мае 2015 года, не смотря на отсутствие у нее опыта работы на химических предприятиях.
Она была помощником нардепа Грановского, а еще ранее — исполнительным директором ООО «Призма Бета». Эта компания принадлежала Андрею Адамовскому, соратнику Грановского. Компания фигурирует в корпоративном конфликте вокруг ТРЦ SkyMall. Ольгу Ткаченко наблюдательный совет ОПЗ уволил в октябре 2016 года.
Ткаченко участвовала и в другой схеме по выводу денег из ОПЗ. В частности, речь идет о продаже карбамида и аммиака по заниженным ценам через компанию Newscope Estates Ltd.
Во время обыска дома в 2016 году у Ткаченко был изъят телефон и полученная переписка с ее братом свидетельствовала об их причастности к сделкам с Expotrade и Newscope. Но суд отказался приобщить эту переписку как доказательство. Таким образом, соратница Грановского была выведена из-под следствия.
Не получив удобрений в июле 2016 года Dreymoor обратилась в Хозяйственный суд Одесской области с требованием отгрузить ей удобрения ОПЗ по контракту с Expotrade.
Как ОПЗ, под покровительством президентского окружения, продал несуществующий товар 02
Через пять месяцев, в средине декабря 2016 года Хозяйственный суд Одесской области отказал Dreymoor в удовлетворении иска к Одесскому припортовому заводу и физлицу-предпринимателю, имя которого не указывается в судебных решениях. Предположительно, он работает юристом.
От физлица-предпринимателя международный трейдер требовал согласовать с ОПЗ дату передачи карбамида и аммиака, приобретенных Dreymoor в апреле 2015 года по договорам с компанией Expotrade Global Limited (Белиз) на основании выданных ОПЗ складских квитанций. В них говорилось, что необходимые объемы удобрений есть в наличии на складах завода.
С физлицом-предпринимателем в феврале 2016 года трейдер заключил договор о предоставлении юридических услуг, согласно которому на него была возложена обязанность по передаче истцу аммиака и карбамида, которые были приобретены истцом в Expotrade и находились на складе ОПЗ.
От ОПЗ Dreymoor требовала передать ей купленный в апреле 2015 года карбамид на 4,676 млн евро, аммиак на 8,1 млн евро.
Отказывая международной компании Dreymoor в иске к ОПЗ, одесский суд отметил, что, поставить ей удобрения из Одессы была обязана компания Expotrade из Белиза, как собственник удобрений, а не государственный Одесский припортовый завод.
Во-вторых, между ОПЗ и Dreymoor нет никаких договоров купли-продажи.
В-третьих, ОПЗ заключил договор на поставку удобрений с Expotrade Global Limited (регистрация в Гонконге), а Dreymoor договаривалась о поставках удобрений, производства одесского завода, с Expotrade Global Limited (регистрация в Белизе).
«Учитывая, что Expotrade Global Limited (Belize) и Expotrade Global Limited (Hong Kong) разные компании, ОПЗ не обязан отгружать Dreymoor удобрения. В связи с этим, также не подлежат удовлетворению исковые требования к ответчику физлицу-предпринимателю», — говорится в решение суда.
В начале февраля 2017 года Dreymoor подала апелляцию в Одесский апелляционный хозяйственный суд. Однако суд, на основании выше приведенных аргументов, отклонил ее и оставил в силе решение предыдущей инстанции от 12 декабря 2016 года.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |