ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Сохраняя «социалку»
21.03.2017 / Газета: Одесские известия / № 20(4946) / Тираж: 18937

Объявленный государством курс на приватизацию прибыльных производств, в частности морских портов, уже три года дамокловым мечом висит над предприятиями, имеющими для страны стратегическое значение, что держит под постоянным напряжением тружеников причалов. В последнее время головной болью руководства и профсоюзных лидеров Одесского морского торгового порта стали различные рейдерские поползновения в отношении его структурных подразделений. К примеру – оказывающих услуги заходящим в гавань судам. И вполне естественно, что в свете вызовов, перед которыми оказались портовики, тревога за будущее старейшего в регионе предприятия морехозяйственного комплекса все возрастает.

Так что не удивительно, что председателя профсоюзной организации Одесского порта Владимира Зайкова я застал в далеко не лучшем расположении духа. Собственно, откуда взяться хорошему настроению, если одного из лидеров портовой отрасли, приносящего государству немалые доходы, обложили со всех сторон ведомственные чиновники, представители структур, в той или иной степени наделенных властью.

– Да что там говорить, сегодня есть масса того, что мешает нам нормально работать и от чего лихорадит коллектив. О попытке продажи портового флота ваша газета недавно подробно писала, поэтому не будем повторять все перипетии этой неприглядной истории. Руководство порта и профсоюз категорически против продажи своего буксирного флота, поскольку это попросту приведет к банкротству предприятия. Руководитель порта испытывает очень сильное давление со стороны министра инфраструктуры Владимира Омеляна, но пока выдерживает.

Сейчас начался второй этап кампании. Нам говорят: не хотите продавать портовый флот – мы поступим по-другому. В итоге на территорию порта запустили буксиры сторонних организаций, которые стали выполнять работу портофлота ГП «ОМТП», что наносит огромный ущерб предприятию и государству.

Дальше – больше. Высокопоставленные чиновники Мининфраструктуры уже ведут разговоры о переносе порта за пределы Одессы. И, видимо, не случайно организуются различные слушания, разворачивает свою деятельность искусственно созданное – и, убежден, проплаченное – общественное движение. Нам понятно, кто за всем этим стоит.

Но несмотря ни на что, мы твердо намерены противостоять всем попыткам уничтожить предприятие. Тем более что у одесских портовиков опыт сопротивления планам прибрать порт к рукам имеется.

– Владимир Никифорович, портовиков, конечно, волнует прежде всего сохранение тех социальных стандартов, на которые предприятие вышло за последние годы.

– Безусловно. Если говорить о работе ГП «ОМТП», то его молодой директор Игорь Витальевич Ткачук, на мой взгляд, делает все, чтобы предприятие могло нормально работать. А главное – у него твердая позиция в плане социальной защищенности наших работников. Напомню, что в порту было принято беспрецедентное решение и на 40% повышена зарплата. С учетом сегодняшних реалий внесены корректировки, направленные на улучшение действующего коллективного договора, хотя колдоговор Одесского порта всегда был одним из самых лучших в морской отрасли Украины.

– Если не секрет, в чем суть улучшений, внесенных в социальное соглашение?

– Никакого секрета нет. В стране фактически идет война, люди уходят в армию и предприятие должно поддержать их. В документ внесены пункты о выделении средств на обеспечение безопасности работников. В частности, на приобретение бронежилетов, касок и прочего. Чтобы наш портовик целым и невредимым вернулся домой. Начальник порта лично внес такое предложение, профсоюз поддержал его, а мы внесли в коллективный договор. Кроме того, портовики, уходящие в армию, будут получать пять окладов, а по возвращении – еще три. Естественно, что на период нахождения их на службе в армии за ними сохраняются рабочие места и выплачивается заработная плата.

Нашли в документе отражение и вопросы медицинского обслуживания. Портовики тоже люди и, учитывая специфику их труда, даже в большей степени подвержены болезням. А стоимость лечения сложных случаев исчисляется порой сотнями тысяч гривень. Отмечу, что все наши работники сегодня застрахованы – мы заключили соответствующий договор со страховой компанией «Теком» – и каждый портовик имеет право лечиться в стационарных условиях по страховому полису на 60 тысяч гривень. А теперь порт уже выделил дополнительные средства, и объем страхового медобслуживания увеличен до 100 тысяч гривень.

Что касается скорой помощи, то помимо работника порта на нее могут рассчитывать еще восемь членов его семьи. Независимо от места проживания и степени родства, все они в соответствии с договором смогут получать квалифицированную медицинскую скорую помощь.

– В своем открытом письме премьер-министру В. Гройсману в январе этого года профессионалы морской отрасли предлагали «повысить ответственность органа исполнительной власти за эффективность использования основных фондов подчиненных предприятий», напомнив, что в течение более пяти лет на Одесском морском вокзале не работает гостиница «Одесса», в неприглядном состоянии санаторий-профилакторий «Чайка» порта Черноморск, разрушены базы отдыха и другие объекты социальной инфраструктуры портов.

– Руководители, конечно, с большей ответственностью должны относиться к содержанию объектов социального назначения, обязаны привести их в порядок и использовать по назначению. Ведь все ранее построенные в порту объекты возводились на средства портовиков. И сегодня мы готовы их отремонтировать, но в финансовый план предприятия надо включить необходимые для этого деньги. Почему мы должны тратить немалые средства на приобретение путевок в других санаториях, когда у нас имеются собственные базы и профилактории, к примеру, в той же Чабанке? Мы все же надеемся, что правительство отменит в бюджете 2017 года норматив отчислений в размере 75% прибыли портов и ослабит «налоговую удавку». Думаю, что вопрос этот скоро разрешится.

– Судя по тому, как развиваются события вокруг порта, в дальнейшем могут быть предприняты попытки осложнить работу частных стивидорных компаний, чтобы потом легче было прибрать к рукам готовый бизнес.

– Убежден, что нам удастся не допустить этого и мы отстоим стивидорные компании, которые уже много лет работают на территории порта. И если не дай Бог на них начнутся какие-то наезды, то смею заверить, профсоюзная организация не будет стоять в стороне. Мы будем, как говорится, сражаться до последнего. Потому что предприятия-инвесторы внесли огромный вклад в развитие нашего порта и сегодня служат той основой, на которой базируется экономика не только Одесского порта, но и всей отрасли, а также города. Сегодня в стивидорных компаниях трудятся тысячи людей, они защищены социальным пакетом и могут обеспечить свои семьи. Во всех компаниях с иностранными инвестициями действуют коллективные договоры, согласованные с профсоюзной организацией. Поэтому надо создавать все условия, чтобы частный бизнес в порту развивался и приносил пользу людям и государству, а не ставить ему палки в колеса. Такова наша принципиальная позиция.

Автор: Таквор Оганесян


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту