ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Требуются системные действия
21.03.2017 / Газета: Одесские известия / № 20(4946) / Тираж: 18937

♦Картинка с натуры

Они вышли из-за угла Степовой и Мельницкой, заскочили в небольшой частный магазинчик. Двое рослых мужчин, обоим на вид за тридцать, с лицами, как говорится, «не внушающими доверия». Один остановился у дверей, второй вошел в зал и сразу завернул за высокий стеллаж-витрину. Было около восьми вечера. За кассой стояла хозяйка и продавец в одном лице, которая, получив от меня деньги за покупку, собиралась завершать свой рабочий день.

Я начала двигаться к выходу, но продавец жестом попросила меня остаться.

– Молодые люди, чем могу вам помочь? Что вас интересует? – обратилась она к вошедшим.

– Смотрю ценники, помощь не нужна, сам умею читать, – последовала реакция.

– Хорошо, смотрите, а я буду смотреть на вас. Вы уж простите, к нам иногда заходят не с целью что-то купить, а с целью… ну вы меня понимаете… что-то взять.

Мужчины переглянулись и после небольшой, но выразительной – почти театральной – паузы вышли из магазина.

Когда дверь за ними закрылась, продавец объяснила:

– Вы заметили, что в руках одного из них была наточенная пилочка? Он ее вращал пальцами правой руки, когда только переступили порог. Дело в том, что они уже сюда пару дней назад заглядывали. Тоже ничего не купили. Мне вот точно их муж описал. Тем вечером он работал в магазине. Покупателей в тот вечер было много. Он обратил на эту пару внимание. Точно как и сейчас, один оставался у входной двери, а второй внутрь прошел. Они как бы присматривались, оценивали ситуацию.

– Опасно тут вам работать по вечерам, – сочувственно говорю продавщице.

– Раньше было спокойно. Район хоть и Молдаванка, знаменитая своими криминальными героями, но есть такое у них правило – где живут, там не пачкают. А сейчас много гастролеров. Эти похожи на «гопстопников» заезжих. А может, недавно освободились. Печать на их лицах какая-то специфическая, – со вздохом пояснила хозяйка магазинчика.

♦Свидетели – цифры

По данным Главного управления статистики Одесской области, за первые четыре месяца прошлого года был побит криминальный рекорд: общее число преступлений увеличилось на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составило 16603 эпизода.

За январь 2017-го правоохранительные органы региона зарегистрировали 3 тысячи 754 различных преступления.

Сократилось число умышленных убийств: 82 случая в январе 2017 года против 113 в январе 2016-го. Также почти вдвое (с 64 до 37) сократилось число зарегистрированных разбойных нападений, а число грабежей уменьшилось с 268 до 198.

Вместе с тем возросло число краж – с 1727 до 1939, причем количество квартирных краж увеличилось почти в два раза (с 93 до 182). Число угонов автотранспорта осталось таким же, как и год назад, – 66 случаев.

В интервью, которое недавно дал начальник Главного управления Национальной полиции в Одесской области Дмитрий Головин одному из информационных интернет-сайтов, есть обнадеживающая информация: «Когда я приступил к управлению областной полицией, анализ деятельности показал, что по раскрытию преступлений мы оказались, так сказать, на самом дне… Пришлось полностью перестроить работу управления, в том числе и структурных служб. В результате улучшилась раскрываемость, предпринимаем и профилактические меры для предотвращения правонарушений. Некоторые положительные изменения уже есть: например, снизился уровень уличной преступности».

В качестве подтверждения своих слов Д. Головин привел некоторые данные. Так, в ноябре 2016-го полицейские ежесуточно фиксировали от пятнадцати до тридцати грабежей, к концу декабря – пять-шесть, а в январе 2017-го – не более трех-четырех подобных преступлений.

♦По мнению экспертов

И все-таки в целом уровень преступности как в области, так и в стране за последние два года вырос. В чем же причина?

Большинство аналитиков считают, что этому способствует ухудшение экономической ситуации: значительное снижение доходов населения, сворачивание рабочих мест. По наблюдениям экспертов, рост безработицы на 1% влечет за собой повышение уровня преступности на 5-6%. По данным Госстата, количество официальных безработных в стране с 2013-го по 2016 г. возросло до 9,5%, но в реальности цифры значительно больше.

Всплеску преступности поспособствовал и «закон Савченко», в результате которого досрочно на свободе оказались и те, кто этого абсолютно не заслуживал.

Еще одна причина роста преступности, по мнению специалистов, – разбалансированность правоохранительной системы.

При небольшом росте преступности раскрываемость преступлений начала снижаться сразу же после принятия в 2012 году нового Уголовно-процессуального кодекса, который весьма осложнил работу оперативных служб. Самостоятельная активная оперативно-розыскная деятельность была прекращена. Соответствующая служба стала просто придатком следствия. Получить информацию о готовящемся преступлении, а значит, иметь возможность его предотвратить, по словам «оперов», стало практически невозможно. В результате реформ и переаттестаций на сегодняшний день некомплект Нацполиции составляет около двадцати тысяч человек, в том числе две тысячи сотрудников уголовного розыска.

Уход профессиональных кадров нарушает принцип преемственности при подготовке и обучении новых специалистов и сказывается на раскрываемости преступлений. Реальная раскрываемость убийств в Украине составляет около 13 процентов, а кое-где – не более 10. Ухудшению криминогенной обстановки способствует и судебная реформа, которая, как считают юристы, свелась к «люстрации и минимизации» (сокращению количества судей и расходов на судебную систему). В судах сегодня (чего никогда не наблюдалось ранее) недокомплект судей. «Дворцы Фемиды» завалены нерассмотренными и уголовными, и гражданскими делами, где фигурантами, в том числе, проходят граждане, называющие себя активистами. Во время заседаний нередко возникают драки, скандалы. И судьи просто отказываются от рассмотрения подобных дел. Как итог, нарушается главный принцип правосудия – неотвратимость наказания. А как известно, «одно из самых действенных средств, сдерживающих преступление, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности».

Но вернемся к хозяевам маленького магазинчика на Молдаванке.

– Как намерены себя обезопасить от подобного рода «покупателей»? – спрашиваю у хозяйки.

– Придется газовый баллончик приобрести. Или, может, даже пневматический пистолет. Подумываем над установкой «тревожной кнопки». Серьезную охрану мы не сможем нанять. У нас ведь доходы мизерные. Разве что пенсионера взять на ставку. Да только что он сделает вот с такими «лбами», что сегодня заходили, если они решатся напасть?

Такие вопросы сегодня начинают задавать себе не только представители мелкого бизнеса, но и многие другие граждане, не чувствующие себя защищенными.

«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»? Или проблема безопасности человека, оценка реальных криминальных угроз, которые нарастают, все-таки должна стать приоритетной для государственных властей? Иначе последствия могут быть самыми печальными.

Автор: Вікторія Єрьоменко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту