ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ВЫТЕСНЕНИЕ ЧАСТНЫХ АРЕНДАТОРОВ МЕШАЕТ РАЗВИВАТЬ ПОРТЫ — МНЕНИЕ
22.03.2017 / Газета: Моряк Украины / № 11(991) / Тираж: 10025

Блокирование Министерством инфраструктуры арендных процедур в морских портах негативно сказывается на их состоянии. Такое мнение выразил управляющий партнер ЮФ «АНК», адвокат Александр Кифак в статье для ZN.ua.

«За прошлый год, по информации регионального отделения Фонда госимущества Украины (ФГИ) в Одесской области (уполномоченного передавать объекты госсобственности, в том числе портовую инфраструктуру, в аренду после согласования с МИУ), министерством удовлетворено не более 10% заявок частных компаний. При этом аренда уже давно — основной, если не единственный, рабочий инструмент инвестирования в госпортовую инфраструктуру. Значительная доля инвестиций от частных операторов была вложена именно на основании договоров аренды. Многие годы инвесторам удавалось вкладывать колоссальные суммы, даже невзирая на крайне неудачную законодательную процедуру», — отметил он.

По словам Кифака^аренда как инструмент инвестирования в развитие портов приносит выгоду и бизнесу, и государству.

«Одесская область по итогам 2016-го лидирует в стране по поступлениям в бюджет от аренды. В основном за счет морской индустрии. Одесса по этому показателю даже обогнала Киев. Одесский порт принес казне 119 млн грн, то есть больше половины от всей суммы арендных платежей по области, при том что индексация арендной платы в 2016-м была отменена. Еще заметим, что вышеуказанная сумма -это только 70% арендных платежей. Остальные 30% идут балансодержателю госимущества — ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) и госпредприятиям-портам. Более того, благодаря работе частных арендаторов растут портовые сборы, взимаемые АМПУ за тонну груза с каждого судна, заходящего в порт. Кстати, именно они, а не арендные платежи, приносят основной доход государству», — подчеркнул он.

По объему портовых сборов лидируют те порты, в которых развиты арендные отношения, а это Одесса и Николаев. Частные компании, работающие в портах, готовы и дальше вкладывать свои деньги в государственное имущество: модернизировать существующие и строить новые объекты.

«Однако в результате действий МИУ привлечение инвестиций в изношенную портовую инфраструктуру фактически остановлено. Работают старые договоры аренды, но и здесь все шатко, учитывая постоянные наезды силовиков», — отметил Кифак.

По его словам, инфраструктура украинских портов во многом построена еще в советские времена, устарела как физически, так и морально. Степень ее износа составляет более 70%, в связи с чем подавляющее большинство портовых объектов находится в ненадлежащем техническом состоянии.

Наиболее остро эта проблема касается причалов. На данный момент 11,8% от их общего числа вообще непригодно к работе, 6,1% выведено из эксплуатации. К примеру, в Одесском порту из 56 причалов непригодны восемь, из эксплуатации выведен один. В Черноморском — из 27 причалов три непригодны и один вне эксплуатации. Более того, подавляющее большинство из тех причалов, которые формально рабочие, функционирует на основании временных сертификатов с целым рядом технических ограничений и нуждается в ежегодной сертификации.

«Для спасения портовой отрасли в Украине остается всего один возможный вариант — привлечение частных инвестиций. А это означает, что основная задача государства заключается в создании для инвесторов максимально благоприятных условий с возможностью выбора различных инструментов, форм и способов инвестирования. А не в блокировании любых инвестиционных начинаний во имя будущей концессии и приватизации, которые неизвестно когда будут и будут ли вообще», — подытожил Кифак.

Автор: ports.com.ua


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.014
Перейти на повну версію сайту