ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Отчет департамента финансов Одесского городского совета в соответствии со ст. 28 Устава территориальной громады города Одессы
25.03.2017 / Газета: Одесский вестник / № 12(5469) / Тираж: 5481

Департамент финансов Одесского городского совета (далее — департамент) является исполнительным органом Одесского городского совета.

Положение о департаменте утверждено решением сессии Одесского городского совета от 28.02.2011 г. № 384-VI (с последующими изменениями).

В соответствии с законодательством Украины департамент организовывает и осуществляет функции по составлению, исполнению бюджета города Одессы, контролю за расходованием средств распорядителями бюджетных средств, а также другие функции, связанные с управлением средствами бюджета города.

Департамент осуществляет общую организацию и управление исполнением местного бюджета, координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам исполнения бюджета. Сеть распорядителей и получателей средств бюджета города Одессы включает 195 бюджетных организаций, субъектов хозяйствования, общественных или других организаций, которые не имеют статуса бюджетной организации.

Департаментом осуществлен анализ более 300 индивидуальных и дополнительных бюджетных запросов, предоставленных главными распорядителями бюджетных средств, на основании которых принималось решение о включении расходов в бюджет города Одессы на 2016 год.

В течение 2016 года департаментом были подготовлены и вынесены на рассмотрение:

Одесского городского совета:

- 4 решения об утверждении отчетов об исполнении бюджета города, а именно об утверждении отчета об исполнении бюджета города Одессы за 2015 год и квартальные отчеты за 2016 год;

- 7 решений по уточнению бюджета города Одессы на 2016 год;

- решение «Об осуществлении местного внешнего заимствования в форме заключения кредитного договора между Северной Экологической Финансовой Корпорацией (НЕФКО) и Одесским городским советом и финансирования мероприятий по реализации инвестиционного проекта «Повышение энергоэффективности объектов бюджетной сферы г. Одессы и реконструкция систем уличного освещения г. Одессы»;

- решение «О бюджете города Одессы на 2017 год».

Исполнительного комитета Одесского городского совета:

- 4 решения об утверждении отчетов об исполнении бюджета города, а именно об утверждении отчета об исполнении бюджета города Одессы за 2015 год и квартальные отчеты за 2016 год;

- решение «Об одобрении прогноза бюджета города Одессы на 2018-й и 2019 годы»;

- 2 решения «Об установлении на 2016 год бюджетным учреждениям, которые финансируются из бюджета города Одессы, лимитов потребления электрической и тепловой энергии, водоснабжения, водоотведения, природного газа и других видов энергоносителей»;

- решение «О внесении на рассмотрение Одесского городского совета проекта решения «О бюджете города Одессы на 2017 год».

Департамент выступил инициатором разработки и принятия решений в части реформирования предприятий и учреждений коммунальной собственности, а именно:

- приведение в соответствие с действующим законодательством процедуры финансирования сети учебно-воспитательных учреждений отрасли «Образование». Начата процедура ликвидации районных отделов образования при одновременном создании 4 коммунальных учреждений — Центров финансирования и хозяйственной деятельности учреждений и организаций системы образования Киевского, Малиновского, Приморского и Суворовского районов г. Одессы (решения Одесского городского совета № 919-VII — № 922-VII от 30.06.2016 г.);

- решением сессии Одесского городского совета от 07.12.2016 года № 1431-VII создано бюджетное коммунальное учреждение «Городской информационно-аналитический центр Одесского городского совета», основными функциями которого являются развитие информационно-

телекоммуникационной сферы города, создание благоприятного информационного простора;

- решением Одесского городского совета от 07.12.2016 года № 1429-VІІ утверждено Положение о коммунальном учреждении «Одесский зоологический парк общегосударственного значения» в новой редакции, в соответствии с которым учреждение полностью переходит в статус бюджетного;

- принято распоряжение городского головы «Об утверждении типового коллективного договора исполнительного органа Одесского городского совета и типового положения о премировании и предоставлении материальной помощи работникам исполнительного органа Одесского городского совета».

Основные показатели формирования и исполнения бюджета города Одессы в 2016 году.

Проект решения Одесского городского совета «О бюджете города Одессы на 2016 год» был своевременно подготовлен департаментом, который был рассмотрен и одобрен на заседании исполнительного комитета Одесского городского совета 27.10.2016 г., в соответствии с чем было принято решение № 304 «О внесении на рассмотрение Одесского городского совета проекта решения «О бюджете города Одессы на 2016 год».

Формирование показателей бюджета города Одессы на 2016 год осуществлялось на основе норм и требований действующих Налогового и Бюджетного кодексов, прочих законодательных актов с учетом децентрализации и улучшения условий ведения бизнеса.

Основные принципы формирования бюджета города Одессы на 2016 год:

- реальность и сбалансированность всех показателей;

- максимальное наполнение бюджета всеми финансовыми ресурсами;

- концентрация бюджетных ресурсов на ключевых направлениях, недопущение их распыленности;

- сохранение и обеспечение социальной направленности бюджета;

- экономия и контроль за эффективным расходованием бюджетных средств.

Для департамента в бюджетном процессе есть две стороны: одна — сформировать бюджет, а другая — обеспечить его выполнение.

Выверенная многолетней практикой формула «от сильных местных бюджетов — к богатому государству» приобрела реальные черты реформирования бюджетной системы и формирования современной активной бюджетной политики в Украине.

На выполнение норм статьи 77 Бюджетного кодекса Украины органы местного самоуправления начиная с 2015 года обязаны утверждать местные бюджеты до

25 декабря года, предшествующего плановому.

Бюджет г. Одессы на 2016 год своевременно утвержден решением Одесского городского совета 16.12.2015 г. (№ 19-VІІ) в объеме 4 548,6 млн грн.

Уточненный объем бюджета города составил 6 886,9 млн грн, в том числе:

- доходы общего фонда — 6 490,5 млн грн, из них:

- образовательная субвенция — 758,6 млн грн;

- медицинская субвенция — 670,1 млн грн;

- межбюджетные трансферты — 1 175,6 млн грн;

- доходы специального фонда — 396,4 млн грн, из них бюджет развития- 233,7 млн грн.

Фактически в бюджет города Одессы за 2016 год поступило 7 422,1 млн грн, или 107,8 % от утвержденных годовых плановых показателей на 2016 год.

По сравнению с 2015 годом поступления увеличились на 1 739,0 млн грн, или в 1,3 раза.

Бюджет города Одессы за 2016 год по доходам (без учета межбюджетных трансфертов и собственных поступлений бюджетных учреждений) выполнен в сумме

4 483,9 млн грн, или 110,4 % от утвержденных годовых плановых показателей на 2016 год.

По сравнению с 2015 годом поступления увеличились на 1 083,1 млн грн, или в 1,5 раза.

Наибольший удельный вес поступлений в бюджет города Одессы (без учета межбюджетных трансфертов) составляют поступления в общий фонд.

В общий фонд бюджета города Одессы (без учета межбюджетных трансфертов) за 2016 год поступило 4 232,7 млн грн, или 108,9 % от утвержденных годовых плановых показателей. Дополнительные поступления за 2016 год составили 346,5 млн грн.

В сравнении с 2015 годом доходы общего фонда (без учета межбюджетных трансфертов) увеличились в 1,5 раза, или на 1 400,8 млн грн.

По Украине доходы местных бюджетов благодаря реформе децентрализации выросли в прошлом году также в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом.

По всем источникам доходов общего фонда бюджета города Одессы плановые показатели выполнены.

Формирование показателей бюджета города на среднесрочную перспективу.

Прогноз бюджета города Одессы на 2018-й и 2019 годы (далее — прогноз) разработан на основе положений Бюджетного кодекса Украины и Налогового кодекса

Украины с учетом прогноза экономического и социального развития Украины на 2017 год и основных макропоказателей экономического и социального развития

Украины на 2018-й и 2019 годы, одобренного Постановлением Кабинета министров Украины от 01.07.2016 г.

№ 399, а также на основе комплексного анализа экономической ситуации, состояния финансового потенциала, оценки достигнутого уровня развития экономики и социальной сферы г. Одессы.

Цель прогноза — внедрение среднесрочного бюджетного планирования для установления взаимосвязи между стратегическими целями развития города и возможностями бюджета.

Основной задачей прогноза является повышение результативности и эффективности управления бюджетными средствами.

Для формирования показателей бюджета города на среднесрочную перспективу и соблюдения статьи 21 Бюджетного кодекса Украины департаментом было подготовлено решение исполнительного комитета Одесского городского совета «Об одобрении прогноза бюджета города Одессы на 2018-й и 2019 годы» (решение исполнительного комитета от 29.12.2016 г.,

№ 420).

Контроль за соблюдением обязательств по платежам в местный бюджет.

Согласно ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», к делегированным полномочиям исполнительного комитета относится осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдением обязательств по платежам в местный бюджет на предприятиях и организациях независимо от форм собственности.

В 2016 году по инициативе департамента было проведено 10 заседаний городского координационного совета по обеспечению налоговых и других поступлений в бюджет г. Одессы, в состав которого вошли представители контролирующих органов, казначейской службы, финансовых органов и исполнительных органов Одесского городского совета.

Работа по погашению налоговых долгов носит системный характер и находится на постоянном контроле департамента.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами принимает участие в работе городских рабочих групп по вопросам легализации выплаты заработной платы в г. Одессе и по вопросам погашения задолженности по выплате заработной платы.

С целью обеспечения контроля за целевым и эффективным использованием средств коммунальными предприятиями города Одессы, департамент в пределах полномочий осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий в части выполнения ими обязательств по обеспечению социальных гарантий, своевременной выплаты заработной платы и полноты перечисления налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты всех уровней.

Задолженность по заработной плате по коммунальным предприятиям города Одессы отсутствует.

Дебиторская и кредиторская задолженность бюджетных учреждений, которые финансируются из бюджета города Одессы.

Условием предотвращения возникновения задолженности по бюджетным расходам является соблюдение строгих бюджетных ограничений с применением инструментов финансовой дисциплины.

Департаментом уделяется значительное внимание вопросу комплексного урегулирования дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных учреждений, которые финансируются из бюджета города Одессы.

Данный вопрос напрямую зависит от финансирования из бюджета города Одессы и установленному контролю со стороны департамента финансов и принятым мерам.

По состоянию на начало 2011 года кредиторская задолженность бюджета (без учета расходов за счет межбюджетных трансфертов) составляла 377,2 млн грн, а начиная с 01.07.2015 года кредиторская задолженность по бюджету города отсутствует.

Данный факт обусловлен не только стабилизацией вопроса проведения платежей органами Государственной казначейской службы Украины, а и благодаря совместной работе, проведенной департаментом с исполнительными органами Одесского городского совета.

Эффективное управление бюджетными средствами.

В контексте задач обновленной Концепции реформирования системы управления государственными финансами на 2017-2021 годы, одобренной на заседании Кабинета министров Украины 08 февраля 2017 года, особое значение приобретает вопрос эффективного управления аккумулированными средствами и получения от этого дополнительных ресурсов в виде процентов. Одним из элементов решения указанного вопроса является размещение временно свободных бюджетных средств местных бюджетов на вкладных (депозитных) счетах в учреждениях банков.

Правом на размещение временно свободных средств на депозитных (вкладных) счетах в учреждениях банков органы местного самоуправления наделены, согласно части 2 статьи 70 Закона «О местном самоуправлении в Украине» и статьи 16 Бюджетного кодекса Украины.

Порядок размещения временно свободных средств местных бюджетов на вкладных (депозитных) счетах в банках утвержден Постановлением Кабинета министров Украины от 12 января 2011 г. № 6.

В результате бюджетной децентрализации и проводимых с 2015 года реформ отмечаются значительные плюсы ресурсного обеспечения бюджета города, что дает возможность эффективно управлять временно свободными средствами бюджета города.

По состоянию на 01.01.2016 года остатки средств на счете общего фонда бюджета города составили 578,3 млн грн, кредиторская задолженность бюджета города отсутствовала.

Поэтому, с целью увеличения доходов и эффективного использования временно свободных средств общего фонда бюджета города Одессы, Одесским городским советом были приняты решения о размещении на вкладных (депозитных) счетах временно свободных средств общего фонда бюджета города Одессы, согласно которым департаментом на депозитных счетах ПАО «Ощадбанк» и АБ «Укргазбанк» были размещены временно свободные средства в сумме 549,0 млн грн.

Фактически в бюджет в 2016 году поступило 53,3 млн грн платы за размещение временно свободных средств бюджета города Одессы, в том числе:

- от ОАО «Ощадбанк» — 43,3 млн грн;

- от АБ «Укргазбанк» — 10,0 млн грн.

Дополнительные поступления в городскую казну в виде процентов не имеют целевого назначения и зачисляются в доход общего фонда местного бюджета, можно сказать, что эти средства в 2016 году были направлены на приобретение новых 10 троллейбусов общей стоимостью 53,2 млн грн.

Предоставление местных гарантий и осуществление местных займов.

На выполнение норм статьи 18 Бюджетного кодекса Украины департаментом принимаются меры по обеспечению соблюдения граничных объемов местного долга и местных гарантий, которые определены решением Одесского городского совета от 16.12.2015 г. № 19-VІІ «О бюджете города Одессы на 2016 год».

Проект «Развитие городской инфраструктуры».

Одесским городским советом совместно с Международным банком реконструкции и развития (далее — МБРР) реализуется проект «Развитие городской инфраструктуры».

Проект реализуется КП «Агентство программ развития Одессы» на основании Договора гарантии между Украиной в лице Министерства финансов Украины и Одесским городским советом от 18 декабря 2007 года № 28000-04 / 213 («закрытый компонент») и Гарантии Одесского городского совета от 15 октября 2009 года № 03-1115 / вых. 28000-04 / 213 («открытый компонент»).

Фактическая выборка средств по займам составила 45,0 млн долл. США.

В соответствии с установленным графиком начиная с 2013 года КП «Агентство программ развития Одессы» осуществляет погашение займов дважды в год — до

15 апреля и до 15 октября.

В соответствии с графиком, за период с 2013-го по 2016 г. осуществлено погашение займов (основная сумма долга) в общей сумме 9,4 млн долл. США.

По состоянию на 31.12.2016 г. сумма гарантированного долга составляет 35,6 млн долл. США, что по курсу долл. США (по состоянию на 31.12.2016 г.) составляет 968,1 млн грн.

В 2016 году выплаты, связанные с выполнением гарантийных обязательств, не осуществлялись.

Инвестиционный проект «Обновление городского электротранспорта г. Одессы».

Решением Одесского городского совета от 10 сентября 2015 г. № 6916-VI дано согласие коммунальному предприятию «Одесгорэлектротранс» на заключение кредитного договора с Европейским банком реконструкции и развития под гарантию Одесского городского совета в сумме 8,0 млн евро и срок кредита — 12 лет.

21 октября 2015 г. был подписан кредитный договор между КП «Одесгорэлектротранс» и Европейским банком реконструкции и развития на получение долгосрочного кредитования для приобретения 45 новых низкопольных троллейбусов.

В соответствии с Порядком предоставления местных гарантий, утвержденным Постановлением Кабинета министров Украины от 14 мая 2012 г. № 541,

департаментом согласованы объем и условия предоставления Одесским городским советом в 2016 году местных гарантий с Министерством финансов Украины (приказ Министерства финансов Украины от 12 октября 2016 г. № 879).

21 октября 2016 г. подписан договор гарантии, возмещения и поддержки проекта «Обновление городского электротранспорта г. Одессы» между Одесским городским советом и Европейским банком реконструкции и развития, который утвержден (ратифицирован) решением Одесского городского совета от 7 декабря 2016 г.

7 ноября 2016 подписан договор между департаментом и коммунальным предприятием «Одесгорэлектротранс» о погашении задолженности коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс» перед территориальной громадой города Одессы в лице Одесского городского совета за выполнение гарантийных обязательств.

В 2016 году выплаты, связанные с выполнением гарантийных обязательств, не осуществлялись.

Инвестиционный проект «Повышение энергоэффективности объектов бюджетной сферы г. Одессы и реконструкция систем уличного освещения г. Одессы».

Одесским городским советом принято решение от

21 сентября 2016 г. № 1082-VII по осуществлению местного внешнего заимствования в форме заключения кредитного договора между Северной Экологической Финансовой Корпорацией (НЕФКО) и Одесским городским советом на финансирование мероприятий по реализации инвестиционного проекта «Повышение энергоэффективности объектов бюджетной сферы г. Одессы и реконструкция систем уличного освещения г. Одессы».

Проект предусматривает выполнение ряда энергосберегающих мероприятий в бюджетных зданиях и частичную замену неэффективных светильников уличной системы освещения на светодиодные. Проект направлен на сокращение потребления тепловой и электрической энергии и снижение расходов бюджета города Одессы. Размер заимствования — 10,6 млн грн сроком на 5 лет с процентной ставкой за пользование кредитными средствами — 3 % годовых.

Софинансирование проекта за счет средств бюджета города Одессы составляет 1,7 млн грн.

Кроме того, выполнение работ по реконструкции систем уличного освещения в г. Одессе будет осуществляться за счет гранта в размере 150,4 тыс. евро от Фонда Восточноевропейского партнерства энергоэффективности и окружающей среды (фонд Е5Р).

В соответствии с Порядком предоставления местных заимствований, утвержденным Постановлением Кабинета министров Украины от 16 февраля 2011 г.

№ 110, департаментом согласованы объем и условия осуществления местных заимствований Одесским городским советом с Министерством финансов Украины (приказ Министерства финансов Украины от 29 августа 2016 г. № 795).

Работа с рейтинговыми агентствами по получению и обновлению кредитных рейтингов г. Одессы.

Департаментом в отчетном периоде проводилась работа с рейтинговыми агентствами по получению и обновлению рейтингов г. Одессы и рейтингов инвестиционной привлекательности.

Для оценки кредитоспособности города, с целью подтверждения независимости присвоения кредитного рейтинга, город сотрудничает с двумя рейтинговыми агентствами, а именно «IBI-Рейтинг» и «Кредит-Рейтинг» (до 2016 года — «Украинское кредитно-рейтинговое агентство»).

По результатам 2015 года рейтинговым агентством «IBI-Rating» был подтвержден кредитный рейтинг

Одессы на уровне uaA с сохранением прогноза «стабильный».

При этом следует отметить, что по сравнению с подтвержденным городу кредитным рейтингом

«IBI-Rating», «Кредит-Рейтингом» присвоен более высокий кредитный рейтинг, а именно uaAА- с прогнозом «стабильный»;

Если «uaA» характеризуется высокой кредитоспособностью заемщика, то «uaAА-» — очень высокой кредитоспособностью.

По результатам I полугодия 2016 года IBI-Rating подтвердил кредитный рейтинг города Одессы на уровне uaA

с прогнозом «стабильный».

«Кредит-Рейтингом» также подтвержден кредитный рейтинг, а именно uaAА- с прогнозом «стабильный».

Подтвержденный уровень кредитного рейтинга г. Одессы, обусловленный значением города как экономического центра южной части Украины, диверсификацией экономического комплекса, сохранением высоких показателей социально-экономического развития, часть из которых равняется или превышает средние значения по стране в расчете на одного жителя.

Уровень кредитного рейтинга города Одессы обусловлен высокими темпами роста доходной части бюджета и улучшением показателей ликвидности, в том числе в результате положительного влияния бюджетной реформы. Город сохранял диверсификацию экономики по видам экономической деятельности и низкий уровень концентрации поступлений в бюджет от основных плательщиков налогов и других обязательных платежей, а также высокий уровень бюджетной обеспеченности.

С целью сохранения и повышения роли принципа публичности и прозрачности, открытости использования бюджетных средств, департамент ежемесячно предоставляет информацию в газету «Одесский вестник» и еженедельно на сайт Одесского городского совета о выполнении бюджета г. Одессы.

В соответствии с Законом Украины «Об открытости использования бюджетных средств», с ноября 2015 года департамент совместно с департаментом информации и связей с общественностью Одесского городского совета координирует работу исполнительных органов Одесского городского совета по размещению на едином веб-портале информации об использовании публичных (бюджетных) средств.

Исполнение норм Бюджетного кодекса Украины по порядку формирования, рассмотрения и утверждения бюджета города Одессы на 2017 год.

На выполнение норм статьи 77 Бюджетного кодекса Украины органы местного самоуправления начиная с 2015 года обязаны утверждать местные бюджеты до

25 декабря года, предшествующего плановому.

Проект бюджета города на 2017 год с информационно-аналитическими материалами в виде инфографики о бюджете города Одессы на 2017 год, в которых объясняются простым и доступным для широких слоев населения способом основные показатели и задачи бюджета, первоначально был размещен 12 октября, и с учетом доработки 21 октября, размещен на официальном сайте города Одессы omr.gov.ua.

Департаментом организовано проведение:

- пресс-конференций, брифингов, «круглых столов», теле- и радиовыступлений в прямом эфире по обсуждению проекта бюджета Одессы на 2017 год;

- информационно-разъяснительных семинаров с депутатами Одесского городского совета по вопросу формирования бюджета Одессы на 2017 год.

3 ноября 2016 года состоялся информационно-разъяснительный семинар с депутатами Одесского городского совета по вопросу формирования бюджета города Одессы на 2017 год (http://omr.gov.ua/ru/news/89569/);

10 ноября 2016 года в Одесском городском совете состоялось заседание «круглого стола» с учеными и представителями налоговых служб на тему: «Особенности формирования бюджета города Одессы на 2017 год»

(http://omr.gov.ua/ru/news/89947/).

По результатам рассмотрения на заседании исполнительного комитета Одесского городского совета 27 октября 2016 года проект бюджета города Одессы на 2017 год был вынесен на рассмотрение Одесского городского совета.

Решением Одесского городского совета от 7 декабря 2016 года № 1323-VII был утвержден бюджет города Одессы на 2017 год.

Работа по рассмотрению обращений граждан, обеспечению доступа к публичной информации, которой владеет департамент.

Организация работы осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, Законами Украины «О местном самоуправлении в Украине», «Об обращениях граждан», «О доступе к публичной информации», «Об информации».

Всего в департамент поступило 25 обращений граждан и 72 запроса на получение публичной информации, из которых 20 включали вопросы по формированию, исполнению в целом бюджета города Одессы.

На все обращения, поступившие в 2016 году, департаментом предоставлены обоснованные ответы в определенные законодательством сроки.

Автор: Директор департамента финансов Одесского городского совета Светлана Бедрега.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту