Первый в этом году весенний выпуск одесского альманаха «Дерибасовская-Ришельевская», ставшего сегодня неотъемлемой составляющей культурной жизни нашего города, как всегда, наполнен яркой поэзией и прозой, интереснейшими публикациями, посвященными краеведению, истории, искусству. Его презентация, прошедшая в Золотом зале Одесского литературного музея, заставила книгочеев от корки до корки прочесть новый, 68-й номер этого замечательного издания.
Уже традиционно открывает альманах эксклюзивный текст президента Всемирного клуба одесситов, под эгидой которого выходит издание, — Михаила Жванецкого. На этот раз — эссе «Выбор», парадоксально точный, щемящий монолог о нашем месте в современной действительности.
И тут же в разделе «Публикации» — «взгляд издалека» — статья «самого неблагодарного сталинского лауреата», ставшего, пожалуй, уже классиком, писателя Виктора Некрасова о Михаиле Жванецком, увидевшая свет в 1987 году на страницах эмигрантской газеты. С ним соседствует интереснейшее исследование замечательного литературоведа и поэта Георгия Шенгели «Пушкин в Крыму». Материал литературоведа Алены Яворской посвящен ранним стихам и рисункам Семена Кирсанова — поэта признанного, любимого многими. И, в первую очередь, наверное, одесситами, из поколения в поколение повторяющими бессмертные, пока жива Одесса, строки: «Есть город, который я вижу во сне...» В стихах совсем еще юного поэта, написанных в тетрадях с причудливо изрисованными обложками, изукрашенными окончаниями, четко звучат напевность и ритм, присущие зрелому Кирсанову. Но, пожалуй, самое интересное здесь — портреты современников: Багрицкий в буденовке, фигура отдающего приказы командира, подозрительно похожего на Троцкого, встрепанный очкарик-интеллигент с книжкой — отмирающее, с точки зрения юного футуриста, явление прошлого...
Как всегда, очень интересен раздел «История, краеведение». Самый одесский историк и краевед Олег Губарь представил здесь главы из своего будущего долгожданного «Путеводителя по пушкинской Одессе», рассказывающие о необыкновенных личностях, создававших наш город, его застройке, товарах и услугах, востребованных одесситами и предлагаемых одесским социально-культурным сервисом, и, конечно, книжных магазинах той поры.
«Пейзажная лирика» — так охарактеризовал один из редакторов альманаха Олег Губарь не совсем типичную для столь серьезной рубрики необычную поэтическую прозу замечательного одесского краеведа и писателя Александра Дорошенко. Произведение романтическое и вместе с тем очень реалистичное — ностальгическое отображение уходящей в прошлое, становящейся историей жизни одесских дачников и дач. Читая, живо ощущаешь их незамысловатый, чисто одесский «вкусный» уют, аромат моря, лета, вечерних дачных посиделок...
Еще один замечательный текст — выдержки из напечатанной в Италии в 1933 году книги, запечатлевшей Одессу января 1920 года. Свои воспоминания отставной итальянский офицер, ставший свидетелем падения «белой» Одессы, «окаянных дней», из которых бежал Иван Бунин, назвал весьма красноречиво — «Между сумасшедшим домом и большевизмом».
Вновь порадовал читателей альманаха своими зарубежными открытиями краевед Сергей Котелко. В его материале история увлекательно переплетается с генеалогией, топографией, искусствоведением. А посвящена она истории семьи именитых одесских коммерсантов Анатра и сицилийскому памятнику Анжело Анатра — ее одесскому патриарху, сделавшему карьеру от простого итальянского моряка до крупнейшего негоцианта.
Локализации средневековой предшественницы Одессы, отмеченной в исторических документах началом ХІV века, посвящена работа профессора Андрея Добролюбского «Археологические очертания Джинестры». Так именовался на итальянских компасных картах и лоциях XIV-XV веков приморский пункт, расположенный на берегах нынешнего Одесского залива. В конце 90-х годов прошлого века при зачистке бастионов крепости Хаджибей археологами были найдены несколько фрагментов характерной керамики, датируемой рубежом XIII-XIV веков, — времени существования Джинестры. Это позволило предположить, что здесь тогда находилось поселение-фактория, культурные напластования которого, видимо, были уничтожены в ходе строительства Хаджибейского замка. Тогда же, при шурфовке Хаджибейского посада в Карантинной балке, на склонах под Городской думой и в парке Шевченко, в районе Пороховой и Сторожевой башен, — нынешнего «Подворья Джинестры» — было найдено более двух десятков фрагментов подобной керамики. Сравнительно же недавние археологические находки позволяют достаточно уверенно локализовать Джинестру как на Приморском бульваре и Ланжероне, так и в нынешнем Совиньоне и на Сухом лимане. Не менее обоснованно претендуют на места пребывания якорных стоянок фактории и акватории нынешних Куяльницкого и Хаджибейского лиманов. А на Жеваховой горе, убежден Олег Губарь, возвышался генуэзский маяк. И еще в начале ХІХ века ученые предполагали, что находились здесь остатки складских помещений итальянской Джинестры. Так что и в пору средневековья на одесском побережье торговая жизнь кипела так же бурно, как и в наши дни.
Перечислить все интересные материалы альманаха просто невозможно. Логичнее найти и прочесть первоисточник. Надеемся, издание-долгожитель — в этом году ему исполнилось 17 лет — неизменно будет удивлять и радовать своих читателей.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |