ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
В Одессе заработал современный инструмент демократии
29.04.2017 / Газета: Одесский вестник / № 17 / Тираж: 5481

В понедельник, 24 апреля, начал свою работу интернет-портал «Социально активный гражданин». С помощью сервисов новой платформы одесситы смогут подавать свои проекты в рамках общественного бюджета, а также электронные петиции и участвовать в общественных слушаниях. В первый день работы портала мы пообщались с создателем нового электронного продукта мэрии, директором департамента информации и связей с общественностью Одесского горсовета Андреем СИВАШЕМ.

Андрей Сергеевич, стартовала работа портала citizen.odessa.ua. Этого дня ждали многие активные одесситы, да и широкая презентация платформы привлекла дополнительное внимание жителей города. Какова активность пользователей в первый день работы портала?

- Началась регистрация пользователей. В течение первых часов на портале зарегистрировались первые 50 человек, и вот уже к концу дня мы видим зарегистрированных 682 человека. Часть из них уже оформляет проекты, собирают подписи сторонников своих проектов, готовят детальную смету их бюджетов.

Помимо сервиса проектов,на портале есть еще две функции — «Подать петицию»

и «Общественное обсуждение».

- Да, первая петиция уже появилась. Она касается актуализации проблемы велодорожек и развития велосипедной инфраструктуры на территории Одессы. Подал ее член комиссии по общественному бюджету Петр Обухов. Кстати, именно сегодня работниками управления дорожного хозяйства горсовета начаты работы по капитальному ремонту улицы Ольгиевской — от Софиевской до Пастера — с устройством велосипедных дорожек. Работы ведутся в соответствии с утвержденной перспективной схемой организации сети велосипедных маршрутов в городе.

Как возникла идея портала citizen.odessa.ua?

- Когда в 2015 году мы принимали программу «Электронный открытый город», в нее был внесен пункт о развитии ряда сервисов под общим названием «Социально активный гражданин». В то время еще не были приняты поправки к Закону Украины «Об обращении граждан», связанные с электронными петициями. Тем не менее уже тогда предполагалось, что на портале активные жители города будут генерировать идеи и презентовать свои проекты. Создавая портал, мы изучали опыт других городов. К примеру, в Киеве для петиций, общественного бюджета, онлайн-голосования по принципу общественных слушаний, запросов на доступ к реестру публичной информации существуют отдельные порталы. Это четыре отдельные системы. Они не связаны с внутренней системой документооборота столичной мэрии. Аналогичная ситуация и в других городах. Мы же решили все объединить в единую систему и, что самое важное, увязать с внутренней системой документооборота нашей мэрии.

Долой бюрократию?

- Да! Если, к примеру, на портале петиций в других городах коллективное обращение набрало достаточное количество голосов, возникает вопрос, а что же дальше делать? Петицию распечатывают, несут мэру, потом спускают на профильное управление — появляется бумажная волокита. Мы этого полностью избежали — у нас все порталы, которые запускает городской совет, между собой взаимодействуют, включая официальный сайт Одессы и отлично зарекомендовавшую себя «Горячую линию мэра 15-35». Поданная петиция попадает во внутреннюю электронную систему. После проверки профильного департамента она попадает в «личный кабинет» городского головы, который, в свою очередь, определяет ответственных за дальнейшие шаги. Если же подавшему петицию одесситу будет нужен официальный ответ, — мы его предоставим. Это будет единственный документ на бумаге в кругообороте исключительно электронных. В этом основное отличие нашего нового портала. Человеку придется регистрироваться всего раз, тогда как в других городах регистрацию нужно проходить отдельно на каждом портале.

Процедура регистрации, судя по презентации портала, достаточно проста?

- Думаю, проблем с регистрацией не возникнет. Мы создали инструкции: отдельно по регистрации и открытию «Личного кабинета», отдельно — по подаче проекта в рамках «Общественного бюджета», по подаче петиций. На портале также выложены все вспомогательные файлы в виде шаблонов различных документов, которые пользователь может скачать и на примере посмотреть, как их заполнять. Департамент экономического развития Одесского городского совета будет всячески содействовать и помогать в составлении проектов, если, к примеру, возникнут сложности с калькуляцией проекта.

Каков механизм подачи проектов?

- Человек подает проект, когда у него есть полный комплект документов (их перечень указан в инструкциях). В первую очередь его рассматривает упомянутый мной департамент экономического развития, он же определяет профильный департамент. Тот, в свою очередь, дает заключение. Когда закончится этап подачи проектов — а это 45 дней — их в течение трех недель будет рассматривать специально созданная комиссия по общественному бюджету.

Эти 45 дней — с момента подачи оформления проекта?

- Нет, со дня начала работы портала, 24 апреля. Могу сказать, что период голосования у нас выпадает на июль. А второго августа мы огласим имена победителей.

А с какого времени проект становится публичным? На презентации портала было заявлено, что любой человек сможет ознакомиться с проектом и даже проследить его движение по «электронным коридорам власти»?

- Проект становится публичным сразу после того, как его проанализировали сотрудники департамента экономического развития на соответствие нормам законов, даже не дожидаясь ответа от профильного департамента.

Многих одесситов, которые уже знают о новом информационном продукте мэрии, интересует, что такое «Общественный бюджет»? В этом году он составляет беспрецедентные для городов Украины 100 миллионов гривень, выделенные из горбюджета. Один проект может быть профинансирован на сумму от 200 тысяч гривень до пяти миллионов. Что будет, если суммарно проекты не дотянут до 100 миллионов и средства не будут освоены в полном объеме?

- Думаю, что проектов будет гораздо больше, чем на 100 миллионов. Кстати, сужу по опыту других городов. Там количество проектов в пять-шесть раз превышало выделенную на общественный бюджет сумму. В Киеве на общественный бюджет выделено 50 миллионов, а во Львове — 20.

Что будет с проектами, которые по итогам голосования не прошли? Они могут быть повторно зарегистрированы в следующем году?

- Конечно же, соискатели смогут подать их повторно, правда, если проекты не потеряют своей актуальности. И главное, по второму кругу проходить все процедуры, связанные с предварительной оценкой департаментов, не нужно.

Вернемся к электронным петициям. Это нынче популярная форма обращения, которая, порой, приобретает карикатурные и нелепые формы — с точки зрения актуальности и серьезности того или иного вопроса. Они попадают в новостные ленты, их обсуждают в соцсетях, и на этом все заканчивается. Как на них будут реагировать в citizen.odessa.ua?

- Ответственным за сервис «Подача петиций» является департамент по вопросам обращений граждан горсовета. Он рассматривает коллективную просьбу, исходя из Закона Украины «Об обращении граждан». Департамент информации и связей с общественностью Одесского городского совета контролирует техническую часть работы системы. Но система построена так, чтобы и к подаче петиций, и к голосованию по ним допускались только одесситы или люди, имеющие одесскую прописку. Для этого мы используем систему идентификации с помощью электронной цифровой подписи и сервиса BankID. В этом отношении мы спокойны: запретить нелепую петицию вряд ли сможем, равно как и выглядеть нелепым человеку, ее подавшему.

В информационно-электронном плане одесская мэрия занимает лидирующие позиции в Украине — и по показателям прозрачности, и по степени информационной актуальности в освещении своей деятельности. Правильно ли я понимаю, что портал «Социально активный одессит» — это качественный скачок в системе «Электронный город»?

- Наш мэр Геннадий Труханов подчеркнул, что сегодня формируется качественно новый подход в отношениях между городской властью и одесситами, активом города. Портал «Социально активный гражданин» — современный инструмент демократии. С его помощью одесситы сами определяют, что их волнует, генерируют идеи, касающиеся улучшения всех сфер городской жизни, предлагают проекты, которые могут преобразить наш город. Городская же власть обязуется на все это реагировать.

Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями дальнейшими планами развития системы «Электронный открытый город»?

- Мы разрабатываем портал для жителей города по предоставлению административных услуг, включая все электронные сервисы, а также депутатский портал с картой округов и виртуальной приемной депутата, куда может обратиться любой избиратель.

Планируем запустить и СМС-информирование граждан по плановым и аварийным работам в городе (свет, вода, газ, пр.).

Автор: Александр Беляев


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.042
Перейти на повну версію сайту