ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
На виражах областных маршрутов
06.05.2017 / Газета: Одесские известия / № 32(4958) / Тираж: 18937

В материале «Тугие узлы пассажирских перевозок» («ОВ» от 14 января) шла речь о болевых точках в работе городского автотранспорта Одессы. Сегодня мы коснемся проблем, с которыми сталкиваются АТП, обслуживающие внутриобластные междугородние и пригородные маршруты.

♦Наша справка

На пригородных и областных автобусных маршрутах работают ООО «Турист», ПАО «Одесавтотранс», ЧП «Яна», ПАО «Черноморская транспортная компания», а всего – от 90 до 100 перевозчиков, число транспортных средств которых составляет от 6 до 8 тысяч единиц.

Компания «Турист» фактически объединяет два юридических лица – собственно ООО «Турист» и ОДО (общество с дополнительной ответственностью) «Третий автобусный парк». На предприятии работают около 800 человек, на дороги отправляются 400 автобусов, причем большая часть – 250 машин – на городские перевозки в Одессе, порядка 100 – на пригородные маршруты и внутриобластной «межгород», а остальные ездят между областями и на международных линиях.

Александр Румилиатись возглавляет предприятие с 2007 года. Под его началом АТП, прежде находившееся в сложном финансовом положении, обрело второе дыхание и начало развиваться.

♦«Мерседес» в одесской прерии

– Помимо Одессы, мы возим пассажиров в Беляевском, Лиманском, Арцизском районах, – говорит А. Ру­милиатись. – Больше всего машин на маршрутах Одесса – Беляевка, Одесса – Доброслав и Одесса – Арциз. Безусловно, у перевозок внутри области своя специфика, и здесь мы сталкиваемся с немалыми трудностями. На упомянутых маршрутах есть участки нормальные, есть плохие, даже очень плохие, но по ним все же можно ездить. А вот что касается внутрирайонных маршрутов, которые мы тоже обслуживаем, то там часто дорог вовсе нет, либо они проезжие лишь в сухую погоду.

Это касается любого направления как на севере, так и на юге области. Сложно ездить по дорогам Лиманского района, особенно вокруг райцентра, к селам Пшеняное, Красная Нива, Любополь. Очень плохая дорога в Холодной Балке. Куда ни глянь по карте – везде дороги малопригодны для езды, особенно в зонах Ананьева, Ширяево, Кодымы, Котовска, Окон.

♦Учитывая опыт соседей

– В системе проведения конкурсов на пассажироперевозки по области есть много неясностей и «белых пятен», – считает А. Румилиатись, – точнее – формальных признаков, по которым можно засчитывать или, наоборот, не учитывать баллы, которые начисляются по ряду параметров, таких как возраст машин, наличие у предприятия собственного подвижного состава не ниже допуска «Евро-2» и собственной ремонтной базы, количество сотрудников, в частности медработников. Возьмем, к примеру, выполняемый нами рейс Одесса – Арциз. База у предприятия в Одессе. Если рейс из Арциза, то нам формально могут не засчитать баллы, ведь там у нас базы нет. В результате возникают споры. Перевозчик считает, что он прав, заказчик отстаивает свою правоту, и бывает, что дело доходит до суда.

Если мы хотим перенять европейский опыт, то надо заимствовать его полностью. А если применять фрагментарно, это не даст никакого результата. И коль уж отменять конкурсы, то должен действовать механизм санкций за упущения в работе перевозчика.

Думаю, лучше полностью перейти на принятую в странах Евросоюза систему: там все работает четко и нелегальных перевозчиков нет. Хотя есть страны, которые не проводят конкурс, а есть такие, где сам заказчик определяет перевозчиков. В каждой стране и даже в разных регионах внутри одной страны своя система конкурсного отбора.

Есть смысл обратиться к польскому опыту, учитывая, кроме прочего, что менталитет поляков близок украинскому. Там лет 15-20 назад были схожие проблемы, сменившиеся стабильным развитием.

♦Еще одна притча во языцех

Компенсации из бюджета, полагающиеся автопредприятиям за перевозки льготного контингента пассажиров, – болезненная тема. В 2015 году предприятие получило из областного бюджета полтора миллиона гривень, что составило 70-80% от затраченных АТП средств.

– Тогда мы сетовали, – вспоминает Александр Румилиатись, – что недополучили 20-30 процентов денег. Но все познается в сравнении: за 2016 год наше АТП получило лишь 300 тысяч гривень, а в 2017-м мы пока ничего не получили, если не считать небольших компенсационных выплат по Лиманскому району.

Сегодня, в условиях, складывающихся в ходе децентрализации, деньги за перевозку льготников должны выделять районы и города, однако по маршруту Одесса – Беляевка пока непонятно, кто должен компенсировать перевозку льготного контингента – районные власти, городские или областные.

Правда, вроде уже появился свет в конце тоннеля: на сессии Одесской обл­рады принято решение о выделении из бюджета области на «межгород» шести миллионов гривень. И сегодня работники управления транспортно-коммуникационной инфраструктуры Одесской облгосадминистрации делают все, что в их силах. У них налажен диалог с перевозчиками, они стараются помочь в решении наших проблем.

♦Экономика без рентабельности

– Все внутрирайонные перевозки по преимуществу убыточны, – говорит

А. Ру­милиатись. – И за рубежом, включая страны Евросоюза, пригородные и городские маршруты тоже не приносят дивидендов. Но мы стараемся все же что-то зарабатывать, хотя с каждым днем это становится все труднее.

Именно на внутрирайонные маршруты приходится основная часть компенсаций за перевозку льготников. Причем на предприятии есть рейсы, предназначенные исключительно для льготного контингента. Например, маршруты Нерубайское – Одесса и Беляевка – Одесса. В основном они работают в часы пик – утром вывозят людей, еще один рейс выполняется днем и еще один – вечером. В каждом населенном пункте свой график.

Выходим «на ноль» лишь благодаря востребованным маршрутам, например, таким, как Одесса – Беляевка или Одесса – Доброслав. За их счет мы и живем, тянем все остальные.

Сегодня только коммунальные расходы, затраты на газ, воду и электричество, а также аренду земли, у АТП составляют 200 тысяч гривень в месяц. Съедают деньги предприятия растущие цены на дизельное топливо, сменно-запасные части – даже те, что производятся в Украине, приходится покупать за валюту. Вот и вынуждены понемногу поднимать тарифы.

♦Многоликие тарифы

Стоимость проезда по маршруту Одесса – Арциз сегодня колеблется от 80 до 110 грн.

– Такая вилка объясняется просто, – комментирует директор АТП. – Цену на автостанции формирует не только перевозчик, но и другие предприятия, участвующие в обслуживании пассажира. Разные предприятия – разные цены. В «Туристе» билет до Арциза стоит 80 грн, а на других маршрутах стоимость еще ниже. Но, повторяю, сегодня говорить о какой-то рентабельности перевозок не приходится. Заработанных денег хватает только на то, чтобы обслуживать маршруты. Поэтому мы не приобретаем пока новых машин, ведь сегодня за границей мы имеем право закупать технику не ниже «Евро-5», чтобы ее можно было растаможить. Но она нам не по карману – большой туристический автобус стоит 100 тысяч евро, а растаможка – еще 30-40 тысяч. Что касается внутригородских и пригородных автобусов, то мы из экономических соображений и вовсе не рассматриваем этот вопрос.

В ближайших номерах мы продолжим разговор о транспортных проблемах, предоставив слово экономистам и непосредственным организаторам конкурсов на региональном рынке пассажирских перевозок.

Автор: Таквор Оганесян


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту