На пятый юбилейный международный форум «Образование, практическая подготовка и трудоустройство моряков» в Одессу прибыли специалисты 70 компаний из двадцати стран мира. Они представляли крупнейшие судоходные фирмы, профильные учебные заведения и тренажерные центры, предприятия по трудоустройству моряков, производителей специализированного оборудования для судоходной отрасли, морские организации и ассоциации, международные банки.
В первый день форума в Национальном университете «Одесская морская академия» был проведен круглый стол, посвященный вопросам практической подготовки моряков. Во второй день в здании выставочного центра на Одесском морском вокзале состоялось торжественное открытие конференции и выставки.
Оценить итоги форума редакция «Одеських вістей» попросила ректора Национального университета «Одесская морская академия» профессора Михаила Миюсова. Именно академия, которую в мировых морских кругах называют морской Сорбонной, стала фундатором форума и его главным организатором.
– Михаил Валентинович, чем нынешнее мероприятие отличается от деловых встреч прошлых лет?
– Я бы отметил высокий уровень участников и спикеров форума. Это делегаты от Международной морской организации (IMO), Европейского агентства по безопасности на море (EMSA), Международного совета морских работодателей (IMEC), Балтийского и международного морского совета (BIMCO), Международной федерации транспортников (ITF), Морского института Великобритании (NI), Института морской техники, науки и технологий Великобритании (IMarEST). Мы благодарны Министерству образования и науки, Министерству инфраструктуры нашей страны за поддержку в проведении форума.
В этом году, в отличие от прошлых лет, мы уменьшили общее число докладов и презентаций. А вот дискуссий и круглых столов проведено больше. Нам представлялось важным дать возможность большему количеству делегатов обменяться мнениями. И это, по отзывам участников, получилось. Поработали продуктивно.
– Одной из задач форума было объединение профессионалов для повышения качества подготовки моряков?
– Разумеется, вопросы качества подготовки плавсостава являются актуальными для всех – и работников вузов, которые готовят специалистов, и судоходных и крюинговых компаний, которые этих специалистов трудоустраивают, и Международной морской организации, которая является законодательным органом в области подготовки и дипломирования моряков. В дискуссиях было много замечаний и предложений по совершенствованию учебного процесса, которые будут учтены и взяты на вооружение.
– Национальный университет «Одесская морская академия» тесно сотрудничает со многими известными судоходными компаниями. Нынешний форум добавил новых партнеров?
– На сегодняшний день в Одессе работает более двухсот морских агентств, которые оказывают услуги по трудоустройству моряков и представляют интересы, в частности, крупнейших на международном морском рынке труда судоходных компаний. И для нашего вуза сейчас важно не столько количество партнеров, сколько качество и глубина сотрудничества. Есть компании, которые берут на практику более двухсот курсантов и трудоустраивают по полсотни ежегодно. Другие же берут на практику совсем немного людей, предпочитают меньше вкладывать и получать уже готовых специалистов. Наша задача – предоставить иностранным партнерам как можно больше информации об Украине, нашем вузе, наших воспитанниках. Мы должны не только повышать качество подготовки моряков, но и показывать на международной арене свои результаты.
– Приходится признать, что в мировых СМИ по ряду причин имидж Украины оставляет желать лучшего.
– Да, в частности, из-за военных действий даже в спокойную и мирную Одессу на форумы последних лет многие боялись приезжать. Поэтому иностранцев важно убедить, что несмотря на политические и экономические проблемы, морская отрасль страны работает успешно и сотрудничество надо развивать. Украина входит в пятерку мировых лидеров по числу офицеров на международном рынке труда.
– К сожалению, рядовой состав не так востребован?
– Для любой компании главным является вопрос расходов на оплату труда. Офицерский состав – это категория, к которой предъявляются очень высокие требования, ведь от них во многом зависит безопасность судна, а в итоге и экономические показатели. Другое дело – рядовой состав. Украинцам сложно конкурировать, к примеру, с филиппинцами, которые работают и восемь, и двенадцать месяцев, ведь для украинских моряков отработать полгода – уже много. Кроме того, филиппинцы весьма исполнительны и выполняют работу беспрекословно. Тем не менее есть компании, которые предпочитают полностью укомплектовывать экипажи украинскими моряками. Но в большинстве случаев офицерский состав смешанный, а рядовой представлен какой-то одной страной.
Наша система подготовки рядового состава оставляет желать лучшего. Во времена бывшего СССР была эффективная система профтехобразования. Ребята имели возможность пройти плавпрактику на судах пароходств. Сейчас же большинство рядового состава – это люди, окончившие кратковременные курсы. Где им пройти плавпрактику? Только на судах портофлота. А этого недостаточно для работы «подфлажником». Английским языком такие моряки зачастую владеют весьма слабо.
– Украина, увы, до сих пор не присоединилась в полном объеме к Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC 2006).
– Этот вопрос на форуме обсуждался. Конвенцию уже ратифицировали 77 стран. Однако в Украине воз и ныне там. Вопрос о необходимости ратификации неоднократно поднимался академией на протяжении последних лет. Активно лоббирует его Профсоюз работников морского транспорта Украины. Но результата пока нет. Законопроект о ратификации конвенции до сих пор Верховной Радой не принят. В этих условиях многие компании вынуждены были сертифицироваться на соответствие требованиям конвенции.
К сожалению, в Украине практически нет флота, за исключением нескольких небольших компаний. Судоходство – прибыльный бизнес, но для его развития необходимо создать благоприятные условия, привлечь крупный капитал. Показательным примером возрождения национального судоходства может служить компания «Нибулон». Сегодня у нее есть свой флот, она занимается строительством судов, конечно, пока небольших – это баржи, буксиры-толкачи, но тем не менее начало развитию положено.
– А когда начнется подготовка к следующему форуму?
– Она уже началась. Учитываем недостатки, обсуждаем предложения делегатов. Увы, в Одессе отсутствует инфраструктура для проведения форумов такого уровня. Необходим современный выставочный комплекс, рядом – четырех-пятизвездочная гостиница, соответствующие конференц-залы, желательно в центральной части города…
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |