Как известно, наша область первой в Украине представила в Бюджетный комитет Верховной Рады полный список дорог, на которые пойдут средства из поступлений в рамках таможенного эксперимента. Полтора миллиарда гривень предполагается использовать на ремонт дорог общего пользования.
В решении важнейшей сегодня проблемы эксплуатационной пригодности путей сообщения помимо Службы автомобильных дорог задействованы и другие структуры. И вполне естественно, что в беседе с начальником управления транспортно-коммуникационной инфраструктуры Одесской облгосадминистрации Юрием КОНОНЕНКО многие вопросы касались этой темы.
♦Создается дорожный фонд
– Юрий Владимирович, наша самая крупная по территории область Украины по общей длине всех автомобильных путей – свыше восьми с половиной тысяч километров – тоже среди лидеров. Подсчитано, что на обслуживание такого километража потребуется не менее 52 миллиардов гривень.
– Несмотря на то, что сегодня наметилась положительная тенденция в финансировании, – в прошлом году правительство выделило около шести с половиной миллиардов, – восстановление коснулось лишь одного процента дорог в стране. С такими темпами нам понадобится не менее ста лет, чтобы обновить все. Но радует хотя бы то, что со следующего года появится государственный фонд для финансирования дорожных работ. Деньги в него будут поступать от штрафов и акцизов. В каждой области появится свой фонд, и таким образом часть денег будет поступать непосредственно на местный уровень.
По нашей области как транзитной территории идет много грузового транспорта. Но сегодня каждая третья-четвертая фура перегружена. Это серьезная проблема. Почему мы должны ремонтировать дороги после грузовиков, владельцы которых нарушают закон? Зачастую с машин, проехавших через территорию Румынии, на границе все перекладывается на одно авто, и оно, уже перегруженное, идет дальше по Украине. В николаевском агрохолдинге «Нибулон» также отмечены случаи, когда регистрируют машины со 120 тоннами зерна… Грузоотправители экономят свои средства, убивая наши дороги.
Служба автомобильных дорог совместно с управлением Укртрансбезопасности в Одесской области будет пресекать подобные нарушения. Проведены переговоры с Укравтодором о выделении восьми передвижных пунктов габаритного контроля. Думаю, это даст эффект, и нарушители не смогут избежать штрафов.
♦Перегруз определят датчики
– Еще 16 ноября прошлого года Верховная Рада должна была принять законопроект № 4660 – о введении ответственности за перегруженные фуры. Но из 226 необходимых голосов набралось 211, и документ был отправлен на доработку.
– Сегодня борьбе с перегрузом руководство области придает первостепенное значение, и все мы очень заинтересованы в результатах. Есть польская разработка, она успешно применяется в других странах. Суть ее в том, что датчики-трекеры вживляются в дорожное полотно за 500 метров до пункта весового контроля и данные с транспортного средства высвечиваются на дисплее оператора. При этом автоматически фотографируются номерные знаки. Вся информация будет в базе данных. Это, в частности, поможет избежать пресловутого человеческого фактора. Стоимость одного датчика – не более тысячи гривень. Даже если мы установим на обе полосы на восьми пунктах, это будет около 16 тысяч. Не такие уж большие деньги.
По данным Укравтодора, сегодня транспортное средство, даже имеющее допустимые весовые нормы, не окупает за счет своего акциза ремонт дорог. Больше денег вносят автолюбители и пассажирский транспорт – 70% акцизных поступлений. То есть грузовики, которые и убивают наши дороги, приносят всего 30%.
Так что выход у нас один: ставить весовые комплексы и установки дополнительного взвешивания, беречь еще целое дорожное полотно. Тогда нам не нужно будет ни с кем договариваться, просить денег и каждый год заниматься ямочным ремонтом.
Все приводят в пример хорошие европейские дороги, забывая, что в ЕС строго придерживаются законодательства, не допуская перевеса, поскольку это чревато очень серьезными штрафами. У нас же все иначе. Когда мы на весовых комплексах проводили мониторинг, я наблюдал такую картину: первое, что делал водитель, – шел «договариваться» с инспектором. То есть человек не понимает степени наносимого вреда, не чувствует ответственности, а сразу же пытается взяткой решить вопрос.
♦Решать комплексно
– Если мы будем решать проблему комплексно – бороться с перегрузом, добиваться выполнения законов, то создадим условия для развития железнодорожного транспорта. Грузопоток перераспределится туда, поскольку не всем станут выгодны автоперевозки. Плюс речной транспорт. Уверен, что после такой перезагрузки транспортная сеть вздохнет с облегчением.
Имеются вопросы и по пассажироперевозкам. На мой взгляд, это ненормально, что у нас есть автобусные маршруты на сверхдальние расстояния, чего нигде в мире нет. В той же Турции стоимость перелета из Стамбула в Измир, где расстояние примерно как Одесса – Киев, – 30-40 долларов. Там основной пассажиропоток на дальних расстояниях обслуживается самолетами, на средних – железной дорогой и до 200-300 км – автотранспортом.
– Юрий Владимирович, как идет ремонт важнейшей трассы Одесса – Рени?
– В прошлом году отремонтировали 56 километров. В начале мая начат текущий ремонт на участке у села Утконосовка Измаильского района. Срезано девять сантиметров дорожного покрытия, идет подготовка к асфальтированию. Но уже сейчас автобус Одесса – Рени приезжает на полчаса раньше, чем прежде. Когда работы будут завершены, время еще больше сократится. Также начался ремонт дороги Вилково – Спасское.
У нас в области очень много проблемных дорог. Из-за плохой инфраструктуры перевозчики часто отказываются обслуживать тот или иной маршрут, поскольку там большие счета за ремонт, обновление ходовой. И можно понять перевозчика, который не может выполнять рейс уже даже с точки зрения безопасности, а не экономических затрат.
♦Интересы мелких перевозчиков
– Сегодня в области около ста транспортных компаний и частных фирм, занимающихся пассажироперевозками. Но далеко не все проходят конкурсный отбор, в условиях которого много изъянов.
– Да, проблема есть. По моему мнению, законодательство не вполне отражает сегодняшние тенденции. На мой взгляд, старое, еще действующее постановление Кабмина № 1081 – «Порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования» – не защищает мелких перевозчиков. Крупное АТП, у которого много автобусов – причем новых, больше сотрудников, может, набрав баллы, выбить с рынка любое районное автопредприятие. А выиграв маршрут, крупный перевозчик заключает договора с мелкими частниками, которые, помимо своей прибыли, включают в стоимость билета и прибыль для победителя тендера. Понятно, что такая система не способствует развитию транспортного сообщения.
Но как нас информировали в Мининфраструктуры, конкурсы в нынешнем виде будут отменены. После вступления в силу нового постановления перевозчику необходимо будет подавать минимальное количество документов. В течение месяца заявление будет рассмотрено на конкурсном комитете, который не имеет права отказать, если с документами все в порядке.
На мой взгляд, должно быть два типа маршрутов: коммерческий – тот, на котором перевозчик зарабатывает деньги, и социальный, на котором он работает себе в убыток, просчитывая, сколько ему надо денег для возмещения ущерба, а местные бюджеты будут компенсировать. Конечно, мы столкнемся с проблемами. Некоторые перевозчики не согласятся с тем, что на их маршрутах будут работать другие компании. Но на таком принципе и должна основываться нормальная конкуренция. Будет более прозрачная схема, ведь сегодня конкурс слишком зарегулирован. Надо отпустить рынок, чтобы он развивался. Пассажир должен сам выбирать себе транспорт.
♦Шесть миллионов на компенсацию
– Недавно на сессии областной рады решено выделить средства на компенсацию за перевозку льготного контингента…
– Да, с четвертой попытки мы этого добились. Кроме Одесской, в Украине всего лишь в трех областях это удалось. Это результат коллективного труда, в котором участвовало не только наше управление. Особую благодарность хотел бы выразить председателю облорганизации транспортного профсоюза Владимиру Павловичу Чечеткину и директору научно-производственного центра «Экономинформ» Георгию Владимировичу Хаскину.
Мы просили восемь миллионов, но дали шесть. Сейчас работаем над утверждением механизма, согласно которому будут распределяться деньги.
Задолженность у государства за перевозку льготников накопилась немалая, но ведь до 2015 года оно постоянно выделяло на это огромные средства. В то же время в области есть компании, по которым открыты уголовные дела за завышенные суммы начислений, то есть деньги ими были получены из госбюджета неоправданно. Но есть и предприятия, которые действительно недополучали компенсацию в полном объеме.
– Сегодня серьезной проблемой стало и обслуживание пассажиров на маршрутах, нередки случаи стычек между пассажирами и водителями, чего в прежние годы не было.
– Многие водители ведут себя на маршрутах так, словно пассажиры им чем-то обязаны. Это ненормально. Водитель – человек, оказывающий услуги клиенту, который, как известно, всегда прав. Как у нас обычно борются с нарушителями? Поступает информация, что на таком-то маршруте водитель хамит. Предприятие отстраняет его на один день от работы, а потом все повторяется. Мы решили действовать по-другому. Теперь, когда приходит жалоба на конкретного водителя, мы настоятельно рекомендуем предприятию отправлять нарушителя за свой счет на семинар, где ему объяснят, как работать с пассажирами.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |