В январе Верховная Рада зарегистрировала проект закона о государственном языке, предусматривающий обязательное использование украинского языка во всех органах государственной власти и местного самоуправления. У законопроекта появились как сторонники, так и противники. Однако отметим, что движущей силой проекта стали не политики, а украинские граждане, которые не желают больше мириться с унизительным положением своего языка в собственной стране. Вопреки представлениям о «второстепенности» языкового вопроса, речь идет об одной из составляющих идентичности нации. Украина без украинского языка не может существовать, как не может существовать Франция без французского или Россия без русского. Это понимали как российские колонизаторы, так и украинские патриоты, которые веками вели ожесточенную борьбу за свой язык.
Девятнадцатого марта 1917 года в Одессе состоялось Украинское Вече, собравшее более тысячи одесситов. Звучали требования территориальной автономии Украины, признания Одесщины украинским краем и украинизации образования. В этом же месяце создается культурно-политический центр «Украинский дом», издается журнал «Украинское слово», организован Союз украинской молодежи и военизированная молодежная организация «Одесская Сечь». Тринадцатого апреля была создана Губерниальная украинская Рада, в которой ведущую роль играли украинские социал-демократы и эсеры, председателем был избран В. Чеховский. С апреля на Одесщине стало формироваться движение за украинизацию армии, которой занялась одесская Украинская военная рада. В июне создаются украинские армейские роты, а в августе сформирован Украинский гайдамацкий курень. Около шести тысяч военных, поддержавших Центральную Раду, были сведены в Одесскую гайдамацкую дивизию. В конце июня в Одессе прошел национальный съезд, собравший свыше 200 делегатов. На нем была поддержана политика дальнейшего внедрения украинского языка и культуры в различные сферы жизни Одессы.
Благоприятные условия для украинизации сложились и на Черноморском флоте, где личный состав на 80-90% состоял из уроженцев южных губерний. Весной 17-го почти на всех кораблях существовали украинские организации. Моряки поднимают украинские национальные знамена на эсминце «Завидный» и двух крейсерах – «Память Меркурия» и «Светлана», стоявших в Одессе на рейде. В ноябре почти на половине кораблей Черноморского флота развевались украинские флаги. А 22 декабря 1917 года в Киеве было основано Украинское генеральное секретарство морских дел, еще через месяц Центральная Рада принимает «Временный закон о флоте УНР», согласно которому Черноморский флот объявлялся флотом УНР. Все военные и транспортные корабли на Черном и Азовском морях поднимают украинский флаг. Кульминацией этих событий стал массовый подъем 29 апреля 1918 года украинского флага на всех кораблях флота.
В 1927 году 97% украинских детей обучались на украинском языке. Этот показатель не превзойден и сегодня. Украиноязычные театры в 1931 году составляли 3/4 всех театров в Украине; в 20-е годы в Одессе открывается Украинский театр им. Т. Шевченко. Резко увеличилось количество украинской прессы.
Еврейский писатель Владимир Жаботинский так писал об Одессе того периода: «Даже если это был город России, и в мое время очень русифицированный по языку, все же Одесса никогда не была действительно русским городом... особенно если учесть, что более половины так называемых русских были украинцами, людьми настолько же далекими от русских, как американцы от британцев или ирландцев».
Одесситы с симпатией и одобрением отнеслись к политике украинизации, благодаря которой культура в Украине сделала важный шаг на пути в мировой художественный процесс. Однако в начале 1930-х украинское возрождение начали постепенно сворачивать. А в 1938 году уже вышло постановление Совнаркома УССР об обязательном преподавании русского языка во всех нерусских школах. Процесс возрождения украинского общества, явившийся логичным продолжением национального движения XIX – начала ХХ веков, был слишком рано прерван.
Украинская национальная инициатива в Одессе активизировалась в годы хрущевской «оттепели». А высший расцвет украинского движения в Одессе пришелся на 60-70-е годы. Его участники стали пропагандировать украинский язык, возрождать народные традиции и память о забытых и запрещенных при Сталине деятелях украинской культуры. А когда в 1966 году в парке Т. Шевченко появился памятник Кобзарю, он сразу же превратился в место паломничества украинских активистов. Они собирались у памятника каждый год 22 мая, общались, читали стихи. Дата была выбрана не случайно: именно в этот день в 1861 году прах поэта был перевезен из России на родину.
Поначалу власти смотрели на это сквозь пальцы. Однако потом отношение изменилось. Защитникам украинской культуры осталось лишь идти в диссиденты. Одним из таких патриархов украинского национального движения в Одессе считается Святослав Караванский, который провел в советских тюрьмах и лагерях свыше тридцати лет.
В середине 80-х началась «перестройка». В Украине она сопровождалась новым витком интереса к изучению исторического и культурного наследия. В авангарде этих событий была и Одесса. Именно в этот период здесь создаются общественные организации «Одесский Мемориал» и «Народный союз содействия перестройке». Под давлением демократических сил Верховная Рада УССР в 1989 году принимает Закон о языке, согласно которому украинский язык получил статус государственного. Активизация политической жизни привела к стремительному росту национального сознания украинцев. А принятая 16 июля 1990 года Декларация о государственном суверенитете Украины провозгласила право народа самостоятельно решать свою судьбу.
Так что, как бы кому ни хотелось иного, Одесса всем своим прошлым доказывает свою причастность к украинской истории и культуре. Да, наш город – многонациональный, всему миру известна Одесса еврейская. Это особый язык, юмор, литература. По праву существует Одесса болгарская, ведь до освобождения Болгарии от турецкого владычества именно у нас находили приют лучшие умы этой страны – Иван Вазов, Христо Ботев, Димитр Мутев. В равной мере можно говорить, что Одесса немецкая, итальянская, французская, польская... Такой город. В нем живут более ста народов. Но вот украинский взгляд на Одессу по сей день по непонятным причинам считается дискуссионным. У одних эта точка зрения вызывает ярость, у других, и таких большинство, – симпатию. Между тем едва ли не у половины одесситов украинские фамилии, а казацкие корни есть почти у всех. Поэтому украинская Одесса – явь, а не идеологический продукт, как некоторым хотелось бы думать.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |