ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
СУД ИДЕТ ПО ЕВРОПЕЙСКОМУ ПУТИ
02.06.2017 / Газета: Время Ч / № 19(774) / Тираж: 15200

В «антирейтинге» органов власти Украины судебная система занимает пятое место, судьям, по данным разных исследований, доверяют от одной седьмой до одной трети населения. В США уровень доверия к судебной системе составляет 53%, и этот показатель считается «катастрофически низким». Между тем именно суд является одним из трех «стержней», на которых держится власть, и массовое недоверие в судебной системе — «знак беды» для всей властной вертикали в Украине. Вот почему актуальнейшей потребностью является реформирование украинских судов согласно передовым европейским и мировым стандартам. И это — уже не просто «доброе намерение», а обязательство, взятое украинским государством при подписании Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. В соглашении в третьем разделе статьи 14 «Верховенство права и уважение прав человека и основных свобод» прямо указывается на важность укрепления судебной системы, повышения ее эффективности, обеспечения ее независимости и беспристрастности.

Вот только вопрос: насколько готовы к реформам наши суды и судьи?

- Если мы хотим идти в Европу, — утверждает председатель Киевского районного суда Сергей Чванкин, — то наша задача трудиться исключительно только в правовом поле. Лишь в этом случае у Евросою-за может возникнуть желание побыстрее принять нас в свою семью.

«КУПИТЬ РЕШЕНИЕ» НЕВОЗМОЖНО

Ситуация, в которой находится нынче судебная система Украины, далеко не нова. Примерно такая же была и в бывших соцстранах, в начале 1990-х ставших на путь реформ по европейским образцам и успешно их осуществивших. Наиболее показателен в этом плане пример соседней с Украиной Польши. В этой стране именно строгое следование реформаторскому курсу позволило не только поднять экономику, повысить жизненный уровень, но и сделать судебную систему прозрачной и компетентной. Наши соотечественники, работающие и живущие в Польше, отмечают, что в тех случаях, когда им приходиться обращаться в польские суды, «даже в голову не приходит мысль о том, чтобы давать взятку судье». Ибо в этой стране неуклонно действует правило: если судья уличен во взятках (или в другом серьезном правонарушении, например, находился за рулем в нетрезвом состоянии), то по решению Всепольского судебного совета он будет уволен со своей должности и никогда больше не сможет ее занять.

Польский судья Вальдемар Журек, познакомивший одесских блюстителей закона и журналистов с состоянием судебной системы в своей стране, подчеркнул, что за судьями установлен жесткий контроль. Так, раз в четыре года каждый судья обязан провести презентацию своей работы, в которой должен продемонстрировать способы формулировки принимаемых им решений, культуру ведения дел, стабильность судебной практики и т. п.. Все судьи подают декларации не только о своих доходах, но и доходах близких родственников, причем в двух экземплярах — главе апелляционного суда и в фискальный орган. Таким образом можно увидеть, какое имущество приобретено судьей в период его работы на занимае-мой должности.

- Мы достигли этой прозрачности не сразу, — признается Вальдемар Журек. — К этому нам пришлось идти много лет, но зато теперь можно сказать, что система укоренилась и наши граждане уверены, что даже при разбирательствах с органами власти судьи будут судить по закону, а не по «телефонному праву».

Любой гражданин может обжаловать в административном суде назначение налога, сумму оплаты за оказание коммунальных услуг и т. п. Суды строго контролируют решения органов местного самоуправления — гмин, повятов, воеводств. Если такое решение не выполняется, или нарушается, или вышестоящий орган власти пытается его изменить, дело рассматривается в суде. (Это, кстати, свидетельствует о приоритете решений органов мест-ного самоуправления, а значит, и о доверии к ним.) С другой стороны, если решение местной власти противоречит действующему законодательству, суд вправе его отменить (такие случаи нечасты, но прецеденты имеются).

Стоит отметить, что уровень доверия к судам и в Польше не столь уж высок (примерно 25%), но, отмечает В. Журек, поляки всегда были крайне критичны по отношению к власти. Во всяком случае, в нынешней Польше нереально «купить» решение суда, что, к превеликому сожалению, является практикой украинских судов. Польские судьи реально действуют на принципах публичности, открытости и прозрачности, как то положено по Конституции.

ОТ ИЗУЧЕНИЯ — К ВНЕДРЕНИЮ

Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом предусматривает, в частности, сотрудничество в области правосудия, свободы и безопасности, привлечение экспертов и обмен опытом. Это очень важный момент, поскольку именно благодаря помощи западных экспертов Польша, Словакия, Чехия, Венгрия и другие страны бывшего соцлагеря привели свое законодательство к нормам ЕС. Наша страна также идет по этому пути.

Так, с учетом европейского опыта была создана и принята парламентом новая редакция закона «О судоустройстве и статусе судей», вступившая в силу 30 сентября 2016 года. Отметим наиболее важные, с точки зрения приближения к европейским нормам, положения данного закона.

В нем установлено, что Верховный суд Украины является высшим судом. В его составе действуют: Большая палата, кассационный административный суд, в котором созданы отдельные палаты для рассмотрения дел относительно налогов и сборов, защиты социальных прав, избирательного процесса и референдума, защиты политических прав граждан. Кассационный хозяйственный суд предусматривает отдельные палаты для рассмотрения дел по банкротству, защите прав интеллектуальной собственности, корпоративных споров, ценных бумаг. В Высший суд входят Кассационный уголовный суд и Кассационный гражданский суд. Также вводятся высшие специализированные суды как суды первой инстанции по рассмотрению вопросов интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд.

Указано, что до 30 сентября 2017 года должен быть создан Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности (Высший патентный суд), а до 30 сентября 2019 года — апелляционные суды в новых апелляционных округах.

Немало существенных изменений касается работы судей.

Отменен пятилетний «испытательный срок», и теперь судьи сразу назначаются бессрочно. Изменена процедура назначения на эту должность — судья назначается президентом по представлению Высшего совета правосудия. Назначение на должность судьи осуществляется по конкурсу, кроме случаев, определенных законом.

С другой стороны, закон урезал судейский иммунитет. Теперь судьи обязаны ежегодно, кроме декларации о доходах, подавать декларации о семейных связях для того, чтобы можно было оценить соответствие их образа жизни полученным законным путем доходам. Закон требует создания Общественного совета добропорядочности, который собирает и анализирует информацию касательно судьи и предоставляет Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) вывод о его соответствии (или несоответствии) критериям профессиональной этики. Дисциплинарные производства в отношении судей переданы в Высший совет правосудия, а ВККС сосредоточится на решении квалификационных вопросов, включая проведение квалификационного оценивания судей, открытых конкурсов на должности, специального обучения судей.

В то же время в шесть раз повышается размер вознаграждения судей. Базовый размер должностного оклада судьи составляет 30 минимальных заработных плат, а судьи Верховного суда — 75 минимальных заработных плат.

Повышается и возрастной ценз для судей. Судьей может быть назначен гражданин Украины не моложе 30 и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентный, владеющий государственным языком. Судьей Верховного суда может стать не только судья, проработавший 10 лет, но и ученый или адвокат (с

10-летним стажем).

Согласно новой редакции закона вводится поэтапная монополия адвокатуры. На уровне Конституции закреплено, что только адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения.

Существенно урезаны функции прокуратуры. Она теперь осуществляет поддержание публичного обвинения в суде, организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом других вопросов в ходе уголовного производства, контроль за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка, представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенных законом.

Вводится институт конституционной жалобы — граждане могут обратиться в Конституционный суд, который решит вопрос о конституционности закона Украины. Конституционная жалоба может быть подана в том случае, если все другие национальные средства правовой защиты исчерпаны.

Также предусмотрено создание Службы судебной охраны (до 1 января 2018 года) и Единой судебной информационной (автоматизированной) системы.

Таким образом, можно сказать, что в Украине сделаны определенные шаги для формирования истинно европейской (не только по формальным основаниям, но и по сути) судебной системы.

Председатель Одесского окружного административного суда Олег Глуханчук высоко оценивает сотрудничество своего коллектива с европейскими организациями и судебными учреждениями.

- Мы перенимаем европейский опыт в сфере правосудия и внедряем его в свою работу, — говорит О. Глуханчук. — Наш суд был участником проекта Европейской комиссии Twinning «Повышение эффективности и качества управления административных судов в Украине», который реализовывался Государственным советом Франции, Верховным административным судом Литвы и Администрацией национальных судов Швеции. Судьи и работники аппарата смогли приобрести новые полезные знания в рамках проекта «Обеспечение соблюдения прав человека при осуществлении правосудия», который реализован координатором проектов ОБСЕ в Украине. Такое сотрудничество способствует реализации прав и свобод граждан, обеспечению соблюдения принципов верховенства права и демократического развития украинского общества.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту