«Электронное правительство», о котором мы писали в статье «ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» (см. «Время Ч» от 26 мая), постепенно расширяет свои «владения» в Украине.
Наличие этой системы — один из важных компонентов европейского цивилизационного пространства, к которому стремится Украина, подписав Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Страны ЕС оказывают нашему государству большую помощь и поддержку во внедрении разного рода новаций, которые призваны облегчить жизнь людей, включая и такую существенную сторону этой жизни, как взаимоотношения с властью.
КАК ИНТЕРНЕТ ЭКОНОМИТ БЮДЖЕТ
Эстония считается одной из передовых стран мира в том, что касается «электронного правительства». Тут граждане имеют право на Интернет так же, как на воду и электричество. На базе этого, при наличии доступа к широкополосному Интернету и умения им пользоваться, эстонцы строят у себя «цифровое общество». Сегодня в этой стране через Интернет совершается 99% банковских переводов, через Сеть подается 98% налоговых и таможенных деклараций, и даже 94% рецептов, выписанных врачами, — тоже цифровые. Большинство документов подписывается электронной подписью, которая законодательно приравнивается к ручной и которую в обязательном порядке должны принимать все государственные органы и предприятия.
В Эстонии подсчитали, что одно только использование цифровой подписи экономит гражданину 20 минут времени при каждом обращении. Если учесть, сколько раз приходится обращаться за разными документами, то в год экономия может составить целую рабочую неделю. А если перевести эти расчеты в денежную форму, то использование цифровой подписи экономит стране ни более, ни менее как 2% от ВВП! Столько, сколько эта страна тратит на оборону.
- Я не видела чиновника в Эстонии не знаю сколько лет. Он мне не нужен, — признается эксперт по вопросам «электронного правительства» Яника Мерило. — Я могу любой документ подписать за 30 секунд через «Личный кабинет». Я могу проголосовать на выборах через мобильный телефон или ID-карточку за три минуты. Это реальность.
Действующая в Эстонии система предоставления электронных услуг признана одной из лучших в мире. Еще 16 лет назад тут разработали и внедрили систему обмена данными X-Road. А в 2002-м эстонцы запустили карту идентификации, которая как раз и позволяет людям пользоваться системой, имея компьютер и доступ к Интернету. Благодаря этим разработкам с 2005 года Эстония первой в мире начала проводить электронные выборы: используя электронную карту идентификации, можно через Интернет участвовать в выборах всех уровней — от местного самоуправления до парламента. На последних парламентских выборах таким образом уже проголосовала треть населения страны. Уровень участия населения в этой программе постоянно растет, что отображает рост доверия граждан к подобным инициативам.
ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО СТАТЬ ПРОСТЫМ
И ПОНЯТНЫМ
Так что не случайно именно представительница этой страны Мари Педак из эстонской Академии электронного управления возглавила в Украине команду проекта EGOV4UKRAINE, который, в свою очередь, является частью более широкого проекта U-LEAD, направленного на развитие децентрализации в Украине.
Стоит отметить, что Академия электронного управления — это эстонская консультационная организация и независимый аналитический центр, основанный для формирования и передачи знаний и лучшей практики в сфере электронного управления, электронной демократии, кибербезопасности и открытого информационного общества. С 2002 года академия подготовила более 3000 служащих из более чем 60 стран, а также возглавляла или принимала участие в более чем 60 международных проектах национального, местного и организационного уровней.
- Украина тоже должна отойти от того, что для получения любой услуги людям приходится собирать в различных структурах многочисленные справки, проводить время в очередях, — утверждает Мари Педак.
По мнению эксперта, после того как гражданин однажды передал государству свои данные, всю прочую необходимую информацию государство долж-но собирать самостоятельно, тем более что обладает для этого соответствующей системой и базами данных. Более того, украинские граждане должны получать услуги от государства вообще не посещая органы власти, а с помощью компьютера и Интернета.
И проект, который реализуется под руководством эстонского специалиста, направлен на то, чтобы подобное положение дел стало в Украине привычной реальностью. Для этого Европейская комиссия, Швеция и Эстония выделили около 5,5 млн. евро. С украинской стороны партнером является Государственное агентство по вопросам электронного управления.
- «Электронное правительство» сделает государство открытым, понятным и простым в использовании, — говорит Михал Бони, экс-министр администрации и внедрения цифровых технологий, а ныне представитель Польши в Европарламенте. Именно он курировал в Польше процессы разработки и внедрения «электронной» демократии. А консультантами тоже выступали эстонские профессионалы.
БЕЗ СЕТИ НЕТ ПУТИ
По мнению М. Бони, Украина выбрала правильный путь, привлекая экспертов из Эстонии. Финляндии, Швеции, Грузии, Молдовы. Но какими бы прекрасными специалистами не были иностранные эксперты, однако основная нагрузка лежит на украинцах. И тут надо понимать, что успешное функционирование «электронной власти» зависит от ряда составляющих.
И первая из них — наличие Интернета.
Тут, увы, проблем много. Если доступ к Сети достаточно неплохо налажен в крупных городах и доступен по цене, то в малых городах селах и поселках ситуация намного хуже. Там Интернет если и есть, то намного хуже по качеству и дорогой как для местного населения. Потому пока что нереально обойтись без сети центров предоставления административных услуг (ЦПАУ). В Эстонии — при ее небольших размерах — как-то обошлись без такого подхода, но, к примеру, в Грузии такие центры функционируют, и довольно-таки успешно.
Вторая составляющая — это наличие корректных и хорошо защищенных баз данных. Без решения этой задачи запускать систему не имеет смысла, а решение ее требует огромной и тщательно проделанной работы. Ситуация в Украине осложняется тем, что имеется много баз данных, некоторые из них дублируются, но нет единого центра сбора и контроля. Тут нужны организационные решения со стороны государства.
Исключительно важная составляющая — это система идентификации, подобная той, какая действует в Эстонии. Ведь нужно понимать, кто именно в данный момент находится за компьютером. Чтобы избежать мошеннических действий, на что некоторые наши сограждане весьма горазды. Сейчас этим вопросом занимается Миграционная служба, Министерство юстиции и другие ведомства.
Наконец, четвертая составляющая — это система интер-операбельности, благодаря которой нужные сведения могут передаваться от владельцев баз данных (т. е. тех или иных ведомств) потребителям безопасно, быстро и автоматически. И в свою очередь, обратная операция происходила таким же образом.
Вот такую систему, утверждает Мари Педак, будет создавать и развивать ее команда в рамках указанного выше проекта. Эта система, по мнению эксперта, является «сердцем электронного правительства», поскольку позволяет данным двигаться от их баз до потребителей и между базами. Право создать такую систему выиграл на тендере украино-эстонский консорциум. Разработчики рассчитывают создать ее до конца года.
ПУТЬ К ЛУЧШЕЙ ДЕМОКРАТИИ
Уложиться в поставленные сроки — задача непростая, но, как полагают разработчики, вполне посильная.
Проще всего — с технической частью, поскольку в Украине весьма сильные специалисты по ИТ (информационным технологиям). Но техника — лишь пятая часть успеха. Четыре пятых — это руководство процессом, организация и обучение.
Мари Педак полагает, что в Украине есть политическая воля и желание внедрить системы электронного управления. Такое мнение основано на опыте четырех предыдущих пилотных проектов, включая опыт, полученный в Одессе (об этом мы тоже писали в статье «ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ»).
Ключевой вопрос для всей системы — обеспечение безопасности данных, которые передаются. Предполагается, что все сведения будут зашифрованы, причем если (теоретически) кто-то сможет их перехватить, то не сможет воспользоваться, ибо не сможет прочесть.
- Если обычно в мире используется западная система шифрования, — говорит Мари Педак, — то в Украине есть свои стандарты криптографии. Поэтому из Эстонии мы берем идею построения системы безопасности, а будем использовать украинскую криптографию — чтобы все было под контролем украинских специалистов.
Сама по себе система будет децентрализованной, фрагментированной. Это означает, что отдельные данные будут храниться в различных базах различных собственников; такой подход призван обезопасить систему от «покушений». Кстати говоря, именно против Эстонии велась первая в мире кибервойна. Но эстонцы выстояли. В созданной ими системе можно нападать на какие-то элементы и наносить им вред но система остается целой. Для нынешней Украины это более чем актуально.
При всех успехах эстон-ских разработчиков они не собираются передавать Украине готовый продукт.
- Мы не приносим украинцам и не ставим на стол какой-то черный ящик, готовый к работе, — говорит Мари Педак. — Мы передаем ноу-хау, и вместе с украинскими айтишниками развиваем систему и подгоняем ее под нужды Украины.
Проект рассчитан на четыре года. Первые два будут посвящены внедрению системы, второй этап предусматривает серию тренингов для персонала и распространение информации среди граждан. Участники проекта надеются, что до конца 2020 года Украина достигнет европейского уровня «электронного правительства».
Оптимистично настроен и Михал Бони.
- Местные власти быстро поймут, что цифровые технологии важны для прозрачных отношений между пользователями, потребителями, бизнесом и властью — они экономят время, деньги и энергию, — говорит польский эксперт. — Не нужно ждать, волнуясь, а что же происходит с документами, которые я подал на рассмотрение в органы власти. Для современного общества важно обмениваться мнениями, информацией, самоорганизовываться, понимать друг друга. Интернет — это путь к лучшей демократии..
При подготовке статьи были использованы материалы, полученные от проекта «Новини співпраці між ЄС та Україною».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |