В четверг, 15 июня 2017 года, совпали два события, которые — в зависимости от реакции украинских властей — могут стать своеобразной «точкой бифуркации» в отношениях между Украиной и Европейским Союзом.
ТЕРПЕНИЕ ЕС
НЕ БЕСПРЕДЕЛЬНО
Вплоть до этого дня Евросоюз в лице своих представителей сознательно воздерживался от критики действий украинской власти. Как полагают редакторы «Европейской правды» Юрий Панченко и Сергей Сидоренко, отчасти это объяснялось растерянностью самого Брюсселя, который «понимал свою «вину» в затягивании предоставления Украине безвизового режима и ратификации Соглашения об ассоциации». Как отмечают эксперты, ярким примером подобной политики стало предоставление второго пакета макрофинансовой помощи ЕС без выполнения Украиной необходимых критериев. В Евросюзе понимали, что, к примеру. отмена моратория на экспорт необработанной древесины может спровоцировать политический кризис в Украине, потому и приняли решение «закрыть глаза» на вопиющее нежелание украинских властей выполнять взятые на себя обязательства. Подобная информационная политика свойственна и некоторым международным организациям, которым их руководство рекомендует пока воздерживаться от острой критики правительства Украины.
Но рано или поздно терпение европейцев должно было лопнуть, что и произошло в упомянутый выше четверг, 15 июня. В этот день, выступая на панельной дискуссии VII нацио-нального экспертного форума «Точки роста», глава Представительства Европейского Союза в Украине Хюг Мингарелли непривычно жестко заявил, что Верховная Рада фактически блокирует необходимые стране реформы.
«Когда мы пытаемся проверить гармонизацию украин-ского законодательства с ЕС, — сказал Х. Мингарелли, — то понимаем, что в профильных министерствах законопроекты уже созданы, они зарегистрированы в Раде, но председатель комитета Рады решил не двигаться вперед из-за наличия собственных интересов и не хочет способствовать реформам».
По мнению главы Представительства Европейского Союза в Украине, в нашем парламенте слишком много людей, которые блокируют процесс реформ, защищая собственные интересы. Между тем Евросоюз регулярно предоставляет свои рекомендации по повышению эффективности работы Верховной Рады, но «кроме технического измерения есть еще и политическая воля», которой украин-ским властям катастрофически не хватает. Так, по признанию вице-премьера по евроинтеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе, из 126 директив, которые следовало, согласно Соглашению об ассоциации между Украи-ной и ЕС, имплементировать в украинское законодательство в 2016 году, имплементировано лишь 36 (28,5%), а полностью и того меньше — всего 23 (18,3%). (И это при том, что ни один из комитетов Верховной Рады не возглавляют представители «Оппозиционного блока», во всех комитетах большинство имеют якобы «проевропейские» политики.)
МЕТАЛЛОЛОМ
СТАЛ «ЯБЛОКОМ РАЗДОРА»
В таких условиях сложно проводить реформы, тем более что далеко не все члены правительства действуют в русле соглашения.
В тот же день, 15 июня, громко заявил об отставке заместитель министра юстиции Андрей Вишневский, который обвинил данное ведомство в имитации реформ.
В интервью «Українським новинам» А. Вишневский объяснил свое решение подать в отставку после всего лишь двухмесячной работы в министерстве нежеланием «быть причастным к имитации реформ, которые маскируют обслуживание бизнес-интересов отдельных частных лиц и политических групп».
Яркий тому пример — история с голосованием за пошлины на экспорт металлолома и позиция правительства по этому вопросу.
8 июня с. г. Верховная Рада голосами 260 депутатов приняла закон, согласно которому до 2019 года продлено действие пошлины в 30 евро с тонны лома черных металлов при вывозе его на экспорт. И это при том, что от Представительства ЕС в Украине накануне голосования поступило предупреждение, что такой шаг нарушит договоренность с ЕС об отмене этих пошлин и приведет к еще одному двустороннему торговому спору с Евросоюзом.
Возникает вопрос: почему Евросоюз так резко отреагировал на решение Верховной Рады? Как объясняет эксперт по евроинтеграции Юрий Панченко, история эта началась в апреле 2016 г., когда ВР в три раза (с 10 до 30 евро) повысила пошлины на экспорт металлолома — сроком на три года. Решение было принято под давлением украинских металлургов, которые утверждают, что экспорт металлолома повышает себестоимость выплавки стали в Украине и снижает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В ЕС такое решение расценили как нарушение «духа и буквы» Соглашения об ассоциации, и президент П. Порошенко внес в него компромиссные правки: действие увеличенных пошлин было сокращено до одного года.
Но прошел год, и эта тема снова стала «яблоком раздора».
В ходе правительственного совещания с участием ведущих отраслевых ассоциаций министр экономического развития и торговли Степан Кубив заявил о согласии с необходимостью продления на два года пошлины в 30 евро.
«Считаю, что решение об экспортной пошлине на лом черных металлов является обоснованным», — написал министр в Facebook-е.
И это при том, что год назад в том же самом министерстве повышение пошлин на металлолом характеризовали как грубое нарушение Соглашения об ассоциации с ЕС.
ИНТЕЛЛЕКТ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ
Не меньшее беспокойство вызывает в Евросоюзе то, как медленно и неэффективно происходит в Украине реформирование сферы защиты интеллектуальной собственности, о чем свидетельствует заявление Представительства Евросоюза в Украине, размещенное на официальном сайте этой организации.
«С момента вступления в силу углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ) прошло 18 месяцев. Однако правительство до сих пор не подало на рассмотрение в Верховную Раду большинство законопроектов, которые Украина обязалась принять в соответствии с условиями УВЗСТ. Еще в 2015 году эксперты ЕС, работая вместе с украинской властью, подготовили соответствующие законопроекты. Однако они до сих пор находятся на рассмотрении Министерства экономиче-ского развития и торговли Украины. Украинская сторона обещала в сентябре направить в Раду пакет из 4 законов (об организации коллективного управления, создании национального офиса интеллектуальной собственности, о патентах на изобретения и полезные модели; об авторском праве и смежных правах), и эти законы (с ними Европейский Союз до сих пор не ознакомили) будут основаны на законопроектах, подготовленных экспертами ЕС.
Нынешняя ситуация с организациями коллективного управления наносит непоправимый вред законным интересам тысяч местных и международных правообладателей. Современное законодательство Украины не содержит адекватных норм для обеспечения эффективного соблюдения прав интеллектуальной собственности. Принятие Украиной законов в соответствии с обязательствами, взятыми в рамках УВЗСТ, могло бы помочь ей теснее интегрироваться в мировую систему торговли, привлечь иностранные инвестиции и предотвратить дальнейшие значительные потери со стороны правообладателей.
Единичным положительным достижением является усиление борьбы против интернет-пиратства. Обнадеживает недавно принятый Закон о кинематографе. Он обеспечивает лучший контроль интернет-пространства для предотвращения размещения нелегального контента на веб-сайтах, базирующихся в Украине. Он также регламентирует деятельность киберполиции, которая будет обеспечивать выполнение законодательства в этой сфере в сотрудничестве с международными коллегами. ЕС остается только надеяться, что в будущем этот положительный пример будет наследоваться и в других сферах защиты прав интеллектуальной собственности».
ВСЕГО ЛИШЬ ГОД ОСТАЛСЯ
ДЛЯ РЕФОРМ
В свете этой истории (которая, увы, далеко не одинока) становится понятной резкая реакция Х. Мингарелли на деятельность украинского парламента.
«Означает ли это начало так называемой «усталости от Украины»?» — задаются вопросом редакторы «Европейской правды».
По их мнению, говорить так пока рано. Ибо несмотря на многочисленные проблемы, в ЕС видят реальные успехи в реформировании. «Однако не может не беспокоить, что эти реформы проходят все труднее и труднее. Зато все чаще Украина идет на нарушение соглашений с ЕС… Неспособность контролировать голосования в Раде обещает стать еще большей проблемой уже в ближайшие месяцы. Возможно, именно поэтому ЕС решил действовать на опережение — понимая, что уже к осени эта проблема может стать гораздо острее. И уже тогда «усталость от Украины» может оказаться реальностью».
В том же направлении — заявление Европейского комиссара по вопросам европейской политики соседства Йоханнеса Хана, который полагает, что Украина имеет всего один год на проведение ключевых структурных реформ.
По его мнению, у Украины осталось времени до середины лета следующего года. Ибо затем страна войдет в состояние, когда общие настроения будет формировать предвыборный процесс, «а это обычно не помогает проводить реформы».
Что касается конкретных направлений реформ, которые Верховная Рада должна одобрить в течение названного периода, то это, в первую очередь, реформа системы здравоохранения, пенсионная и земельная реформы, проведение приватизации.
В Евросоюзе понимают, что эти реформы в украинском обществе не являются популярными, но считают их необходимыми для развития страны по пути евроинтеграции.
Также Йоханнес Хан призвал украинские власти максимально быстро внедрить технические стандарты, которые могли бы обеспечить доступ украинских предприятий к европейским рынкам. «Необходимо использовать все возможности Соглашения об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, — отметил Еврокомиссар. — Такие стандарты приняты во всем мире, и если Украина будет отвечать стандартам Европейского Союза, то она сможет иметь доступ к более широким, глобальным рынкам».
Нет сомнения, что Европа заинтересована в интеграции Украины в свою систему, но время, когда нашей стране многое прощалось с учетом сложной ситуации, стремительно проходит. Высказывания европейских представителей, их критика по поводу неоправданно медленных темпов реформирования отечественной экономики, социальной сферы и других важных сторон жизни — тревожный сигнал для украинских законодателей и чиновников. От того, насколько правильно будет воспринят этот сигнал, насколько быстрой и точной окажется реакция на него украинской политической и бизнесовой элиты, зависит будущее страны. Понимать это должны также лидеры и активисты гражданского общества; их задача — усилить давление на власть имущих с целью ускорения реформ европейского образца, параллельно с этим формируя у населения Украины понимание того, насколько важны эти самые реформы для улучшения качества жизни наших сограждан.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |