ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
СОГЛАШЕНИЕ С ЕС: ДЛЯ ВСЕХ И ДЛЯ КАЖДОГО
30.06.2017 / Газета: Время Ч / № 22(778) / Тираж: 15200

В предыдущих наших публикациях на тему евроинтеграции мы затрагивали ряд существенных аспектов, и в целом, судя по откликам читателей, эти материалы вызвали интерес и что называется дали пищу для размышлений. Особенно приятно, что читатели сами предлагают темы для журналистских материалов. Вот и эта публикация родилась как отклик на читательские запросы.

СОГЛАШЕНИЕ ОТРАЖАЕТ СТРЕМЛЕНИЕ

Европейская интеграция Украины и связанные с ней проблемы и решения — одна из тех тем, которые серьезно разделяют украинское общество. Последние данные исследований разных социологических центров показывают, что в целом в нашей стране преобладает тенденция поддержки сближения с Евросоюзом, граждане Украины в большинстве своем не сомневаются, что будущее страны — в составе европейских государств. Но немало и тех, особенно на юге и востоке Украины, кто негативно относится к европейским устремлениям нашего государства.

Что греха таить, во многом этот негатив связан с тем, что люди пока еще не видят реальных результатов евроинтеграции, кроме разве что безвизового режима. Многих людей раздражает то, что заверения в неизменности европейского курса Украины стали своего рода ритуалом в выступлениях руководителей государства, да и на более низком уровне тоже. Во многом по этой причине немалая часть граждан Украины воспринимают евроинтеграцию как сугубо политиче-скую материю, предмет международных переговоров, дело президентов, премьеров, парламентариев. Иными словами, евроинтеграция в восприятии рядовых жителей Украины — это нечто весьма далекое от их повседневной жизни.

Однако реальная, а не декларативная европейская интеграция, в первую очередь, должна касаться внутреннего развития страны, улучшения качества жизни всех ее граждан.

Если говорить перспективно, то евроинтеграция — это когда экономика работает на благо всего общества, а не отдельных наделенных властью лиц или близких к ним компаний; когда все равны перед законом независимо от должности и имущественного положения; когда государство заботится об окружающей среде и пристально следит за качеством продовольствия; когда бюджетные средства расходуются как можно экономнее и в интересах всего общества. Конкретнее — это хорошие дороги, безопасность на улицах, качественная питьевая вода из крана в квартире и столь же качественные продукты в магазинах, к тому же доступные по цене, и многое другое. Вместе с тем, евроинтеграция — это также честные выборы, свобода собраний и митингов, реальная борьба с коррупцией и т. п. Фактически нет ни одной сферы, которой бы в той или иной степени не касалась евроинтеграция.

И надо понимать, что если Украина провозгласила курс на европейскую интеграцию, то без реальных сдвигов, одними лишь красивыми словами и декларациями ничего не добьешься. Именно о необходимых для евроинтеграции конкретных делах идет речь в Соглашении об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной, которое предусматривает реализацию ряда важных реформ и внедрение европей-ских стандартов и норм, способных поднять качество жизни граждан нашей страны на новый уровень.

НЕ ДЕКЛАРАЦИИ,

А ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Соглашением об ассоциации предусмотрено, что в украинское законодательство должна быть инкорпорирована, то есть включена, значительная часть правового наследия Евросоюза. Это необходимо, чтобы Украина стала интегральной составляющей современной Европы.

В этом смысле чрезвычайно важно, что положения соглашения являются юридически обязывающими. Понятно, что поскольку Украина стремится интегрироваться в Евросоюз, то это означает прежде всего взятие ею определенных обязательств. Это касается адаптации законодательства ЕС и применение его на практике, уважение к ценностям, на которых основывается Евросоюз. Со своей стороны Евросоюз обязуется помогать Украине в приближении к нему.

Например, раздел Соглашения об ассоциации «Экономическое и секторальное сотрудничество» содержит положения относительно целей и форм сотрудничества между ЕС и Украиной в 28 сферах. Относительно почти каждой из них определен перечень, соответствующие этапы и сроки имплементации актов законодательства ЕС, которые Украи-на обязуется перенести в национальное законодательство. Всего речь идет о более 300 регламентах и директивах ЕС, а также других актах. Сроки имплементации законодательства Евросоюза в украинское составляют от двух до семи лет с момента вступления в силу соглашения. При этом около двух третей актов должно быть имплементировано в течение двух-пяти лет.

В разделе о финансовом сотрудничестве Евросоюз в рамках имеющихся у него финансовых инструментов обязуется оказывать помощь Украине для достижения целей соглашения. Вместе с тем предоставление этой помощи будет осуществляться в соответствии с принципами надлежащего финансового управления и предусматривает эффективное предупреждение мошенничества, коррупции, других злоупотреблений и борьбу с ними. Для этого Украина должна будет имплементировать соответствующие положения законодательства Евросоюза.

ГОСУДАРСТВО

И ОБЩЕСТВО

Соглашением об ассоциации между ЕС и Украиной предусмотрен постоянный политический диалог и сотрудничество для укрепления в Украине уважения к демократическим принципам, верховенству права и надлежащего управления, правам человека и фундаментальным свободам, проведение внутренних политиче-ских и институциональных реформ. Поэтому успешная реализация соглашения сделает Украину органической составляющей той части Европы, которая опирается на европей-ские ценности.

В частности, Украине стали бы присущи следующие черты:

* целью деятельности государства является реализация прав человека, создание благоприятных условий для развития и самореализации всех граждан и обеспечения их безопасности;

* политические партии руководствуются принципами внутренней демократии и финансируются прозрачно; последовательно придерживаются определенной ими политической стратегии, а попав в парламент или местные советы, работают над выполнением задекларированных политических программ;

* парламент и другие избирательные органы формируются по честной избирательной системе и отражают интересы всего народа;

* государственная политика осуществляется открыто, с учетом мнения заинтересованных общественных групп;

* неэффективная государственная политика предусматривает отставку ответственных за нее чиновников;

* власть децентрализована и прозрачна, эффективно организована для развития страны, а не личного обогащения тех, кто в ней работает;

* деятельность чиновников регулируется законом, административные услуги доступны и удобны для граждан и не создают им препятствий в реализации прав;

* государственные служащие добросовестно служат людям и стране, их отбор является прозрачным и конкурсным на основе оценки профессионализма;

* право собственности гарантируется эффективными механизмами защиты;

* местное самоуправление является действенным — ресурсы общины остаются в ее руках, она сама решает вопрос жизни на своей территории в пределах, определенных законом;

* уменьшается уровень коррупции — она не поощряется несовершенным законодательством, а все известные ее проявления неуклонно наказываются, независимо от влиятельности субъекта их совершения;

* правоохранительные органы не вмешиваются в сферу личной жизни; уголовное преследование без реальных правовых оснований невозможно;

* правосудие является справедливым и доступным, неуклонно следует принципу верховенства права.

БОЛЬШЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Имплементация Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной позволила бы существенно улучшить ситуацию по защите прав потребителей. Сотрудничество в рамках соглашения поможет Украине решить такие проблемы, как непрозрачное ценообразование, наличие на рынке опасных товаров и неудовлетворительный контроль за качеством продукции, удовлетворение прав на компенсацию в случае приобретения товара или получения услуги ненадлежащего качества и тому подобное. Евросоюз имеет огромный опыт в сфере защиты прав потребителей, проверенные временем структуры и методы. Украина может всем этим воспользоваться.

В частности, благодаря соглашению может быть достигнуто:

* обеспечение получения подробной информации о рисках, связанных со здоровьем и безопасностью, которые имеют отношение к продуктам;

* разработка системы, которая позволила бы быстро информировать общественность и изымать опасные продукты или товары с рынка, а также отслеживать их происхождение;

* запрет на продажу опасных продуктов;

* эффективное противодействие подделкам и фальсификации продукции;

* введение существенных штрафов за нарушения;

* проведение специальных мероприятий, касающихся безопасности детских игрушек.

Стороны также будут сотрудничать по следующим направлениям: содействие обмену информацией о системах защиты прав потребителей; обеспечение экспертизы о правовой и технической способности имплементации соответствующего законодательства и внедрения систем рыночного надзора; усовершенствование предоставляемой потребителям информации; обучение представителей органов власти, работающих в соответствующей сфере; поощрение развития независимых ассоциаций потребителей и контактов между представителями потребителей.

Безусловно, все это требует длительной и целенаправленной работы, в которой огромное значение приобретает социальная активность наших сограждан, их понимание целей и задач евроинтеграции, контроль за действиями органов власти и т. п.

Продолжение темы читайте в следующем номере.

При подготовке данной статьи использованы материалы, предоставленные Представительством Европейского Союза в Украине

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту