Одесский городской Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи… Какую помощь оказывают, кто обращается, о ком здесь заботятся и, главное, с какими социальными проблемами сюда приходят люди? Об этом и многом другом — наша беседа с директором ОГЦСССДМ Юлией ГАЙДАРЖИ.
Новые времена — новые подходы
Легче перечислить и назвать проблемы, которые здесь не решают, чем рассказать о той непростой и такой многогранной работе, называемой порой столь просто — «социалка».
— Новые времена требуют и новых подходов к оказанию социальных услуг, вся наша команда это хорошо понимает. Ведь зачастую люди под понятием «социальная помощь» понимают лишь материальное вспомоществование. На самом деле, наш Центр оказывает целый спектр социальных услуг. И само время подсказало нам разработку совершенно нового координирующего направления, — пока единственного в Украине — именуемого «кейс-менеджментом» в сфере социальных услуг. Это управленческое направление социальной работы, подразумевающее разработку четкого комплексного плана оказания социальной услуги, — рассказывает Юлия Гайдаржи.
Согласно Государственным стандартам городской Центр социальных служб оказывает 17 социальных услуг: это уход на дому, дневной уход, социальное сопровождение, юридические услуги, посреднические и психологические услуги, реабилитация и…
— ...И все остальное, — добавляет Юлия Гайдаржи. — Ведь как получается на практике? К нам приходит человек с одной проблемой, а когда наши сотрудники начинают ею заниматься, выясняется, что, на самом деле, проблем гораздо больше. И все их нужно решать — на деле, реально, причем все наши услуги осуществляются совершенно бесплатно.
Иначе — никак
По словам Юлии Гайдаржи, все специалисты, которые работают в Центре, в обязательном порядке проходят специальную подготовку и переподготовку, обучаются на тренингах.
— Иначе — никак. Человеческие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, требуют полного видения специалистами их изначальных корней. Ведь люди и сами к нам приходят, но мы и получаем уведомления и извещения о самых разных человеческих проблемах и от субъектов социальной работы — социальных учреждений, полиции, учреждений здравоохранения, — объясняет Юлия Гайдаржи.
Я не случайно говорила об увеличивающихся проблемах. Здесь, в Центре социальных служб для семьи, детей и молодежи, как мало где еще, ощущают, насколько больше сложных ситуаций (мягко говоря) принесло в жизнь общества непростое наше время.
— Судите сами: переселенцы, участники АТО и члены их семей. Каждый из них возвращается с очень непростым «рюкзачком» эмоций, переживаний, тяжелых воспоминаний, комплексом проблем — и со здоровьем, и психологических, и материальных. А специалистов, которых выпускали наши вузы, не учили, как работать с людьми с военной посттравмой. А работать нужно было, переселенцы приезжали в Одессу, требовали помощи. Нам тогда помогали коллеги из Израиля, Канады, США и Швейцарии. Помню, поначалу наши специалисты вообще не покидали Куяльник: постоянно требовалась та или иная социальная помощь, — рассказывает Юлия Игоревна, называя цифры, которые говорят сами за себя: сейчас у нас находятся около четырех тысяч участников АТО и 26 тысяч внутренне перемещенных лиц.
Юлия Гайдаржи делает акцент на еще одном немаловажном моменте: в ОГЦСССДМ хорошо понимают, что помощь в разрешении самых разных социальных проблем — это еще далеко не все. Их социальная профилактика, как показывает практика, не менее важна.
— Тут, как в известном изречении о том, что нуждающемуся необходимо дать удочку и научить его ловить рыбу самому. Иначе говоря, научить человека, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах (а в них может попасть каждый из нас), самому справляться со своей сложной ситуацией. И к каждому необходимо подобрать свой «ключик», как вот, например, к молодым мамам, которые решают отказаться от своего ребенка в роддоме. Отозваться о такой женщине с презрением — легко. Но ведь необходимо подумать: а почему это происходит? В чем причина отсутствия материнской любви? Кстати, зачастую такие молодые женщины сами были воспитанницами интернатов. И вот вам результат работы: 24 молодые мамы, решившие отказаться от своего малыша, все же передумали делать такой шаг, забрали их. Много это или мало? А на каких весах взвесить? Но задумайтесь: если 24 ребенка все же остались в семье, со своими мамами — это уже очень хорошо! — говорит Юлия Гайдаржи.
Одинокие родители, дети, которые по тем или иным причинам остались одни, родители, которые по разным обстоятельствам не могут воспитывать детей, дети, нуждающиеся в реабилитации, живущие в интернатах, опекунские семьи, родители, которые находятся в состоянии развода, — вот далеко не полный список, кроме уже перечисленных, тех людей, маленьких и больших, которыми вплотную занимается ОГЦСССДМ.
Без права на «неправильную» консультацию
Между тем время «подкидывает» новые категории нуждающихся в помощи — к примеру, дети трудовых мигрантов. Уехали папа с мамой на заработки, передали чад дедушкам-бабушкам-дядям-тетям. А те в силу многих обстоятельств порой не в состоянии полноценно воспитывать детей, не говоря уже о том, чтобы проследить, по каким страничкам Интернета «прогуливается» оставленный на их попечении ребенок. Вот и получается, что у центра социальных служб для семьи, детей и молодежи забот-хлопот только прибавляется.
Еще одна категория людей, которыми плотно занимается Центр, — это те, у кого имеются проблемы с законом. Увы, таких клиентов тоже становится все больше. С ними ведется и психологическая, и юридическая работа — причем и до осуждения, и в местах лишения свободы. Особого подхода требуют к себе, как подчеркивает Юлия Гайдаржи, клиенты с ВИЧ-статусом, пострадавшие от насилия в семье.
— Услуг у нас по стандарту, как я уже говорила, семнадцать; нашими клиентами являются 36 категорий населения, с припиской «и другие». Так вот этими «другими» являются остальные, кто оказался в сложной жизненной ситуации. То есть, можно сказать, все. И здесь очень важно, что мы работаем комплексно, в тесном содействии с общественными и благотворительными организациями. Координируем их работу: ведь сами, к примеру, мы не принимаем гуманитарную помощь, но помогаем нуждающимся обратиться туда, где ее можно получить.
— Вероятно, сама суть вашей работы — это «услышать, вникнуть, помочь»? Живете по такому принципу?
— Наши сотрудники — специалисты по социальной работе, педагоги, психологи, юристы — вывели для себя что-то вроде формулы, если хотите, девиза: «Мы должны слышать сердцем, а принимать решения без эмоций». Проблем так много, людей, которым мы помогаем, становится все больше. И здесь эмоции — только во вред. Нужна ведь реальная помощь, а с излишней эмоциональностью и «выгореть» недолго. А уровень ответственности у нас ведь очень высок, мы не имеем права на «неправильную» консультацию, — уверена Юлия Гайдаржи.
Глава ОГЦСССДМ уверена и в другом, и это не просто красивые слова, а суть работы: без слаженных действий команды, без четкого понимания каждым сотрудником меры ответственности ничего не получится.
— Ни о какой социальной помощи в ее сегодняшнем понимании без этого и речи быть не может. И еще: ничего бы у нас не получилось, если бы нас не слышала городская власть. Знаете, когда «наверху» не слышат и знать не хотят о потребностях «снизу», то ни о какой социальной работе и говорить не приходится. Но когда понимаешь, когда ощущаешь, что к нам прислушиваются, вникают и идут нам навстречу, тогда есть и совершенно конкретные результаты, которые радуют, — подводит итог Юлия Гайдаржи.
От себя бы я добавила: которыми по праву можно гордиться.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |