В Одессе планомерно выполняется работа по упорядочению размещения наружной рекламы и вывесок.
В прошлом году мэр Одессы Геннадий Труханов поставил задачу избавить город от уродливых, а главное – незаконных наружных рекламных конструкций. Основной фронт работы возложен на управление рекламы Одесского городского совета и КП «Одесреклама».
О том, как проводится эта работа, рассказывает исполняющий обязанности начальника управления рекламы Одесского городского совета Виктор ПАНАСЮЧЕНКО.
Виктор Владимирович, что входит в сферу компетентности возглавляемого вами управления?
— Управление рекламы Одесского городского совета – это рабочий орган, который уполномочен регулировать и контролировать деятельность по размещению наружной рекламы и вывесок в городе. Что касается структуры, то существует собственно управление рекламы, которое занимается выдачей разрешений на размещение рекламы или их аннулированием, а также коммунальное предприятие «Одесреклама», где есть инспекторский, бухгалтерский, договорной и демонтажный отделы. Иными словами, сотрудники КП занимаются инспекцией на предмет технического и санитарного состояния, а также правильного размещения уже существующих рекламных конструкций и вывесок.
В управлении мы работаем исключительно с документами — поданными через «Единое окно» заявками на размещение наружной рекламы. Рассматриваем в пятидневный срок и выносим свое заключение. Если оно положительное, то заявителю дается так называемый приоритет: он имеет право в установленный законом срок пройти ряд согласований для того, чтобы узаконить рекламную конструкцию или вывеску. Согласовывать это необходимо с главным художником города, с собственником здания, если объект размещается на частной территории. Если же нужно разместить рекламу в историческом ареале, то необходимо направить запрос в Министерство культуры Украины или же в управление по вопросам охраны объектов культурного наследия. Управление рекламы также вправе аннулировать разрешение, если выяснится, что субъект, к примеру, разместил совсем не то, на что получил разрешение, или же в течение полугода не использовал полученное место под рекламу. Причем в последнем случае мы еще и накладываем санкции в виде штрафа. По результатам прошлого года нами выдано 887 разрешений на размещение наружной рекламы, 76 — аннулировано.
Теперь о вывесках. Кажется, что им никогда не уделялось столько внимания, как сегодня. Два года назад градсовет рассматривал графическое приложение к «Порядку размещения вывесок в городе», и в этом году дискуссии не прекращаются.
— В их размещении тоже много беспорядка, который тянется с 90-х. К тому же есть непонимание некоторых терминов. Часто приходится слышать словосочетание «рекламная вывеска». Такого понятия не существует! В отличие от рекламной конструкции, на вывеску не нужно разрешения, однако требуется регистрация техпаспорта на нее. Согласовывается вывеска с управлением архитектуры и градостроительства, а сам техпаспорт выдается сроком на три года. К слову, разрешение на рекламную конструкцию субъект получает на пять лет. Вывеска имеет свои ограничения – установленные размеры (до 3 кв. м), наполняемость (с указанием вида экономической деятельности (КВЭД), регистрацию торговой марки, ФОПа или юридического лица, режим работы). В прошлом году мы зарегистрировали 319 технических паспортов.
Все же основной показатель по итогам деятельности управления и КП в прошлом году — 28 миллионов 687 тысяч гривень. Это поступления в бюджет города за право временного пользования местами для установки рекламы. Сумма стала рекордной начиная с 2008 года. За счет чего произошел такой рост?
— В минувшем году наше управление провело серьезную ревизию всех рекламных конструкций в Одессе. Мы не поленились и дошли до каждого объекта. И что увидели? Несоответствие платы размерам рекламных конструкций. Ведь чем больше площадь конструкции, тем выше плата. Так вот данные были усредненными. Мы начали исправлять ситуацию, с каждым субъектом подписали дополнительное соглашение, внесли изменения в каждое разрешение. Эти действия дали положительный результат. Отмечу, что десятилетиями в городе размещали все, что хотели, несмотря на архитектурные требования, и это слабо отражалось на размере поступлений в городскую казну. Уточню, что плата изымается в городской бюджет, только если конструкция размещена на объекте коммунальной собственности. Если она размещена на частных объектах, плата в бюджет не взимается, но разрешение на размещение все равно должно быть. Все, что размещено без разрешения, – незаконно!
Сейчас в работе управления наметилась устойчивая тенденция — мы занимаемся легализацией рекламных конструкций, выводим их из «тени», приводим в соответствие с «Правилами размещения наружной рекламы в Одессе». Кроме того, мы постепенно отходим от практики «занавешивания» рекламой фасадов зданий, каких-то щитовых, особенно в исторической части города, что приводило к визуальному конфликту, перенасыщенности. Очистили весь исторический ареал от конструкций на бетонных подушках, которые стояли на пешеходных переходах. Несмотря на то, что они были установлены по всем правилам, нам удалось убедить предпринимателей, что подобного в центре города быть не должно.
Прошлогодние показатели не были бы достигнуты, если бы мы не изменили подход к работе, структуру коммунального предприятия «Одесреклама». Ведь раньше инспекторы ходили с блокнотом и ручкой, плохими фотоаппаратами. Сейчас они обеспечены планшетами, современными средствами связи. Зафиксировать или проверить по нашей базе данных законность той или иной рекламной конструкции и вывески в любой точке города можно за считанные минуты, не заезжая в управление. То же самое и с демонтажом. Каждый шаг по сносу фиксируется, перемещение наших инспекторов – также фиксируется.
Кстати, о демонтажных работах. По результатам прошлого года ваше управление и КП убрали с улиц города также рекордно высокое количество рекламных конструкций.
— По сравнению с 2015 годом, когда была демонтирована всего 361 конструкция, в прошлом году нами произведен демонтаж двух тысяч 180 конструкций, из которых 73 – стационарные рекламные конструкции. То есть, в пять раз больше. Мы очистили Старосенную площадь, немного разгрузили Привокзальную и Среднефонтанскую площади, 1-ю ст. Люстдорфской дороги, площадь Толбухина. Хочу отметить, что снос, который производит демонтажный отдел КП «Одесреклама», – это крайняя мера. Разговор с субъектами хозяйствования мы начинаем с предписаний об устранении существующих нарушений и демонтажа противоправно размещенной рекламы их собственными силами.
Все ли прислушиваются к ваших требованиям?
— Многие прислушиваются, но есть и те, с кем нам пока тяжело найти общий язык. К примеру, с нашей железной дорогой. Все рекламные конструкции у вокзала находятся на его территории, но все они повернуты в сторону городских улиц. Много таких конструкций «смотрят» на улицу Среднефонтанскую или на Пересыпский мост и улицу Приморскую. Конструкции стоят на бетонных подушках. В ходе переписки с руководством железной дороги нам посоветовали не вмешиваться в его хозяйственную деятельность. Ведь одесситам трудно объяснить, что это рекламные носители железной дороги, — реклама по факту расположена в городе.
Еще пример. Согласно правилам, существуют определенные требования – это обеспечение безопасности наших граждан, транспорта, имущества. Не должно и не может так быть, чтобы рекламная конструкция находилась на двадцатом этаже, а мы не имели понятия, насколько это безопасно. Почему я так говорю? В течение последнего месяца в Черноморске с крыши здания упала рекламная конструкция. Упала на автомобиль, где находился несовершеннолетний ребенок. Чудом никто не пострадал. Этот эпизод был зафиксирован Госпотребслужбой, которая обратила на него внимание в том числе нашего управления. Нам порекомендовали обследовать одесские высотки. Эту работу мы уже провели. Скажу, что в основном рекламные конструкции на крышах или фасадах на определенной высоте устанавливают строительные компании. Многие отреагировали, демонтировали своими силами. Там, где была техническая возможность, демонтировали сотрудники КП. Но, к примеру, компания «Кадорр» не то чтобы отреагировала на нашу просьбу, она всячески препятствовала обследованию. Когда сотрудники КП предприняли попытки обследовать часть домов, «жемчужин», охрана фирмы блокировала лифты и выходы на крыши. То есть, нас физически не допускали к этим объектам. В одной из переписок мы также сообщили фирме, что необходимо все эти конструкции, речь идет о светящихся буквах, узаконить. Снова никакой реакции не последовало, равно как и попыток предоставить нам техническую документацию.
Какую техническую документацию?
— Поясню. Ее разрабатывает лицензированная фирма. Если конструкция не выдерживает снеговой и ветровой нагрузки, падает, наносит материальный ущерб, ответственность несет не фирма-застройщик, а именно лицензированная фирма, которая готовила техническую документацию. Есть и еще один момент в ситуации с «Кадорром», на что обращает внимание мэр Геннадий Труханов. Над зданиями развевается флаг зеленого цвета. Ну не должно такого быть, чтобы в городе, на самых высотных зданиях – а это
42 «жемчужины» — развевался какой-либо флаг, вместо государственного!
Тем не менее нам все же удалось демонтировать ряд конструкций, в том числе наземных, к примеру, на стройплощадке по улице Большой Арнаутской, где упомянутая фирма решила посредством рекламного носителя проинформировать горожан о своих достижениях. К остальной же части своих строений «Кадорр» просто не подпускает.
Подчеркну, что наше управление и коммунальное предприятие по поручению городского головы наводят порядок в Одессе. Такими действиями мы преследуем только две цели – чтобы наружная реклама была безопасной и установленной по всем правилам и закону.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |