11 июля Совет Евросоюза принял решение о заключении Соглашения об ассоциации с Украиной от имени Европейского Союза. Как сообщается на сайте Совета ЕС, решение было принято без обсуждения на заседании европейского органа. После завершения международно-правовых процедур ассоциация «Украина — ЕС» окончательно вступит в силу с 1 сентября 2017 года.
КОНЕЦ — ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
Итак, подошла к концу эпопея, которая войдет в историю Украины как одно из самых значимых, но и драматических ее событий. Однако сообщение об этом факте не вызвало особого ажиотажа в украинских СМИ. Более того, тут же появились комментарии, смысл которых сводится к одному: затушевать значение данного события. Аргументы скептиков не блещут новизной.
Ратификацию Соглашения об ассоциации с ЕС представляют не как достижение украинской дипломатии, а как победу европейской.
Отношения между Украиной и ЕС нельзя назвать равноправными, партнерскими, ибо Евросоюз рассматривает нашу страну исключительно как поставщика дешевого сырья. Более того, указывают критики, подобные соглашения ЕС подписал с такими странами, как Тунис, Марокко, Египет, Алжир, Ливан и др., которые принято относить к государствам «третьего мира» (прозрачный намек, не делающий чести Украине). И ни одному из этих государств ассоциация с ЕС не принесла ощутимых экономических результатов.
Что греха таить, подобные настроения достаточно распространены. Об этом можно судить и по откликам наших читателей на предыдущие публикации по евроинтеграционной тематике. В этих материалах, среди прочих тем, мы рассматривали и такой аспект проблемы, что принесет Соглашение об ассоциации нашим согражданам, касаясь бытовых, «приземленных» сфер. После ратификации возникла более масштабная проблема: что может дать соглашение стране в целом? На этот вопрос попытались дать развернутый ответ министр иностранных дел Украины Павел Климкин и заместитель исполнительного директора Международного фонда «Відродження» Тарас Качка, который принимал участие в переговорах по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС в 2007-2011 годах, в статье, которая опубликована на известном сайте «Европейская правда». Учитывая уровень авторов статьи, мы посчитали нужным познакомить наших читателей с наиболее существенными ее положениями.
ИЗ СИМВОЛА -
В СРЕДСТВО
Прежде всего, пишут авторы, Соглашение об ассоциации должно превратиться из символа в средство движения вперед. Но, предупреждают они, это не произойдет само собой, как, наверное, многим хочется. Эффект от вступления в силу соглашения не такой явный для граждан Украины, как введение безвизового режима с ЕС. И тем более важно разобраться, какое влияние эта ассоциация имеет на будущее Украины.
За десять лет, которые прошли от первого раунда переговоров в 2007 году до ратификации в 2017 году, в Украи-не состоялись существенные общественно-политические и экономические трансформации. Изменился уровень политических свобод, приобрела новое значение роль гражданского общества, вырос уровень сознания, спрос на реформы и т. п. Нормы и правила ЕС, которые должны быть внедрены в соответствии с соглашением, основаны на идее социальной рыночной экономики, что, кстати говоря, полностью соответствует статьям 1 и 13 Конституции Украины.
«Когда мы только начинали переговоры с коллегами из Европейского Союза, — пишут авторы статьи, — не было особого внимания к серьезности нашего желания адаптироваться к нормам ЕС. То, чего мы достигли сейчас, это совершенно другая реальность. Сегодня мы по-другому говорим с ЕС, а ЕС — с нами. Ведь сейчас мы уже оперируем цифрами и результатами».
В качестве яркого примера приводится то, что внедрение норм ЕС на рынке газа, членство в энергетическом сообществе позволило интегрировать с Евросоюзом украинский рынок газа, диверсифицировать поставки и обеспечить газовую независимость от Российской Федерации. «Украинский рынок газа становится понятным для европейских компаний, которые реально становятся на нем игроками. Взаимные юридические обязательства между Украиной и ЕС становятся прочной основой для защиты интересов как в судебных спорах с «Газпромом», так и в попытках РФ разбалансировать рынок газа в ЕС, построив «Северный поток-2».
Развитие газового рынка — лишь один, хотя и весьма значимый, аспект значимой пользы от соглашения. Но в целом оно охватывает все сферы жизнедеятельности, где есть реальный шанс приблизиться к уровню ЕС. Более того, выполнение формальных положений соглашения невозможно без структурных реформ, прямо в этом документе не упомянутых.
В качестве примера приводится рынок капитала. Соглашение дает возможность Украине в полной мере интегрироваться в соответствующий рынок ЕС, дает нашей экономике доступ к дешевому и долгосрочному финансированию. Но это только возможность, которая не может быть реализована без коренного очищения рынка и ведения современной монетарной политики.
Соглашение об ассоциации — это еще и толчок к решительным изменениям в отношениях государства и регионов, центральной и местных властей, расширению прав органов местного самоуправления, что нынче реализуется в форме процесса децентрализации. Этот процесс в полной мере отвечает одному из базовых принципов ЕС — субсидиарности, когда вопросы, касающиеся региона, решаются на локальном, а не на национальном уровне. Вот почему следует поддерживать и развивать «активный слой тех, кто может инициировать и решать вопросы на местном уровне, и такое решение затем становится основой для национального, а не наоборот». Умение сочетать глобальное и локальное является одной из особенностей ЕС, отмечают авторы статьи и в связи с этим предлагают научиться активно использовать это в процессе децентрализации. Но этот процесс становится наполненным только через экономическое развитие громад и регионов, в том числе и через экономическую интеграцию с ЕС.
КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ — ДОВЕРИЕ
Но децентрализация никоим образом не снижает роль центральных органов власти, ибо «переплетение соглашения со всеми трансформационными процессами в обществе требует от государственных институтов несколько большего, чем простого бюрократического планирования и отчетности. И прежде всего парламент и правительство должны научиться быть последовательными. Ведь по логике европейских партнеров парадоксальным является тот факт, что парламент своим большинством сначала голосует за ратификацию Соглашения об ассоциации, а затем принимает законопроекты, которые нарушают и противоречат положениям соглашения и обязательствам нашей страны перед ВТО.
Можно долго дискутировать, для чего это делается, но подобные шаги приводят к тому, что Евросоюз теряет доверие к Украине, хотя именно доверие является ключевым условием для реализации любых договоренностей на государственном уровне.
«На сегодня, — утверждают авторы статьи, — главной проблемой в развитии нашего государства в сторону европейских стандартов остается существующая система. Она не дает нам эффективно развиваться. И мы долж-ны осознавать это. Система постсоветского образца не предусматривала в себе механизмов развития и самосовершенствования. В противоположность этому как раз и есть идея Соглашения об ассоциации. Ведь вступление в силу соглашения меняет логику отношений между Украиной и ЕС. Оно требует от нас должного внедрения его положений, а от ЕС — надлежащего отношения к Украине при принятии своих решений».
Украина после Майдана «вышла из постсоветского пространства, но еще не вошла в европейское измерение». Чтобы ускорить этот процесс, должна быть проведена огромная системная работа, которая в первую очередь требует переформатирование мышления. «Потому, что нельзя на Nokia 3310 скачать Google Maps. Так и с государством».
В старой системе нельзя ввести новые механизмы без решительных преобразований. А для этого, настаивают авторы статьи, нужно обновлять существующий аппарат. Стоит отметить, что это тот тезис, который разделяет большинство украинского общества, в том числе и большинство наших читателей, о чем свидетельствуют отклики на соответствующие публикации. Более чем 25-летний опыт развития независимого государства доказал, что приверженность старой системе, старым методам руководства ведет страну в тупик. Но поскольку любое обновление затрагивает серьезные интересы власть имущих, то эти процессы блокируются старой системой.
«Нельзя допустить, чтобы нереформированность государственного аппарата блокировала общественные изменения, которые являются залогом как национальной независимости Украины, так и ее дальнейшей интеграции в ЕС», — утверждают П. Климкин и Т. Качка.
НЕ ЖДАТЬ,
ПОКА ОТКРОЕТСЯ «ОКНО»
Крайне важным для Украины является экономический аспект взаимоотношений с ЕС. Хотя заключение Соглашения об ассоциации само по себе стало рекламой украинской продукции (зерно, растительное масло и металл все равно продаются через трейдеров и никакой рекламы не требуют), но дальнейшее ее продвижение на рынки стран ЕС может обеспечить лишь тщательное внедрение норм, предусмотренных соглашением и многим директивами.
Нечто подобное наблюдается и с перспективой членства в Евросоюзе. Хотя саммит «Украина — ЕС» не принес ожидаемых результатов в плане более-менее ясных перспектив членства, но отсутствие конкретного решения — это тоже своего рода стимул для ускорения внедрения положений соглашения. Украина должна продемонстрировать системность своих намерений и перевести вопрос дальнейшей интеграции с ЕС в абсолютно практическую и прагматичную плоскость. Тогда, считают авторы, обоюдовыгодная формула интеграции найдется почти сама собой. Но она «не формулируется фразами и лозунгами, а должна стать естественным результатом нашей интеграции во все европейское пространство».
Вывод авторы статьи «Европейской правды» предлагают сделать следующий: ратификацией Соглашения об ассоциации и предоставлением безвизового режима завершился определенный этап отношений Украины с ЕС. «Но без сконцентрированной и стратегически спланированной работы дальнейших политических толчков просто не будет. И наоборот — такая работа приведет к результатам быстрее, чем кто-то может себе представить. Нужно только сделать шаг вперед, не дожидаясь «окна возможностей».
К этому мнению можно только присоединиться.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |