ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Кому нужна эта сказка?
22.07.2017 / Газета: Одесские известия / № 55(4981) / Тираж: 18937

Российскому актеру Вла­димиру Машкову отказано во въезде в Одессу на съемки, призванные продолжить сериал «Ликвидация». Режиссер и продюсер Сергей Члиянц заявил в соцсетях, что, мол, съемки сорваны, а Одесса и одесситы остались без «любимого» фильма.

Чтобы избавить тему от спекуляций, давайте попытаемся разобраться, о чем собственно рассказывает «Ликвидация» и много ли потеряет Одесса, если не будет продолжения. Даже если пропустить мимо внимания чисто художественные огрехи фильма и рассматривать его только как исторический детектив (а именно так картина была заявлена создателями), придется констатировать, что «Ликвидация» с этой стороны не выдерживает никакой критики. Вот на том, что в фильме вызывает у меня, как у историка, мягко говоря, вопросы, я и хотел бы остановится.

Часть картины повествует о мнимой борьбе Жукова с бандитами, в других же сериях тоже речь о борьбе – но уже с бандеровцами, затаившимися в дремучих одесских лесах. Что ж, попытаемся разобраться.

После освобождения Одессы в городе был установлен особый паспортный режим: запрещалось прописывать осужденных за особо опасные и контрреволюционные преступления до снятия судимости. Такие меры применялись, чтобы пресечь разгулявшийся после войны бандитизм. Обострению криминогенной обстановки способствовала и засуха 46-го года – голод, карточки и талоны на продукты... В то же время на Привозе было и сало, мясо, мука, масло... Но рабочий или служащий позволить себе такую покупку не мог.

Основными объектами грабежей были продукты. К примеру, согласно одной из сводок, хранящихся в одесском архиве, 26-27 октября 1946 года по городу зарегистрировано девять уличных ограблений и восемь вооруженных налетов на магазины. В ночь на 27 октября был убит сторож магазина Горпищеторга, а из магазина были похищены продукты и 1500 рублей. Подчас за ночь по городу фиксировалось до шестидесяти ограблений. При этом следует учесть, что статистика, подаваемая милицией в обком партии, нередко занижалась.

В этот период в Одессе дей­ствуют банды Дяди Ешты, Пио­нера, Жокея. Прославились своими криминальными подвигами банды «Додж-3/4» и «Черная кошка». Одним из самых резонансных происшествий стало организованное нападение на инкассаторов в 1947 году.

В сериале именно Жукову приписывается основная заслуга в наведении порядка. Но по общесоюзной статистике снижения преступности к 1948 году Одесса не блистала на фоне любого другого послевоенного города: Одесса – 37%, Киев – 42%, Москва – 48%, Ленинград – 44%. И никакой информацией о роли маршала Жукова в данном вопросе архивы не располагают. Одним словом, представленная в «Ликвидации» картина борьбы Георгия Константиновича с одесскими ворами лишена документального подтверждения. Наоборот, с первых же дней пребывания здесь маршала в Москву стали поступать письма о том, что «Жуков и на новом месте рвется к власти и по­пирает советские законы» и с просьбой: «Уберите от нас этого узурпатора!». Для проверки был даже направлен министр вооруженных сил Н. Булганин. Результаты инспекции, а также новые факты по «трофейному делу» стали причиной перевода маршала из Одессы на Урал. Косвенным подтверждением того может служить и недолгое пребывание Жукова во главе Одесского военного округа: с июня 1946-го по январь 1948 года.

Точно так же не имеет под собой исторической основы показанная в сериале деятельность отрядов УПА близ Одессы. А поражающий воображение рассказ о попытке «бандеровцев» захватить Одессу и ликвидировать Жукова вообще не подлежит никаким комментариям.

Зато в фильме даже минимально не освещена одна из трагических страниц истории, как раз из периода, когда «маршал Победы» руководил здесь военным округом. За одну ночь всех прошедших ад войны безногих и безруких фронтовиков, цинично называемых «самоварами», погрузили в теплушки на станции «Одесса-Товарная» и отправили доживать на Северную Ладогу и Валаам – в специнтернаты закрытого типа. Так сказать, чтобы не портили имидж страны-победительницы. И это на фоне фальшивых славословий Жукова: «...Но, конечно, прежде всего мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку, который, отказывая себе в самом необходимом – в питании и сне, делал все от него зависящее, чтобы выполнить задачи в целях победы над врагом».

Не удивительно, что у большинства одесситов этот фильм вызвал только разочарование.

Все, что показано в фильме, – это совершенно вольная импровизация без опоры на исторические документы. Авторы «Ликвидации», затевая свою картину, сразу встали на почву вымысла, домыслов, легенд и «преданий старины глубокой» – словом, всех тех ингредиентов, из которых варится современный идейно-пропагандистский продукт. Если эта сказка своим щекотанием и доставляет чьим-то больным нервам приятные ощущения, то это вопрос скорее к специалистам по психологии, чем по эстетике и истории.

Хочется обратиться к тем, кто сожалеет о возможном срыве съемок: когда же наконец мы научимся любить себя, свою страну и перестанем создавать себе кумиров? Закон должен быть один для всех. В данной ситуации удивляет позиция ряда журналистов, считающих, что в отношении актера Машкова надо сделать исключение и не применять к нему нормы права. В угоду кому мы должны нарушать общий порядок?

Надеюсь, когда-нибудь и в Украине, и в России люди начнут искренне уважать законы – без исключений для артистов и президентов. Увы, для этого должно смениться как минимум еще одно поколение.

Автор: Игорь Мозговой


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту