Название статьи, как странно оно ни звучит, несомненно, соответствует сути состоявшегося в Киеве несколько дней назад круглого стола на тему «Изменения в лицензионные условия – реальное противодействие торговле людьми или усиление давления на бизнес».
Организатором встречи, посвященной обсуждению инноваций, предложенных Минсоцполитики Украины (в рамках проекта постановления Кабмина Украины «О внесении изменений в лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей»), стала ассоциация «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» (ВОКК). К участию в работе круглого стола были приглашены представители Минсоцполитики, специалисты по вопросам трудовой миграции, юристы, менеджеры крюинговых агентств, профсоюзные деятели.
Что может быть общего между понятиями «крюинг» и «трафикинг»? Какая связь между обеспечением моряков хорошо оплачиваемой работой и трудовым рабством, похищением людей, кроме того, что появились они одновременно – в начале 90-х годов.
Но оказывается, при желании можно найти массу общих черт. Во всяком случае, так считают сотрудники отдела лицензирования Минсоцполитики. Сами моряки с ними не согласны, справедливо считая, что специфика их профессии, отработанные за четверть века процедура и сам процесс отправки их к месту трудоустройства исключают любые возможности использования крюинга в качестве инструмента трафикинга.
– Мне непонятно, какое отношение торговля людьми имеет к крюингу, – сказал в интервью «ОВ» один из участников киевской встречи Александр Сагайдак, капитан дальнего плавания, коммерческий директор крюинговой компании «Ольвия меритайм». – Во время круглого стола была приведена статистка по разным категориям наших трудовых мигрантов, но конкретного факта, когда бы украинские моряки оказались в рабстве, приведено не было. Проблемы крюинга лежат в совершенно иной плоскости: невыплата зарплаты, оставление экипажа в опасности владельцами судов. Или мошенничество, когда с моряков берут деньги, но не трудоустраивают.
Безусловно, бороться с этими проблемами также нужно, особенно сейчас, когда люди в поисках хоть какой-то работы соглашаются на любые предложения. Но в развернувшейся кампании по борьбе с торговлей людьми и незаконной трудовой миграцией пострадавшей стороной стали как раз моряки. Чиновники завинтили гайки с лицензионными условиями для посредников, да хотят еще их и законодательно утвердить.
Кстати, после введения полтора года назад новых лицензионных условий, регламентирующих деятельность по трудоустройству за рубежом, число компаний, предоставивших статистическую отчетность, уменьшилось вдвое. Естественно, они продолжают работать, но «в тени», «по-черному». Убежден, что после того, как введут новые поправки под предлогом борьбы с торговлей людьми, в Украине из нескольких сотен агентств официально останется не более двадцати-тридцати.
Абсурдность новых требований очевидна: контрагентов компаний обязуют предоставлять целый пакет документов, в том числе подтверждающих полномочия человека, подписывающего с крюинговым агентством внешнеэкономический договор. В компании, с которой работает наше крюинговое агентство, 18 судов, причем на некоторых из них по одной вакансии. Получается, что из-за одного моряка придется готовить целый пакет документов на 100-150 страниц. Можете представить, сколько времени нужно затратить менеджеру агентства, чтобы подготовить информацию о моряках всех 18 судов на трех тысячах страниц! Будет ли у чиновника Минсоцполитики время не то что прочитать, а просто переложить эту кипу бумаг в папки?
В международных конвенциях по труду, перемещению людей через границы моряки еще полвека назад были выделены в отдельную категорию. А у нас почему-то их причисляют к трудовым мигрантам!
По итогам круглого стола принят документ с требованием отменить лицензирование крюинга в существующем виде. Выдавать лицензию явочным порядком либо при предоставлении минимального пакета документов: заявления и учредительных документов. И обязать агентство через полгода предъявить договор о внешнеэкономической деятельности. Нынешняя ситуация абсурдна еще и потому, что для получения лицензии, то есть еще до начала деятельности компании, нужно предоставить документ о ВЭД. А кто на Западе будет говорить с человеком без лицензии?
Вячеслав Кисловский, генеральный директор ВОКК:
– Разработанные правительством законопроект о предотвращении торговли людьми, изменения в нормативную документацию и условия лицензирования коснулись и моряков, которые никакого отношения к трафикингу не имеют. Руководитель отдела лицензирования деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей и по вопросам трудовой миграции Минсоцполитики Елена Назаренко пообещала найти компромиссный вариант, но мне кажется, что пока чиновники не готовы принять приемлемое для нас решение.
Василий Воскобойник, президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству:
– Я бы не стал разделять моряков и «пешеходов». У нас задача сделать рынок трудоустройства легальным, законным и прозрачным независимо от того, куда едет работать украинец, моряк он или специалист по IT, строитель или медик. Проблема трудового рабства существует, и задача наша – проводить информационную кампанию о путях легального трудоустройства.
– Василий, однако ни один «подфлажник» за все годы не попал в сети торговцев людьми – это общепризнанный факт.
– Не буду с вами спорить, но 6-7 июля в Киеве под эгидой ОБСЕ проходила конференция, посвященная борьбе с торговлей людьми. И представители, если я не ошибаюсь, Верховного суда Украины говорили о моряках, которые находятся в тюрьме в Греции. Риски на рынке трудоустройства есть, и они касаются абсолютно всех.
– Но ведь включение поправок в лицензионные условия, регулирующие трудоустройство моряков за рубежом, приведет к потере рабочих мест на этом рынке.
– Мне понятна позиция крюинговых компаний и ВОКК, но радует, что представители Минсоцполитики понимают ситуацию и, по их словам, готовы идти навстречу крюингу и не усиливать административное давление. Вся беда в том, что у Украины отсутствует собственный флот, и наши люди, выезжающие на работу на суда иностранных судовладельцев, испытывают жесткую конкуренцию со стороны представителей других стран.
Сегодня благодаря безвизу моряки с биометрическими паспортами без проблем летят в страны ЕС и спокойно садятся на свое судно. И это огромный прорыв. Но вместо того, чтобы продолжить начатое, чиновники придумывают новые преграды. И под актуальным лозунгом противодействия торговле людьми вводится новый инструмент давления на отечественный бизнес. Очевидно, что пока в столице контролем и надзором морской отрасли будут заниматься люди, далекие от моря, никаких изменений ждать не стоит. Морская общественность надеется, что создание Морской администрации Украины поможет решить ее проблемы.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |