ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ: РЕАЛИИ ПРОТИВ «СТРАШИЛОК»
28.07.2017 / Газета: Время Ч / № 26(782) / Тираж: 15200

Одна из важнейших реформ, которые проходят сейчас в Украине, — это реформа местного самоуправления оп европейским образцам, «децентрализация».

Если коротко, то суть децентрализации состоит в том, что значительная часть полномочий передается от государственных органов органам местного самоуправления. А для реализации этих полномочий государство оставляет этим органам бОльшую часть заработанных ими средств, а на первых порах и стимулирует субвенциями.

Практика абсолютно европейская, основанная на опыте стран Евросоюза, где давно уже пришли к выводу, что никто лучше самих жителей конкретного населенного пункта не знает о его проблемах и не в состоянии решить эти проблемы. Выбирая своих лидеров, жители города или деревни доверяют им решение текущих и перспективных задач, но вместе с тем, контролируют то, как проходит этот процесс. Каждый житель европейского города имеет возможность точно знать, на что тратятся его налоги, кто из руководства отвечает за какую сферу деятельности и каких результатов достигают чиновники.

Многих наших сограждан, побывавших в странах ЕС, поражает ухоженность даже самых маленьких городков или деревень, отличные дороги, прекрасная инфраструктура. И стоит задуматься над тем, что этим комфортом жители данных мест обязаны не руководителям государства, не министрам или губернаторам, а своему, местному руководству, которое они выбрали и которое постоянно контролируют.

В Украине реформа местного самоуправления продолжается уже более двух с половиной лет. В настоящее время в стране активно действуют 366 объединенных территориальных громад (ОТГ). Одиннадцать из них действуют в Одесской области. Как сообщили в областном Центре развития местного самоуправления, недавно обнародованы данные рейтинга украинских ОТГ. При этом учитывалось четыре показателя: собственные доходы на одного жителя, уровень дотационности бюджета, капитальные расходы на одного жителя без субвенций из госбюджета и удельный вес расходов на содержание аппарата. В результате исследования четыре громады нашего региона вошли в сотню лучших объединенных территориальных громад Украины. Это Беляевская ОТГ — 19-е место, Красносельская ОТГ — 48-е место, Балтская — 77-е место, Великомихайловская ОТГ -

88-е место,

По оценкам Национального совета реформ, децентрализацией охвачено более трети потенциальных громад, среди которых значительная часть демонстрирует серьезные успехи. Однако во многих регионах, территориальных громадах децентрализация еще не нашла достаточного количества сторонников. Так чего же боятся люди, чем пугают наших сограждан противники децентрализации?

Есть несколько устойчивых представлений, из-за которых многие жители страны с опаской относятся к данному процессу. Но так ли страшна реформа, как ее описывают сторонники того, чтобы все осталось «как есть»?!

Центр общественного мониторинга и контроля собрал воедино основные мифы («страшилки»), которые созданы вокруг децентрализации.

Первая «страшилка»- это то, что в результате децент-рализации ухудшится финансовое состояние громад.

На самом деле все обстоит «с точностью до наоборот». В результате реформы органы местного самоуправления с

1 января 2016 г. значительно расширили свои полномочия. Так, на местный уровень были переданы такие услуги, как государственная регистрация недвижимости, физических и юридических лиц, предоставление выписки из госгеокадастра, оказание услуг по регистрации места жительства и др., при этом оплата за предоставление этих услуг поступает в бюджет громады. Эффект не заставил себя ждать. Собственные доходы местных бюджетов в целом по стране в 2016 году выросли в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом. Еще более быстрыми темпами начали расти доходы объединенных территториальных громад (ОТГ)- в три раза!. больше средств. В том числе от государства ОТГ получили почти 1,2 млрд. грн. субвенций, что позволило реализовать 1,5 тысячи проектов по развитию инфраструктуры.

Рост доходов местных бюджетов продолжился и первом полугодии 2017 года. Согласно данным, приведенным вице-премьер-министром, министром регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадием Зубко, местные бюджеты получили налог на доходы физических лиц в 49,7 млрд. гривень (+ 42%), платы за землю — 12,3 млрд. гривень (+ 16%), единого налога — 10,2 млрд. гривень (+ 45%), налога на недвижимое имущество — 900 млн. гривень (+ 60%). Фактические поступления акцизного налога составляют 6,2 млрд. гривень (+ 17%).

Темпы поступления собственных доходов местных бюджетов 366 объединенных территориальных общин также имеют тенденцию к росту.

В первом полугодии 2017 года доходы увеличились почти вдвое, составив 3,9 млрд. грн. (+ 1,9 млрд. грн.). Из расчета на одного жителя громады средний показатель поступлений — 1256 гривень (+ 616 грн.). В общем, с учетом межбюджетных трансфертов из госбюджета доходы общего фонда местных бюджетов 366 ОТГ составляют 9 млрд. грн.

Г. Зубко привел еще такие данные. Собственные ресурсы 207 ОТГ, где первые местные выборы состоялись в прошлом году и которые в этом году впервые получили 60% поступлений от налога на доходы физических лиц, выросли в три раза и составили

2 млрд. гривень (+ 1,4 млрд. грн.). При этом 159 ОТГ в 2016-м получали зачисления 60% налога на доход физлиц в свои бюджеты. Поэтому темпы роста их собственных доходов за этот период составляют + 41% (+ 549 млн. гривень), что больше среднего показателя по Украине (+ 34%).

Вторая «страшилка» — это то, что объединение громад приведет к уничтожению мелких сел и поселков.

Между тем как раз децентрализация, создание ОТГ позволит мелким населенным пунктам избежать гибели, даст шанс для развития. Ведь сейчас в Украине нетрудно отыскать села, которые в силу малочисленности жителей не имеют собственного сельсовета. На практике это означает, что интересы обитателей таких сел защищать попросту некому и, понятное дело, люди стремятся перебраться в те населенные пункты, где лучше условия жизни. Войдя в объединенную громаду, такие населенные пункты получат старосту, который (которая) станет собственным их представителем в ОТГ. А это позволит даже мелким громадам принимать участие в формировании бюджета ОТГ, отстаивать свои интересы. Именно в ОТГ малые села и поселки получают возможность совместными усилиями содержать такие важные для их жизни объекты, как детские сады и фельдшерские пункты, клубы…

Последнее обстоятельство особенно важно в силу того, что существует и третья «страшилка»; будто вследствие децентрализации в селах закроют школы, фельдшерско-акушерские пункты и учреждения культуры.

И это также неправда. Поскольку при создании ОТГ именно громада — и никто иной — решает вопросы создания или закрытия инфраструктурных объектов, медицинских, учебных учреждений и т. п. И тут на первый план выступают соображения целесообразности.

Типичный пример: сельская школа с малым количеством учеников, в которой, понятное дело, трудно обеспечить достойный уровень преподавания. В этом случае может оказаться, что и в самом деле лучший выход — закрыть малокомплектное учебное заведение, а детей возить школьным автобусом в соседний населенный пункт, где созданы лучшие условия для учебы. Но опять-таки, этот вопрос решается исключительно громадой, а не «по звонку свыше».

Тут надо заметить, что как раз реформа местного самоуправления дает возможность громадам сохранить и даже улучшить состояние школ и амбулаторий. Тем более что ОТГ получают от государства базовую образовательную, медицинскую и инфраструктурную субвенции. А громады самостоятельно распоряжаются бюджетными деньгами и могут вполне легально получать дополнительные доходы.

Кроме того, важно учесть, что жизнь не стоит на месте, в стране ускоряется процесс реформирования социальной сферы.

Так, скажем, система лечебных учреждений коренным образом изменится в результате медицинской реформы, которая предусматривает формирование госпитальных округов в зависимости от потребностей населения. Таким образом, вместо плохо оснащенных больниц, с часто неквалицифированным медсоставом, где пациенту зачастую не в состоянии предоставить на должном уровне даже элементарную медицинскую помощь, создаются профильные медучреждения, оснащенные современной аппаратурой и где — это самое главное — трудятся знающие специалисты, владеющие современными технологиями и практиками лечения и профилактики заболеваний.

Также серьезно реформируется и сфера образования, когда в ОТГ создаются т.н. опорные школы, в которых дети могут получать знания на хуже, чем их ровесники в больших городах.

Огромное значение для успеха реформы местного самоуправления, становления и развития процесса децентрализации имеет поддержка Европейского Союза. Об этом шла речь на недавней координационной встрече «Реформа местного самоуправления и децентрализация власти в Украине: успехи и перспективы», которую организовало Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ при поддержке программы для Украины по расширению прав и возможностей на местном уровне, подотчетности и развития «U-LEAD с Европой». Эта программа финансируется Европейским Союзом и его государствами-членами — Данией, Эстонией, Германией, Польшей и Швецией, и оказывает поддержку украинскому правительству в проведении децентрализации.

Как отметил в ходе встречи вице-премьер Геннадий Зубко, реформа местного самоуправления и децентрализации стратегически важны для Украи-ны. «Это приближает нашу страну к европейским стандартам жизни и принципов организации общества. Изменения, которые происходят в громадах по всей стране, в конце концов, предстают в виде нового качества общественных и экономических отношений, нового качества предоставления услуг, нового качества жизни».

В ответ руководитель программ сотрудничества Представительства ЕС в Украине Беренд де Гроот заявил, что как один из ключевых доноров, Евросоюз остается серьезно настроенным на поддержку децентрализации, которая «является важнейшим механизмом донесения реальных реформ к гражданам Украины».

Это заявление — важный сигнал, полученный от Евросоюза, который призван стимулировать в Украине дальнейшее развитие процесса децентрализации, что приближает нашу страну к европейским стандартам системы местного самоуправления.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту