ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ОМКФ-2017: хроника одесского киномарафона
29.07.2017 / Газета: Одесский вестник / № 30 / Тираж: 5481

Завершился грандиозный Одесский киномарафон — ОМКФ-2017. Пролетели на одном дыхании девять фестивальных дней. И суть его, конечно, не в количестве засветившихся здесь кинозвезд, а в возможности увидеть новые фильмы, во встречах с интереснейшими кинематографистами, в участии в мастер-классах признанных кинопрофессионалов...

Впрочем, и звезд первой величины в этом году на ОМКФ было немало. Почтила фестиваль своим присутствием блистательная Изабель Юппер — одна из ярчайших личностей мирового кино, завоевавшая более 150 наград престижнейших кинофестивалей, номинированная в этом году на премию «Оскар» за лучшую главную женскую роль в фильме «Она» оскароносного режиссера Спайка Джонса. В свое время актриса сыграла в картине одессита Игоря Минаева «Наводнение» и вновь желает сниматься в лентах, сделанных в Украине. За вклад в мировое киноискусство Изабель Юппер была удостоена почетного приза фестиваля «Золотой Дюк», так же, как еще одна почетная гостья ОМКФ — талантливейший польский режиссер, сценарист, глава Европейской киноакадемии Агнешка Холланд. Она неоднократно выступала в поддержку лауреата ОМКФ-2012 Олега Сенцова, отбывающего двадцатилетний срок заключения по сфабрикованному обвинению в терроризме, приняла участие в съемках документального фильма «Процесс. Российское государство против Олега Сенцова». На ОМКФ пани Агнешка представила свой последний фильм «След зверя», удостоенный премии «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля — за поиски нового киноязыка и оригинальный взгляд на реальность. По определению режиссера, это «анархистски-феминистски-экологический триллер с элементами черной комедии и к тому же — сказка». Прекрасный — поэтический, трогательный, смешной — фильм о гармонии человека с природой, защите уникального мира земли от неоправданной жестокости и преступного равнодушия.

- У Украины есть свой кинематографический голос. Вам есть, что рассказать, — убеждена Агнешка Холланд.

И в этом году на фестивале было представлено 25 отечественных кинофильмов.

- Мы будем делать все зависимое от нас для развития украинского национального кинематографа, — заверила президент фестиваля Виктория Тигипко. — Первоочередная задача ОМКФ — создание сообщества кинопрофессионалов, для активного развития отечественного кинематографа. Бизнес-программа фестиваля призвана способствовать успешному инвестированию украинского кино.

И фильм украинского режиссера Сергея Буковского «Главная роль» — очень личный, смешной и грустный рассказ о его матери, когда-то знаменитой актрисе Нине Антоновой — стал победителем конкурса европейских документальных фильмов. 82-летней Нине Антоновой была вручена и награда за лучшую актерскую работу Национальной конкурсной программы.

Лучшими игровыми украинскими фильмами жюри ФИПРЕССИ признало полнометражную ленту «Уровень черного» Валентина Васяновича — на мой взгляд, реминисценцию «Утиной охоты» Александра Вампилова — и короткометражку «Сирень» Катерины Горностай — фильм о надеждах и сомнениях наших юных соотечественников. Жюри Национального конкурса лучшей короткометражкой признало «Выпуск-97» Павла Острикова — камерную историю об одиночестве и надежде. Обладателем «Золотого Дюка» стал фильм Dixie Land Романа Бондарчука (Украина, Латвия, Германия) — поэтическая история взросления.

- Мы рады увидеть, безусловно, в украинских лентах поиск нового киноязыка, стремление к самовыражению, — отметил член фестивального жюри кинокомпозитор Евгений Гальперин. — Но поиск языка иногда затмевает главную идею, которую режиссер хочет донести зрителю.

- Мы надеялись увидеть больше души, хотели, чтобы фильмы были не настолько отстраненны, чтобы это были интересные истории, — вторит ему глава коллегии, режиссер Кристиан Петцольд. — Нам будет очень приятно, если в следующем году мы будем увлечены историями, рассказанными украинскими кинофильмами.

Замечательным подарком фестиваля стала встреча с Лией Ахеджаковой — любимейшей актрисой не одного поколения поклонников отечественного кино. В составе многонациональной съемочной группы она представила в Одессе нашумевший в Каннах фильм знакового режиссера Сергея Лозницы «Кроткая». Прекрасная ее работа стала настоящим подарком истосковавшемуся по актерскому профессионализму зрителю этого затянувшегося сюра на тему «Россия — тюрьма». Метафора отнюдь не нова. Помнится, то же самое утверждал Шекспир в отношении Дании.

Вообще, в этом году фестиваль представил целое созвездие талантливых женщин-кинематографистов. Для многих открытием стало знакомство с творчеством режиссера Салли Поттер (Великобритания), стильная, умная, саркастичная лента которой «Вечеринка» стала финальным фильмом ОМКФ-2017. Лучшим фильмом Международной конкурсной программы была признана картина «Лето 1993» молодой испанской кинематографистки Карлы Симон. Очень органичный, легкий фильм, хотя касается темы тяжелой и непростой. Маленький человек впервые сталкивается со смертью, теряет иллюзии, познает леденящее одиночество. Он может озлобиться на мир, стать безжалостным эгоцентристом. Спасти человека, вернуть его к полноценной жизни могут лишь любовь, верность и правда. В фильме — прекрасная операторская работа и просто фантастическая — работа режиссера с маленькими актрисами. А главное, на мой взгляд, то, что грязь и жестокость этой истории остаются за кадром. Фильм не смакует чернуху, а утверждает, что жизнь, несмотря на неизбежный драматизм, все ж хороша, хоть и сложна.

Призы на лучшую роль и лучшую режиссуру также были присуждены женскому ансамблю — актрисам Ии Шугашвили, Цисе Квамсашвили и режиссеру Нане Эквтимишвили, съемочной команде фильма «Моя счастливая семья» (Грузия). Нана, полюбившаяся одесским киноманам еще по ОМКФ-2013, на этот раз вместе со своим мужем Симоном Гроссом (Германия) порадовала поклонников кино наполненной прекрасными грузинскими песнями лентой о праве человека на свободу, возможности прожить свою неповторимую жизнь так, как сам он находит нужным.

Этой теме созвучна и замечательная бельгийско-болгарско-нидерландская комедия «Король бельгийцев», завоевавшая Гран-при фестиваля, присуждаемый традиционно зрителями. Режиссеры Джессика Вудворт и Петер Бросенс сняли фильм в формате не совсем обычном — в жанре мокьюментари, псевдодокументального кино. Пронизанное ненавязчивым балканским юмором road-movie, внутреннее путешествие к себе повествует о свободе и полноте бытия, природе счастья и будущем Европы. Как-никак главный герой здесь — король Бельгии, в столице которой штаб-квартира Евросоюза располагается. Путешествуя по Восточной Европе, выживающей на руинах соцлагеря и страшных военных усобиц, участники которых сегодня зачастую стыдятся своих «геройств», общаясь с народом, несколько инфантильной венценосной особе становится ясно, что главное желание людей — жить без боли и давать хоть немного радости другим. А пути развития Европы — в человечности, единении и в то же время возможности самовыражения, сохранения культуры, родного языка. И какие бы, порой, ярлыки ни клеили друг другу разделенные границами народы, живем мы на одной земле. Потому должны быть в ответе не только за свою страну, но и за весь мир.

На фестивале четко осознаешь, что проблемы и мечты, радости и боли у человечества, по сути, общие. Потому так искренне и глубоко сопереживаем мы героям кинолент не только европейских, но и китайских, бразильских, израильских... Кино не знает границ. Кинематограф вновь и вновь укрепляет позиции народной дипломатии, дипломатии доброй воли. И это, думается, — главная миссия Одесского международного кинофестиваля.

До свидания, ОМКФ-2017. Но место встречи изменить нельзя: Одесса, июль-2018.

Автор: Вероника Полищук


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту