Функции объединенных территориальных громад (ОТГ), которые сейчас в массовом порядке создаются в Украине, во многом совпадают с функциями польских гмин, венгерских муниципалитетов, литовских сянюний и т. п. Основная разница заключается в том, что большинство европейских стран бывшего «соцлагеря» уже прошло тот путь, по которому Украина, по сути дела, делает только первые шаги.
ЛУЧШЕ ПОЗЖЕ…
В странах Восточной Европы скорость решения проблем децентрализации и развития системы местного самоуправления была обусловлено стремлением этих государств к максимально быстрому вступлению в Европейский Союз. Это стремление стимулировало то, что в Польше, Чехии, Венгрии, Словакии и других странах уже в течение первого десятилетия политических трансформаций были реструктурированы политические механизмы, экономические системы, институты и практика управления. Очень важно то, что реформирование местной власти рассматривалось правительствами этих государств как базовый компонент политических, экономических и социальных преобразований. Уже в 1990 году парламенты Польши, Венгрии и Чехии приняли законы или специальные акты о развитии мест-ного самоуправления, что позволило им в начале 1990-х годов присоединиться к Европейской хартии по местному самоуправлению, где среди прочих статей есть и такая: «Принцип местного самоуправления должен быть признан в национальном законодательстве и, по мере возможности, в Конституции».
Так, в конституциях Македонии, Хорватии прямо указано, что гражданам «гарантируется право на местное самоуправление».
В конституции Чехии как единица местного самоуправления закреплен муниципалитет, которому законами гарантируются право собственности и финансовая самостоятельность.
Согласно конституции Польши территориальное самоуправление выполняет публичные задачи, не закрепленные конституцией или законами за органами других публичных властей…
Такие изменения в системах местного самоуправления в значительной степени способствовали тому, что сегодня большинство стран Восточной Европы, некогда входивших в «социалистическое содружество», успешно прошло путь «врастания» в Европейский Союз.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что к переустройству действующей административной системы украинское руководство подстегнуло заключение Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Четвертьвековая практика существования в постсоветских реалиях продемонстрировала порочность цент-рализованной системы управления. А европейский путь развития невозможен без демонтажа механизма админсистемы, доставшейся нам от советского прошлого. Потому, пусть с опозданием на четверть века, но в Украине начался процесс расширения прав и возможностей местного самоуправления, децентрализации власти, передачи полномочий на места, чтобы жители городов, сел и поселков сами были полноценными хозяевами своих территорий.
ЦИФРЫ
И ПРИМЕРЫ
Процесс децентрализации, во многом основанный на примерах бывших «стран социалистического лагеря», нынче успешно интегрированных в ЕС, проходит непросто, как и всякая реформа, существенно меняющая привычный уклад. Однако те, кто не побоялся ступить на неизведанную стезю, уже начали пожинать плоды своей решительности.
Мы уже приводили данные об эффективности процесса децентрализации для местных органов власти, но считаем нелишним напомнить некоторые цифры.
Собственные доходы местных бюджетов в целом по стране в 2016 году выросли в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом. Еще более быстрыми темпами — в три раза — выросли за тот же период доходы объединенных территориальных громад (ОТГ).
В первом полугодии 2017 года, согласно информации вице-премьер-министра, министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Зубко, местные бюджеты получили на 42% больше налога на доходы физических лиц, на 16% — платы за землю, на 45% — единого налога, на 60% — налога на недвижимое имущество.
Что касается собственных доходов местных бюджетов 366 ОТГ, то с начала с. г. они увеличились почти вдвое. Что позволяет реализовать сотни новых проектов.
Немало положительных примеров можно найти и в деятельности ОТГ Одесского региона.
В Балтской ОТГ общий бюджет увеличился в семь раз, а внутри громады сформировано 17 автономных бюджетов. Деньги, которые заработаны на территории бывших сельсоветов, остаются на местах, а на что именно их потратить, решается местными руководителями при участии представителей органов самоорганизации населения и микрорайонов.
Так, в селе Саражинка благодаря ОТГ и инфраструктурной субвенции в десятки раз выросла сумма, полученная на развитие. Благодаря чему в местной школе кардинально решили проблему энергосбережения: полностью заменили 114 старых окон пластиковыми. На улицах установили 63 фонаря, которые освещают участки протяженностью более четырех километров. Закупили новое оборудование для местного клуба и ФАПа.
В селе Гольма отремонтировали амбулаторию, приобрели для медиков санитарный автомобиль и мопед, полным ходом идет ремонт жилья для врачей.
Впечатляет и размах центра ОТГ города Балта.
Тут удалось реализовать ряд проектов, направленных на развитие туризма, сохранение исторических памятников, на стадионе привели в порядок поле, построили площадки для пляжного волейбола, отремонтировали комнату для тренеров, наладили освещение.
ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ
Но самый важный результат децентрализации, по словам Александра Чумака, лидера Маразлиевской громады Белгород-Днестровского района, это то, что процесс реформирования «заставил думать, не дожидаясь подсказок сверху» и брать на себя ответственность, опять-таки не надеясь на «доброго дядю» или «палочку-выручалочку» в лице государственных органов.
В качестве примера приведем историю создания в Маразлиевской ОТГ опорной школы — первой в области.
Перед тем как пойти на этот шаг, изучили ситуацию в местной системе образования. И выяснилось, что в ряде сел с малым количеством жителей (а следовательно, и учащихся) некоторые учителя вели в школах до семи предметов. Говорить о качестве образования в таких учебных заведениях просто не приходится.
Наиболее подходящим для выполнения функций опорной школы учебным заведением громады признали УВК села Широкое. (Критерий: около 90% выпускников школы поступают в вузы, притом большинство — на бюджет.)
Вопрос решался непросто. Были жалобы из сел, оставшихся без школ, но уже первый год продемонстрировал эффективность такого шага. Даже с чисто финансовой точки зрения экономия составила более трех миллионов гривень.
Сейчас наиболее масштабный проект Маразлиевской ОТГ реализуется в селе Долиновка. Тут начались работы по восстановлению здания старинной кирхи.
В этом селе до 1940 года находилась немецкая коммуна, и местная кирха выполняла роль одного из главных храмов немецких колонистов Аккерман-ского уезда. Здание кирхи представляло собою трехуровневое неоготическое сооружение, созданное по типу трехнефной базилики. Украшением церкви были стрельчатые окна и массивные механические часы. Лестницы в храм начинались от самых ворот, а двор был огражден белым забором из камней.
После прихода советской власти кирху разграбили и уничтожили. Она уже давно находится в плачевном состоянии: нет крыши, разрушена колокольня, выбиты окна и двери. И все-таки, даже несмотря на это, кирха считается одним из самых красивых храмов, построенных немецкими колонистами в Одесской области, из числа тех, что сохранились до сих пор.
Первым делом за счет местного бюджета устанавливают забор, а в планах ОТГ — вернуть кирхе положение центра немецкой культуры либо создать на ее основе музей, который бы привлекал туристов местным культурно-историческим колоритом.
ПРОЦЕСС УЖЕ
НЕ ОСТАНОВИШЬ
Успешный опыт первых громад стимулирует появление новых.
Недавно Одесская облгосадминистрация дала согласие на создание Маякской и Староказацкой сельских объединенных территориальных громад.
Староказацкую ОТГ с центром в селе Староказачье составят Староказацкий, Петровский, Казацкий и Крутояровской сельсоветы Белгород-Днестровского района.
В Маякскую ОТГ с центром в селе Маяки будут входить Надлиманский сельсовет Овидиопольского района, Удобненский сельсовет Белгород-Днестровского района и Маякский сельсовет Беляевского района.
В прошлом году Маякская громада не смогла провести выборы из-за того, что в ее состав входят населенные пунк-ты из разных районов области. Но в этом году Верховная Рада устранила эту недоработку, поэтому теперь создание громад в составе населенных пунктов разных районов не влечет за собой изменение границ районов.
Сейчас на рассмотрении Центральной избирательной комиссии находятся обращения от облгосадминистраций относительно назначения первых местных выборов в 163 объединенных территориальных громадах, в состав которых вошли 722 местных совета. В Одесской области — семь таких громад.
А под финал статьи — приятная новость.
Недавно прошло очередное заседание региональной комиссии по оценке и отбору проектов за счет Государственного фонда регионального развития. Как сообщили в Одесском центре развития местного самоуправления, комиссия рассмотрела 17 проектных заявок на общую сумму 95,4 млн. грн. По результатам рассмотрения документов было отобрано пять лучших проектов, которые полностью соответствовали условиям конкурса. Среди них — два проекта от объединенных территориальных громад: от Беляевской ОТГ — энергомодернизация детского сада «Радуга» и от Тузловской ОТГ — термомодернизация Тузловского учебно-воспитательного комплекса «Общеобразовательная школа I-III степени».
Успехи новых громад наглядно демонстрируют, что благодаря децентрализации вполне реально изменить к лучшему ситуацию в своем населенном пункте. Конечно, трудно рассчитывать, что при столь длительном отставании в сроках проведения реформ скоро удастся достичь уровня стран Евросоюза даже из числа «бывших». Но дорогу осилит идущий…
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |