ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Проект предотвращения наводнений в Рени: проблему решит водонакопительная дамба?
19.08.2017 / Газета: Кур'єр тиждня (Ізмаїл) / № 75(1360) / Тираж: 10800

В ходе очередной встречи с местными журналистами городской голова Рени Игорь Плехов прокомментировал перспективы реконструкции балки Баланешты — естественного водоотводящего канала, слабая пропускная способность которого стала главной причиной наводнений 2002, 2005 и 2012 годов. Мэр признал, что расчистка балки не может решить проблему на 100 процентов, поэтому в настоящее время разработан проект регулируемого водосброса с помощью гидротехнических сооружений.

Звучит солидно. Однако у подобных замыслов всегда есть два огромных недостатка — сроки осуществления и объёмы финансирования. И то и другое обычно растягивается на неопределённое время, и проект превращается в очередной долгострой. Если мне не изменяет память, идея регулируемого водосброса на балке Баланешты возникла лет десять назад, но за эти годы в данном направлении не было сделано ничего.

О чём идёт речь? Вкратце суть проекта такова. Учёные пришли к выводу, что избавить Рени от ливневых наводнений может только создание накопителя воды в районе пересечения балки Баланешты и так называемой «Дороги дружбы». Накопитель необходимо оснастить плотиной или шлюзами, которые будут сдерживать критический объём воды и сбрасывать её «порциями» в русло балки.

На первый взгляд, это интересное инженерно-техническое решение. Но не всё так просто и однозначно. В апреле 2013 года в интервью нашей газете тогдашний начальник Главного управления Государственной службы по чрезвычайным ситуациям в Одесской области Владимир Боделан так прокомментировал данный вопрос: «Насколько мне известно, существует идея строительства дамбы или шлюзов в том месте, где балка проходит под «Дорогой дружбы». Следует отметить, что это очень опасно, и ни один проектный институт не рискнёт осуществить подобный замысел. Никто не позволит построить над городом какую-то заградительную дамбу, поскольку всегда есть угроза, что вода прорвёт её. И тогда последствия будут ещё страшнее.

Беда балки Баланешты заключается не столько в её слабой пропускной способности, сколько в том, что между железной дорогой и озером Кагул русло практически отсутствует. То есть, устье балки можно сравнить с закупоренным бутылочным горлышком — именно поэтому дождевые потоки не могут нормально уходить в озеро. Институт «ЧерноморНИИпроект» получил заявку на то, чтобы произвести расчёты восстановления функций балки с минимальными затратами. Вместе с тем все прекрасно понимают, что балку необходимо просто чистить: это должна быть систематическая ежегодная работа, которую обязаны обеспечивать местные органы власти».

Оставим сейчас в покое политическое прошлое В. Боделана — в данном случае его комментарий интересен прежде всего как компетентное мнение государственного чиновника, который непосредственно отвечал за предотвращение чрезвычайных ситуаций на Одесщине. И, как видим, это мнение не совпадает с выводами специалистов проектных институтов.

Тем не менее, как сообщил председатель Ренийского райсовета Олег Зуев, процесс реконструкции городской дренажной системы — уже на низком старте.

«В этом году из областного бюджета на противопаводковые мероприятия в Рени выделено 4,5 миллиона гривен, — рассказывает Олег Васильевич. — Проектно-сметная документация подготовлена одесским институтом «Укрюжгипроводхоз». На это ушёл целый год. Специалисты института выезжали в Рени и обошли пешком всю балку, включая мосты и другие инфраструктурные сооружения. К сожалению, практическую реализацию проекта тормозили проблемы в работе областного коммунального предприятия «Облтрансбуд» (это КП, через которое осуществляется финансирование строительства различных объектов за счёт областной казны, на протяжении многих месяцев оставалось без легитимного директора — Прим. авт.). Оно должно перечислить остаток средств за проектно-сметную документацию. Затем проект должен пройти экспертизу, и можно будет приступать к работам.

Основным объектом строительства на балке Баланешты станет водонакопительная дамба в районе «Дороги дружбы». Дамба будет представлять собой сооружение в виде подковы, её главная задача — регулирование водосброса. Для этого, в частности, предусмотрены пропускные колодцы. Таким образом предполагается снижать интенсивность потока ливневых вод в русле балки».

По словам О. Зуева, проект будет осуществляться поэтапно и растянется на несколько лет, поскольку планируется не только построить дамбу, но и углубить русло, реконструировать мосты и т.д.

«Задача до конца текущего года — сделать как можно больше земляных работ на строительстве дамбы. Но если даже мы не успеем освоить выделенные деньги, они не пропадут — их передадут на следующий год. Единственное, что может помешать строителям, это осенние дожди», — резюмировал председатель Ренийского райсовета.

Что ж, остаётся надеяться на то, что специалисты «Укрюжгипроводхоза» безупречно предусмотрели потенциальные риски при создании водонакопительной дамбы, и в ближайшее время ренийцы, наконец, увидят начало реальной реконструкции балки, а не «декоративные» полумеры, как это было на протяжении последних лет.

Автор: Андрей ПОТЫЛИКО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту