В одном из недавних номеров мы писали об инициативах Минсоцполитики Украины по включению моряков-подфлажников в перечень рисковых профессий и опасности использования крюинга в качестве инструмента для торговли людьми («ОВ» № 53 от 22 июля 2017 г.).
Морские агентства же считают, что создание надуманных, дополнительных преград сделает непривлекательным для иностранных контрагентов партнерство с украинскими компаниями и отрицательно скажется на конкурентоспособности наших моряков. Тем более, что за прошедшие четверть века ни один украинский моряк не попадал в «трудовое рабство».
Однако Минсоцполитики не хочет оставить без опеки столь привлекательный финансово сегмент морского рынка и продолжает держать крюинг на «законотворческом крючке», вынуждая менеджеров компаний тратить уйму времени на подготовку и отправку сотен страниц различных справок и других документов.
В начале мая нынешнего года Минсоцполитики опубликовало новый проект Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей и тут же получило от морских компаний массу замечаний по предлагаемому регуляторному документу. Но, по сути проигнорировав их, чиновники 26 июля озвучили на министерском сайте еще одну, вторую с начала года, версию «улучшенных» Лицензионных условий. Трудно не согласиться с репликой руководства Ассоциации «Всеукраинского объединения крюинговых компаний» (ВОКК): «Редкое государство может похвастать такой инициативностью и стремлением бесконечного «совершенствования» условий работы бизнеса. Особого внимания заслуживает неутомимость государственных чиновников в летний период – во время отпусков и снижения деловой активности».
Мы попросили юриста Украинского независимого морского профсоюза Бориса Бабина дать оценку очередному, возможно, далеко не последнему, проекту ЛУ.
– К сожалению, каждая новая команда Минсоцполитики стремится оставить свой след в законотворчестве, «придумать» что-то свое, хотя говорить всерьез о компетентности людей, которые готовят проект, регулирующий деятельность такой специфической отрасли, как крюинг, не приходится, – достаточно проанализировать их предложения.
После публикации майского проекта Общественный совет при Минсоцполитики, в который вхожу и я, потребовал провести его всестороннее обсуждение. Ведь непонятна сама причина постоянно вносимых в документ правок. Для чего это делается, какие плюсы появятся? Нам говорят о каких-то мифических письмах из Генпрокуратуры Украины, о том, что якобы украинские моряки также становились жертвами торговли людьми. На конкретный вопрос: «Сколько имеется уголовных производств, связанных с моряками, которые трудоустроены фирмами, имеющими государственную лицензию?» мы ответа так и не получили. Выясняется, что какая-либо статистика отсутствует, и никто из чиновников ситуацией не владеет. Если же человека отправляла за границу фирма, работающая «в тени», то это вопрос не к отрасли, а к правоохранительным органам.
Еще один существенный момент. В проекте ЛУ содержится требование, чтобы иностранный работодатель свои внешнеэкономические договора с украинским контрагентом и трудовые договора с моряками заключал в соответствии с законодательством Украины. Но это требование заведомо абсурдно. Какой иностранный судовладелец будет заниматься изучением всего законодательства Украины? Ведь речь идет не только о КЗоТе, но и о множестве подзаконных актов. Кроме того, при этом возникает коррупционный риск, поскольку чиновники намерены проверять договора иностранцев на соответствие украинскому законодательству. Естественно, здесь всегда можно к чему-то придраться.
Но самое главное – в Украине принят закон «О международном частном праве», в котором сказано, что трудовой договор между украинцем-работником и нерезидентом-работодателем заключается не по украинскому законодательству, а по законам страны, которую представляет работодатель. То есть тут и говорить не о чем – проект Лицензионных условий нарушает действующее законодательство.
Кроме того, не надо забывать, что из 100 тысяч украинцев, нашедших работу за границей, 70 тысяч – моряки. Как это ни странно, но для киевских чиновников является откровением наличие специальных международных морских договоров, в том числе Конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» 2006 года. И хотя Украина затягивает с ее ратификацией в угоду чьим-то интересам, у нас действует Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, вступающее в силу с 1 сентября 2017 года. В нем четко написано, что Украина должна ратифицировать MLC-2006. Поэтому вопрос стоит уже не о соблюдении морской конвенции, а о соблюдении обязательств перед ЕС.
Если уж чиновникам Минсоцполитики непременно хочется внести свою лепту в регулирование морской отрасли, то никто им не мешает взять Стандарт A4.1 (Медицинское обслуживание на борту судна и на берегу) Конвенции MLC-2006 и включить его в Лицензионные условия, позаботившись о здоровье наших моряков на иностранном судне.
По словам Бориса Бабина, на заседании комитета и Общественного совета при Минсоцполитики по настоянию Украинского независимого морского профсоюза утверждено решение о том, что изменения в ЛУ, если таковые будут, должны обязательно учитывать требования Стандарта А4.1. А, главное, в ЛУ не должно быть противоречащих законодательству Украины норм, касающихся договоров с нерезидентами. Все письменные требования были направлены в Кабмин и Минсоцполитики еще два месяца назад.
Однако сегодня, пока все в отпусках, чиновники Минсоцполитики решили протолкнуть очередную редакцию проекта ЛУ, в которой кроме ничего не значащих деталей, изменений не было.
– Как ни унизительно это констатировать, но Украина – единственная европейская страна, не имеющая национальной морской администрации, флага администрации, четкой системы государственного портового контроля, и она не является членом так называемого Парижского меморандума, – сетует Борис Бабин. – Аргументы министра Мининфраструктуры Омеляна и его чиновников, что, мол, раз в год придется платить за это 100 тысяч долларов взносов, которых в бюджете нет, попросту смешны. Так могут рассуждать только люди, ничего не понимающие в морском бизнесе и попросту не желающие вникать в специфику отрасли. Вот простой пример: согласно международному праву, требованиям той же MLC-2006, лицензированием деятельности по трудоустройству моряков должны заниматься люди, имеющие плавстаж. Таковых среди чиновников Минсоцполитики, естественно, нет.
Вновь с грустью приходится констатировать, что пока не произойдут изменения в кадровой политике, и пока морской отраслью будут руководить непрофессионалы, назначенцы, – никаких улучшений ждать не приходится.
Недавно в Министерстве инфраструктуры Украины состоялось рабочее совещание по подготовке ратификации Украиной международной Конвенции MLC-2006, в котором принял участие Генеральный директор Ассоциации ВОКК Вячеслав Кисловский.
Кроме руководителей Мининфраструктуры на совещании присутствовали представитель МОТ в Украине Сергей Савчук, ответственные специалисты МИДа, Минсоцполитики, руководители морских профсоюзов, работодателей, судоходных компаний и эксперты в сфере торгового мореплавания.
Для эффективности работы совещания была организована прямая видеосвязь со штаб квартирой МОТ в Женеве. Ответственный сотрудник МОТ ответил на вопросы участников совещания. Была обсуждена процедура ратификации конвенции с вступившими в силу поправками. В своем выступлении Вячеслав Кисловский призвал руководство Министерств к скорейшей ратификации Конвенции MLC-2006, поскольку это напрямую связано с эффективностью деятельности реального сектора экономики Украины, каким является поставка украинских моряков на международный рынок труда, так как Украина является международным донором рынка моряков. Ассоциация ВОКК и морские профсоюзы выразили готовность предоставить техническую поддержку процесса ратификации важного для морского сообщества документа.
По итогам совещания Департамент политики в морском и речном транспорте разработает план по обеспечению ратификации Украиной Конвенции MLC-2006.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |