ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Льготы болгарским паромам в порту Черноморск – принципы «свободного рынка» или «исключения для избранных»?
30.08.2017 / Газета: Окна / № 16(513) / Тираж: 5002

Министерство инфраструктуры Украины наконец-то озаботилось вопросом наведения порядка в оплате портовых сборов на паромной переправе. Ведомство вынесло на рассмотрение специальной Комиссии вопрос о доначислении портовых сборов с болгарских паромов «Герои Одессы» и «Герои Севастополя», которые работают на паромной линии Черноморск – Поти. Судя по информации отраслевых СМИ, отдельных интернет-изданий, эта новость задела лоббистов интересов Болгарского пароходства. В ход пошла терминология о «демарше бюрократов», «двойных стандартах» и «нарушениях принципов свободного рынка и даже устава Всемирной торговой организации». А еще предупреждения, что если сейчас Болгарскому пароходству придется доплатить, то в будущем это может негативно отразиться на новом судовладельце украинских паромов – «Укрзализныце». Обоснованы ли претензии к болгарскому судовладельцу и действительно ли вопрос с доначислением портовых сборов может негативно отразиться на развитии паромной инфраструктуры и участии Украины в «новом Шелковом пути»?

Напомню, еще год назад «Моряк Украины» обратил внимание на разницу в уплате портовых сборов в украинский бюджет из-за особого статуса болгарских паромов в порту Черноморск («Моряк Украины», № 33 от 24 августа 2016-го). Являясь по классификационным документам «грузовыми» паромами, эти суда принимают к погрузке в порту Черноморск автотранспорт с водителями, обосновывая возможность их перевозки неким «Свидетельством об исключении», выданным собственной болгарской морской администрацией. Согласно этому уникальному документу, водители на борту болгарского парома вместо классификации «пассажир» (как того требуют международные Конвенции) нарекались «иными лицами, обслуживающими судно» (как в «бородатом» анекдоте, когда служитель церкви, чтобы избежать ограничений в пост, проводил обряд и нарекал мясо «рыбой»). Данное Свидетельство удивительным образом приняла служба Капитана Черноморского порта, ранее не разрешавшая перевозку на грузовом болгарском пароме водителей в количестве более 12 человек (максимальное количество лиц, не относящихся к экипажу, допустимых по международным конвенциям к перевозке на грузовом судне). Конечно, простым «нареканием» грузовое судно пассажирским не сделаешь, и возник ряд скандалов, вызванных, мягко говоря, крайне спартанскими условиями далеко не бесплатного размещения водителей на болгарском пароме. Дело дошло и до судебного рассмотрения, в котором в наказании должностных лиц службы Капитана порта, которая разрешала рейсы болгарских паромов с водителями на борту, по формальным признакам было отказано. Но было однозначно установлено, что болгарский паром является грузовым судном и «не имеет соответствующих судовых документов в подтверждение права перевозки более 12 пассажиров, в частности, свидетельства о безопасности пассажирского судна». Также отмечалось «отсутствие оснований для отнесения водителей грузовых автомобилей к лицам, работающим или выполняющим на судне любые обязанности, связанные с деятельностью этого судна» и наличие «обстоятельств, при которых предоставляется приоритет хозяйственным и ведомственным интересам над интересами безопасности судоходства». И вынесено отдельное судебное решение – «довести до сведения Министерства инфраструктуры Украины о допущенных нарушениях законодательства».

Возможно, именно это судебное решение и детальный анализ ситуации с воистину уникальным статусом болгарских паромов, который был сделан независимыми экспертами в период судебного разбирательства, и стали тем самым катализатором внимания МИУ к правовым аспектам работы грузовых болгарских паромов на украинском рынке, в том числе и по порядку оплаты портовых сборов. Ведь никакое «Свидетельство об исключении» не превращает «грузовое» судно в «пассажирское», а классификация болгарских паромов как «грузовых» судов теперь дополнительно подтверждена и судебными решениями. А значит, с правовой точки зрения, решение о доначислении портовых сборов с болгарских паромов по ставкам для грузовых судов, которыми они фактически и являются, юридически обосновано. И со стороны Министерства инфраструктуры это решение является выполнением действующего закона, а не «демаршем бюрократии» и нарушением «устава Всемирной торговой организации». Тем более, что при одновременной недоплате портовых сборов, только за предыдущий 2016-й год и только в одном направлении – из Черноморска в Поти, на болгарских паромах было перевезено более 2200 грузовых автомашин с водителями. За перевозку этих автомашин Болгарское пароходство, исходя из тарифов на сайте болгарского агента, по простой арифметике получило более 3 млн. долларов США дополнительного дохода с источником происхождения в Украине. Эти цифры очень красноречиво иллюстрирует размеры приоритетов «хозяйственных интересов» болгарского перевозчика над интересами безопасности судоходства в зоне ответственности Украины.

Очевидно, что именно понимание юридической обоснованности доначисления портовых сборов и понятное нежелание болгарской стороны нести дополнительные расходы и снижать свою прибыль вызвали к жизни скандально-популистские аргументы, в том числе и угрозы ухода болгарских паромов с украинского рынка, вследствие которого маршрут «нового Шелкового Пути», якобы, пойдет мимо Украины.

Только очень далекие от транспорта и экономики «псевдо-эксперты» могут утверждать, что два старых грузовых болгарских парома являются тем самым спасительным звеном, которое обеспечит участие украинской транспортной системы в перевозках по «новому Шелковому Пути». Такой флот, возраст которого приближается к 40 годам, а техническое состояние обеспечивается не модернизациями, а «Свидетельствами об исключениях», скорее будет анти-аргументом для украинского варианта при рассмотрении грузовладельцами различных альтернативных маршрутов. Да и глупо ожидать, что Болгарское морское пароходство, когда дело дойдет до реальных перевозок по «новому Шелковому Пути», вместо интересов родной Болгарии, выступающей транзитным конкурентом Украины в Черноморском бассейне, будет обеспечивать стратегические интересы Украины. Так что, если болгарские паромы уйдут, а перевозки станут обеспечивать простаивающие сейчас паромы «Укрзализныци», государство Украина только выиграет – и в доходах, и в независимости от «хотелок» иностранного перевозчика.

А действительно стратегические инвесторы и современный флот придут в Украину не тогда, когда чиновники будут им делать различные исключения из Правил и предоставлять финансовые преференции и льготы, а когда любая сфера нашей экономики будет подчиняться единому основополагающему принципу Верховенства Права и Незыблемости Закона.

Хотя с одной претензией болгарской стороны можно согласиться – высокие ставки портовых сборов в Украине действительно давно стали наболевшей темой для украинского бизнеса. И если Украина намерена развивать свой транзитный потенциал, вопрос снижения портовых сборов требует незамедлительного комплексного решения.

Автор: Анатолий Венгрук, «Моряк Украины»


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту