Доначисления к портовым сборам могут «утопить» паромы Болгарии и «Укрзалізниці»
Сейчас активно рассматривается проект создания совместного предприятия ПАО «Украинская железная дорога» и АО «Грузинская железная дорога» для оперативного взаимодействия с украинскими паромами «Герои Шипки» и «Герои Плевны».
Всем сегодня ясно, что без надежного международного сотрудничества Украине из экономического кризиса не выйти. На фоне этой истины нынешние действия чиновников Мининфраструктуры Украины выглядят непрофессионально и способны обернуться самыми серьезными проблемами.
К настоящему моменту комиссия Мининфраструктуры подготовила акт об окончании планового аудита филиала ГП «АМ-ПУ» в Черноморске. Им, в частности, предусмотрены доначисления за 2015, 2016 и I квартал 2017 г. в размере около 3 млн долларов США. Речь идет о якобы недоплаченных портовых сборах. Последствиями вступления в действие данного акта станет уход болгарских паромов из порта Черноморска, а также невозможность включения в работу идентичных судов «Укрзализныци» — «Герои Плевны» и «Герои Шипки».
Наряду с этим Украина имеет шансы испортить отношения с Болгарской Республикой и подорвать свою репутацию в глазах мирового бизнес-сообщества. А главное — может сорваться создание стратегически важного транспортного коридора «Новый шелковый путь». При этом появятся условия для возникновения монополии одного оставшегося в Черноморске перевозчика со всеми вытекающими последствиями.
Единственное, что пока вселяет надежду, — вступление в силу акта об аудите ИФ ГП «АМПУ» зависит от того, поставит ли министр инфраструктуры Владимир Омелян свою подпись под документом. Это покажет, кто победит: «махровая» бюрократия или здравый смысл.
Разные оценки
Как же все получилось, можете спросить вы. При обосновании выводов в акте комиссия сослалась на письмо Государственного предприятия «Научно-исследовательский проектноконструкторский институт морского флота Украины» (ГП «Укр НИИМФ») от 26.06.2017 г. Согласно их экспертному мнению, болгарские паромы «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» необходимо рассматривать как суда группы «А», к которым относятся грузовые суда. Сейчас они оплачивают портовые сборы, исходя из ставок для судов группы «Б», к которой относятся пассажирские суда, паромы, осуществляющие грузо-пассажирские операции, а также ледоколы. Уровень сборов по этой группе значительно меньше по сравнению с уровнем сборов по группе «А».
Однако в 2006 году от этой же организации ГП «Укр НИИМФ» аналогичные суда Украины «Герои Шипки», и «Герои «Плевны» получили совершенно иной
вывод: тогда эксперты института отнесли их к группе «Б». Позже он был закреплен письмом замминистра транспорта и связи Касапчука В.А. на имя президента СК «Укрферри» и начальника порта Черноморска.
Аналогичный вывод содержится и в разъяснении для порта Черноморска от 02.08.2011г.
«Укрферри» на тот момент эксплуатировала государственные паромы «Герои Шипки» и «Герои Плевны» на условиях аренды. По окончании чартера суда были переданы на баланс «Ук-рзализныци». Недавно они были отремонтированы на судоремонтном заводе Черноморска и готовы к эксплуатации. Если завышение портовых сборов будет узаконено, то тем самым будет нанесен удар по возможности работы паромов.
Молчание чиновников
Напрашивается вопрос: почему украинская морская компания может платить портовые сборы, исходя из более низких ставок, а болгарская — нет? Налицо двойные стандарты, мешающие добросовестному партнерству. К слову, к тем же болгарским паромам за границей, в частности в Грузии, вопросов не возникает.
С того момента, как СК «Укрферри» получила вывод по поводу идентичных судов «Герои Плевны» и «Герои Шипки», суть законодательства не изменилась. В основу действующего сейчас приказа МИУ № 316 от 27.05.2013 о «Порядке взимания и размерах портовых сборов» легли предыдущие нормативно-правовые акты. Разработчиком же данного приказа является Министерство инфраструктуры Украины. Поэтому давать какие-либо разъяснения по поводу начетов должно профильное ведомство, а не ГП «Укр НИИМФ». Однако чиновникам, видимо, выгодно прятаться за чужой спиной.
В Администрации морских портов Украины заявили, что с 2016 года неоднократно обращались с письмами в Министерство инфраструктуры, но ответа до сих пор нет. Журналисты обращались и к самому министру Владимиру Омеляну. Однако он явно не намерен комментировать происходящие вокруг болгарских паромов события, хотя они могут обернуться срывом эксплуатации паромов «Укрзалізниці».
«SOS» от экспортеров
Складывающаяся ситуация особенно волнует украинских экспортеров, чьи грузы составляют основу грузопотока на данном направлении.
— На линии Черноморск — Батуми/Поти, помимо болгарских паромов «Герои Одессы» и «Герои Севастополя», работает судоходная компания «Укрферри». В ее распоряжении находятся иностранные грузо-пассажирские паромы «Грейфсвальд», «Вильнюс Сивейс» и «Каунас Сивейс». После того как с рынка уйдет их единственный конкурент Болгарское пароходство, цена на транспортировку грузов может подскочить, — считает член рабочей группы экспертов по Евро-Азиатским транспортным связям при ЕЭК ООН Валерий Луговец. — Неудивительно, если так называемый «Новый шелковый путь», или маршрут Европа—Китай — Европа, вообще с треском провалится, так как паромы «Укрферри» могут не справиться с имеющимися объемами перевозок на Турцию, Грузию и далее.
И это далеко не единственная проблема.
Удешевить процесс
Сейчас объем доставляемых через «Новый шелковый путь» грузов находится на уровне июня 2016 года. Этому способствует, в частности, дороговизна нового маршрута, ведь транспорту приходится пересекать два моря — Черное и Каспийское, из-за чего стоимость перевозки в два раза выше, а сроки доставки в три раза дольше, чем по ж/д пути через Россию. На фоне проблем нового транспортного коридора экспортеры забили тревогу по поводу утраты своих позиций на рынках Казахстана и стран Средней Азии. Поэтому при активной поддержке экспедиторских компаний заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань недавно заявил о намерении министерства... снизить портовые сборы. По его словам, это поможет обеспечить конкурентоспособность проекта «Новый шелковый путь» по маршруту Украина — Грузия
— Азербайджан — Казахстан — Китай.
Виктор Довгань — сторонник увеличения количества паромов на данном направлении. Как результат — сейчас активно рассматривается проект создания совместного предприятия ПАО «Украинская железная дорога» и АО «Грузинская железная дорога» для оперативного взаимодействия с украинскими паромами «Герои Шипки» и «Герои Плевны».
Вопросом стимуляции развития «Нового шелкового пути» озадачены и на межгосударственном уровне. Так, в рамках встречи глав правительств — членов ГУАМ министру инфраструктуры Владимиру Омеляну было поручено заняться поиском решений для наращивания объемов грузоперевозок через территории стран ГУАМ (Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы), а также внедрения сквозного тарифа на Транскаспийском международном транспортном маршруте. Иными словами, ставится задача удешевить процесс перевозок товаров из Европы в Китай, сделав его конкурентоспособным транспортному коридору через РФ. На этом фоне ситуация с болгарскими паромами выглядит нелепо.
Одно министерство и два подхода
8 сентября текущего года Мининфраструктуры планирует провести II Международную транспортную конференцию «Интегрированные транспортные коридоры Европа — Азия» с участием премьер-министра Украины и представителей правительств других стран-участниц. Цель — еще раз обсудить вопросы повышения эффективности прохождения грузов по «Новому шелковому пути» и открытия зоны свободной торговли между странами — членами ГУАМ.
Как видим, планы повышения конкурентоспособности «Нового шелкового пути» весьма актуальны. Как при этом расценить «инициативу» бюрократов по введению практики двойных стандартов? Ведь в результате болгарские паромы покинут украинские порты, а паромы «Укрзализ-ныци» останутся без дела, поскольку также не потянут ответного повышения портовых сборов. Такая «война тарифов» способна серьезно отразиться на результатах взаимного сотрудничества.
Странно выглядит министерство, сотрудники которого одной рукой пытаются помочь общему делу, а другой фактически губят перспективные начинания для всей Украины. Не поэтому ли инвесторы нередко обходят стороной Украину?
Может, пора наконец строить прогнозированную, единую государственную политику по важнейшим экономическим вопросам, а не саботировать их? Этот вопрос представители СМИ хотели бы адресовать министру инфраструктуры Украины Владимиру Омеляну.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |