![]() |
|
![]() |
![]() |
На фоне острейших проблем, которые стоят сегодня перед Украиной, использование бытовых отходов не кажется такой уж значимой темой. Однако, как отмечает эколог А. Бецкой, из-за того, что не решены базовые проблемы, связанные с вывозом и утилизацией всех видов отходов, нынче любой мегаполис «находится практически на пороге биологического и бактериологического отравления своими же отходами». Любая авария на очистных сооружениях, системах водо- и теплоснабжения, систематический невывоз мусора или его утилизация на не приспособленных для этого полигонах приводят к распространению вредоносных бактерий и, значит, к резкому росту инфекционных заболеваний.
МУСОР ОПАСЕН ДЛЯ ЖИЗНИ
Ежегодно в Украине образуется более 10 млн. тонн бытовых отходов, из которых утилизируется не более 6%. И что хуже всего, уровень утилизации сокращается.
Так, если в 2015 году на переработку и утилизацию попали 5,93% бытовых отходов, из которых 2,73% были сожжены, а 3,2% отправлены на заготовительные пункты вторичного сырья и мусороперерабатывающие заводы, то в 2016-м этот показатель составил 5,8% (2,71% — сожжено, 3,09% — отправлено на переработку). Разница, на первый взгляд, не так уж велика, «каких-то» 0,13%, но в физическом виде это более 13-15 тысяч тонн. При этом количество отходов постоянно увеличивается, ибо производители совершенствуют свою продукцию и сопутствующие материалы, в частности тару и упаковку. А следовательно, растет и опасность для здоровья людей.
Рост отходов — мировая тенденция. И развитые страны давно уже используют различные методы для того, чтобы уменьшить влияние отходов на окружающую среду. В частности, этим целям служит применяемый в странах ЕС принцип расширенной ответственности производителя, который отвечает за переработку и утилизацию своей продукции после ее потребления.
«Внедрение этого принципа, — пишет Татьяна Тевкун, — обычно преследует две основные цели. Первая заключается в увеличении ставки сбора и переработки вторичного сырья; вторая — в том, чтобы перевести финансовую ответственность с граждан и государственных органов на производителей и тем самым стимулировать экологизацию изделий, снижение их негативного влияния на окружающую среду».
Такой принцип содержится в директиве Европейского парламента и Совета Европы 2008/98/ЕС от 19 ноября 2008 года об отходах. Эту директиву Украина должна внедрить в течение трех лет с момента вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС. А это означает, что уже с 1 января 2018 года в Украине должна быть налажена система сортировки мусора и отходов по видам материалов, а также разделение их на подходящие для повторного использования, для захоронения и опасные. Согласно европейским нормам, отходы, пригодные для повторного использования, должны направляться на соответствующие предприятия, безопасные — вывозиться на полигоны ТБО, а с опасными — проводиться необходимые для обезвреживания операции. При этом на обычные свалки не должны попадать отходы, которые разлагаются биологическим путем (норма Директивы 1999/31/EC).
ОНИ И МЫ
И тут важно подчеркнуть, что переработка отходов в странах ЕС начинается с того, что граждане самостоятельно сортируют их на органиче-ские и неорганические, которые могут использоваться повторно (стекло, бумага, пластик, металл). Затем относят отсортированные отходы в контейнеры — отдельные для каждого вида вторсырья. Далее эти отходы везут на сортировочные станции и перерабатывающие заводы, где установлено специальное оборудование, которое автоматически распределяет отходы. А только после этого рассортированное и распределенное того вторсырье отправляется на соотвествующие предприятия.
Отдельно собирают аккумуляторы, бытовую и оргтехнику, опасные отходы и крупную бытовую технику. Что касается биологических отходов, то их на специальных полигонах превращают в компост, который затем используют в качестве удобрений. Все прочее сжигают на заводах…
В Украине же внедрение европейской системы упирается в целый ряд причин, из которых эксперт международной неправительственной организации «Экология. Право. Человек» Алла Войцеховская выделила следующие:
- отсутствие инфраструктуры;
- отсутствие заинтересованности населения и производителей в сокращении объемов выработки и сортировке мусора и отходов;
- незаинтересованность предпринимателей в переработке мусора, отсутствие стимулов для этого вида хозяйственной деятельности;
- устарелость законодательства.
Все вышесказанное в полной мере относится к Одесскому региону. Увы, но у нас в этом отношении ситуация просто катастрофическая. На полигонах области в 2015 году было захоронено 1,2 млн. тонн бытовых отходов, или 15% захороненных отходов по стране. По этому показателю наш регион держит бесспорное, хотя и совсем не почетное, лидерство. (Для сравнения: в Львовском регионе этот показатель в 7,5 раза меньше, хотя «львовский мусор» — одна из топ-тем украинских СМИ, а об «одесском» изредка вспоминают только местные журналисты и экологи.) Уровень же переработки или утилизации — нулевой!
Так что неудивительно, что курортный город Одесса признан вторым по уровню загрязненности из крупных городов Украины.
ДОХОДЫ
НА ОТХОДАХ
Между тем значительной части отходов можно, образно говоря, давать новую жизнь. Так, переработав 15 млн. тонн отходов, можно получить 1,5 млн. тонн вторичного сырья.
Для примера: переработка тонны пластика позволяет сэкономить более трех тысяч литров нефти; а тонны переработанного стекла — 650 кг песка, 185 кг соды и 200 кг извести.
Не менее разительный пример — макулатура; при изготовлении из нее бумаги требуется на 40% меньше энергии и на 30% меньше воды, не говоря уже об экономии древесины.
Более того, опыт стран ЕС показывает, что переработка отходов — весьма прибыльный бизнес. У европейских мусороперерабатывающих компаний — миллиардные и многомиллионные прибыли.
Например, оборот французской корпорации Veolia Environ-mental Services, занимающейся переработкой и утилизацией мусора в 35 государствах мира, достигает 40 млрд. евро, а чистая прибыль — до полумиллиарда.
Даже небольшие мусороперерабатывающие предприя-тия приносят своим владельцам сотни тысяч евро годовой прибыли.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ: ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ
Острая ситуация с отходами и необходимость внедрения Директив ЕС, вытекающая из Соглашения об ассоциации, подстегнули украинское правительство взяться за выработку и принятие документа под названием «Национальная стратегия обращения с отходами для Украины».
Эта стратегия основана на ряде принципов, выработанных европейской практикой. Перечислим наиболее значимые из них.
Принцип «иерархии» отходов: он определяет преимущественный порядок практики обращения с отходами, что зависит от доступности и финансовой автономии.
Принцип «загрязнитель платит»: означает, что тот, кто загрязняет и сбрасывает отходы, должен компенсировать все расходы обществу (включая внешние затраты на защиту окружающей среды) в зависимости от своей деятельности.
Принцип «пользователь платит»: компенсация всех расходов на утилизацию отходов должна быть оплачена пользователями данных услуг.
Принцип доступности: стои-мость услуги должна быть доступной пользователям, т. е. находиться в разумных пределах.
Принцип финансовой автономии: означает наличие накопленного потока денежной наличности в каждом году. Это относится к минимальной прибыли, которая необходима для реализации услуги оборота отходов и напрямую связана с ценой услуги.
Принцип включения частного сектора: частный сектор может вносить значительный вклад, мобилизуя финансовые инвестиции и делясь промышленным опытом, который необходим для внедрения эффективной услуги обращения с отходами. Доступ к капитальным затратам особенно важен в украинских условиях ограниченного доступа к международному грантовому финансированию.
Принцип соседства: согласно данному принципу, отходы должны утилизироваться ближе к источнику. Тут следует заметить, что данный принцип может вступать в конфликт с критерием эффективности расходов, а также с преимуществом использования критерия крупных объектов, который часто ассоциируется с большими централизованными объектами утилизации и очист-ки. По поводу разрешения такого конфликта трудно давать рецепты; решение следует принимать исходя из конкретной ситуации.
Принцип самодостаточности: заключается в том, что для обращения с отходами должна быть установлена интегрированная и адекватная система, которая позволит стране двигаться самостоятельным путем решения проблемы.
Принцип устойчивого развития: тут важно, чтобы все, что происходит сегодня, не подрывало потребности будущих поколений. Системы обращения с отходами должны быть соответствующими, реальными и доступными обществу.
Принцип интеграции: принцип, согласно которому природоохранная деятельность является неразрывной частью процесса развития.
Принцип предосторожности: там, где существует вероятность угрозы окружающей среде, необходимо принимать определенные меры предосторожности, даже если нет убедительных свидетельств, подтверждающих ее обоснования.
Также в документе указаны основные цели стратегии:
- снизить риск негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду в Украине на ранних стадиях, внося улучшения в практику обращения с отходами, основываясь на принципах иерархии и критерии предположения;
- оптимизировать возможности для образования новых и минимизировать имеющиеся отходы;
- увеличивать количество отходов, направленных на переработку, повторную утилизацию и восстановление, там, где это экономически полезно, а также имеются финансовые ресурсы для реализации;
- увеличивать объем и улучшить качество сбора отходов;
- разработать возможности для очистки отходов, восстановления и утилизации согласно последним техниче-ским стандартам;
- снизить риск угрозы здоровью людей и безопасности окружающей среды от распространения и/или появления стихийных свалок отходов.
Одной из важнейших целей стратегии является предоставление четкого законодательного обоснования, которое будет соответствовать обязанностям Украины перед ЕС, которые указаны в Соглашении об ассоциации.
Разумеется, реализовать в полной мере эти достаточно амбициозные планы невозможно без поддержки населения. Потому такой важной задачей представляется широкое распространение информации и вовлеченность общества, сложение усилий, направленных на решение проблем, связанных с обращением с отходами в рамках страны.
К счастью, наиболее европеизированная часть населения Украины не просто понимает важность решения задач, поставленных Национальной стратегией, но и берет на себя часть той нагрузки, которая возложена на страну. Об этом мы расскажем в следующем номере газеты.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |